Готовность студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов
Автор: Тарамова Элиза Аюбовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 23.03.2016
Статья просмотрена: 58 раз
Библиографическое описание:
Тарамова, Э. А. Готовность студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов / Э. А. Тарамова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10096/ (дата обращения: 16.12.2024).
Готовность студентов педагогического вуза кразработке электронных образовательных ресурсов
Тарамова Элиза Аюбовна, старший преподаватель
Чеченский государственный педагогический институт
Современный этап развития российского образования характеризуется внедрением в педагогическую деятельность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые выступают, прежде всего, в качестве поддержки интеллектуальной деятельности, к которой, несомненно, относится и педагогическая. Это обусловило использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и определило необходимость подготовки будущих учителей к их разработке и использованию. Включение ИКТ в учебный процесс способствует качественному улучшению процесса обучения, благодаря представлению информации в данном виде, который позволяет задействовать все каналы усвоения и тем самым повысить степень усвоения учебного материала.
ЭОР представляют собой учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства; являются совокупностью учебно-методических ресурсов, способствующих эффективному освоению обучающимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки по одному из направлений (специальностей).
Федеральные требования к квалификации учителей (согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования), связанные с приемом на работу, аттестацией, повышением квалификации педагогических кадров, включают в себя характеристики профессиональной компетентности в сфере ИКТ, в том числе готовность к использованию мультимедиа технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Вместе с тем учителю в образовательном процессе необходимо не только использовать готовые ЭОР, но и уметь разрабатывать ЭОР на основе прикладных и инструментальных программных средств и применять их для мультимедийного сопровождения уроков и внеклассных мероприятий, реализуя собственные методические находки [1].
Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
- Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
- Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
- Развитие способностей к определенным видам деятельности.
- Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
- Восстановление знаний, умений и навыков.
- Контроль и оценивание уровней знаний и умений [4].
Выполняя практические работы на занятиях, студенты руководствуются готовыми описаниями: сделать что-то, выделить, изменить таким то образом, заполнить таким то текстом. Особенно это применяется при издании текстового редактора. Современный этап развития ИКТ характеризуется наличием большого количества прикладных и инструментальных программных средств, применение которых для создания ЭОР не требует специализированной подготовки в области программирования (MS Word, MS Excel, MS Access, MS Power Point, Windows MovieMaker, FrontPage, Macromedia Flash и др.). Особо ценными среди них являются программные средства, позволяющие создавать мультимедийные ЭОР, объединяющие как статическую визуальную информацию (текст, графика), так и динамическую (речь, музыка, видеофрагменты, анимация). Знание возможностей таких средств, наличие умений и навыков работы с ними позволят студенту педагогического вуза — будущему учителю создавать ЭОР.
Вместе с тем в настоящее время недостаточно разработаны теоретические подходы к организации обучения и отбору содержания подготовки студентов педагогического вуза к разработке ЭОР, а также выбору средств их создания. Все вышесказанное позволило выделить противоречия между:
потребностью системы образования в повышении уровня подготовки учителей в области ИКТ, расширением перечня умений по работе с информацией для современного учителя и недостаточной разработанностью научно-методических подходов к подготовке студентов педагогического вуза к созданию ЭОР;
потенциалом использования мультимедиа технологии для разработки ЭОР, современным уровнем теоретических и практических разработок в этой области и сложившейся практикой обучения студентов педагогического вуза, не обеспечивающей в должной мере подготовку к разработке ЭОР на основе прикладных и инструментальных программных средств, реализующих возможности мультимедиа.
Электронное обучение, как и традиционное, в чистом виде не дает того результата, который получается в итоге обучения по смешанной модели. Смешанная модель обучения позволяет совмещать традиционное обучение, где занятия проводятся в аудиторном виде (лекции, семинары лабораторные работы), при этом вынося часть практических мероприятий в электронный вид. Это позволяет преподавателю концентрировать внимание на более интересных и сложных темах курса, не уделяя такого же внимания основным теоретическим понятиям, которые студент усваивает, выполняя электронные тестирования или принимая участие в обсуждении в форуме или блоге.
Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века [3]. Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессионального образования. Продвижение в данном направлении в значительной степени определяется уровнем материально-технического, научно-методического и информационного оснащения системы образования, подготовкой педагогических кадров.
Сравнение мнений преподавателей с различным опытом применения ЭОР позволяет сделать вывод, что оценка эффективности ЭОР меняется с увеличением опыта их использования: чем больше опыт работы педагога с ЭОР, тем выше, по его мнению, их эффективность [2].
Литература:
- Абдулаева П. З., Османова А. А., Абдулаева Х. С. Умение применения электронных образовательных ресурсов — как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей врачебной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 7. — с. 11–13.
- Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности // Молодой ученый. — 2014. — № 13. — с. 241–243.
- Данилова О. В. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов: автореферат дис. к. п. н. / О. В. Данилова, Чебоксары, 2010.
- Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — с. 155–157.