Сейчас важным направлением улучшения образования является введение в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий.
Каждый год учителя проходят курсы повышения квалификации и совершенствуют свои знания в ИКТ-компетентности.
Для чего же происходит их внедрение?
Постепенно в образовании происходят изменения. Перед образованием сейчас встает следующий вопрос: «Как построить образовательный процесс таким образом, чтобы у учащихся могла сформироваться востребованность к учебно-познавательной деятельности?»
В ФГОС ООО присутствуют следующие требования: «… использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий…, обновление содержания основной образовательной программы, методик и технологии её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся…» [1].
Для того чтобы реализовать данные требования ФГОС ООО, необходимо осуществлять обучение с использованием системно-деятельностного подхода и использовать новые технологии. Они позволяют активировать познавательную активность учащихся, развивать у них способность к самостоятельному обучению, также способствуют выработке навыков работы в коллективе, формируют учебные навыки и учебную мотивацию. А учитель как наставник направляет, и в этом ему могут помочь электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Что называется электронными образовательными ресурсами?
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — образовательный ресурс в электронно-цифровой форме, включающий в себя: структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [2].
Главная цель, которая стоит перед ЭОР на уроках, — это повысить уровень образовательного процесса. В настоящие время электронные средства обучения — это наглядный вид полученной информации, которая расширяет представление ребенка об окружающем нас мире.
Они дают мотивацию для продолжения самостоятельного изучения тем, а также проходить самопроверку. ЭОР имеют широкие возможности для предоставления более широкого спектра информации, чем при стандартном обучении, и при этом все собрано на одном устройстве.
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе является обязательной частью современного учителя.
Какие же цели достигаются при использование ЭОР?
- Предоставляется учебная информация с помощью мультимедиа-технологий;
- Обратную связь можно осуществлять при интерактивной кооперации;
- Осуществление проверки результатов;
- Информационно-методическое обеспечение проходит автоматически.
Электронными образовательными ресурсами можно пользоваться на каждом этапе урока: объяснение нового материала, повторение, закрепление, контроль ЗУН.
Пользуясь ЭОР можно осуществлять:
— точный и правдивый контроль;
— персонализировать процесс обучения;
— применять для решения разных учебных задач;
— объединять разные методические приемы;
— разнообразить деятельность обучающихся.
На сегодняшний день можно выделить следующие виды электронных образовательных ресурсов:
— цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
— информационные источники сложной структуры (ИИСС);
— инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК).
Также ЭОР можно квалифицировать по особым показателям:
— по виду образовательной деятельности;
— по функции ЭОР, выполняемые в образовательном процессе;
— по типу;
— по степени интерактивности.
— по характеру предоставляемой информации;
В свою же очередь каждый из данных типов можно подразделить еще на несколько.
Рис. 1. Классификация по типу
Рис. 2. Классификация по функции ЭОР, выполняемым в образовательном процессе
Рис. 3. Классификация по виду образовательной деятельности;
Рис. 4. Классификация по характеру предоставляемой информации и по степени интерактивности
Некоторые могут сказать, что наличие ЭОР на уроке может погубить индивидуальность учителя, что уходит творчество из его работы. А кто сказал, что творчество — это только что-то материальное? Учитель продолжает творить, создавая свои собственные ЭОР, а творчество проявляется еще и в правильном внедрении и использовании электронных образовательных ресурсов.
Главной задачей для себя я считаю грамотное использование электронных ресурсов с пользой для образовательного процесса и, соответственно, для ученика тоже.
В конце хотелось сказать, что внедрение электронных ресурсов не будет тормозить, а наоборот, будет его развивать. Если их грамотно встроить в учебный процесс, то они дополнят традиционное обучение, расширят возможности учителя в творчестве, а у учеников повысят потенциал к самостоятельной учебной работе.
Нельзя стоять на месте, нужно совершенствоваться в познании нового, применять полученные знания впоследствии на практике, и тогда можно достигнуть успеха в своей профессиональной деятельности и повысить свой уровень образования.
Литература:
- ФГОС ООО
- ГОСТ Р 52653–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.
- ГОСТ Р 52620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общее положение.