Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.12.2022

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Сеидова, Ф. М. Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга / Ф. М. Сеидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96915/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-технологий; определены особенности данного процесса применительно к образовательной среде высшего учебного заведения.

Ключевые слова: SMART-технологии, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность педагогов, формирование готовности педагога к использованию SMART-технологий.

Появление современных смарт-технологий и внедрение принципов непрерывного обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения и технологий электронного обучения, влечет за собой кардинальные изменения во многих сферах, начиная от работы и заканчивая образованием.

Смарт-образование — это интерактивная среда обучения, основанная на использовании мобильных устройств с помощью контента со всего мира, который находится в свободном доступе независимо от времени и пространства. Это поддержка необходимых потребностей учащихся и учителей.

Смарт-технологии предполагают интеграцию, то есть включение мультимедийных фрагментов (интерактивные доски SMART Boards, интерактивные проекторы, интерактивные дисплеи и др.) и внешние электронные ресурсы (различные веб-сайты, видео, игры и т. д.)

Существует также два способа компьютерной поддержки учебного процесса:

1) без учителя, когда компьютер оценивает правильность и оказывает необходимую помощь.

2) компьютер выступает помощником учителя. Например, показывает результаты выполнения студентами контрольных заданий с учетом ошибок, которые они сделали, потраченного времени; сравнивает баллы разных учеников и т. д.

Согласно принципам конструирования учебного процесса, выделяют этапы, которые мы видим на рис. 1.

На каждом из указанных этапов интерактивная доска как универсальное средство обучения может найти свое место и полезное дидактическое назначение. Сущность применения технологии смарт состоит в такой организации учебного процесса, когда практически все учащиеся вовлечены в процесс познания, имея возможность рефлексировать по поводу того, что знают, думают и умеют.

Этапы конструирования учебного процесса

Рис 1. Этапы конструирования учебного процесса

На сегодняшний день смарт-технологии внедряются в каждое занятие. Это дает возможность преподавателям и студентам открывать новые горизонты в работе со смарт-технологиями, выполнять задания различной степени сложности и типа; решать образовательные задачи как индивидуально/в паре, так и в командной работе; экономить свое время для поиска необходимых сведений. При этом главным компонентом, интегрирующим решение образовательных задач, становится активный образовательный контент, на основе которого создаются единые хранилища данных, позволяющие снять временные и пространственные рамки.

Как результат, использование SMART-технологий в образовательном процессе вуза имеет множество преимуществ: это способствует созданию методических платформ (например: Skysmart, Нетология, Skyeng и т. д.) для реализации различных образовательных и профессиональных целей педагогов; для обучающихся — это возможность обеспечить непрерывный уровень их саморазвития в условиях современной смарт-среды вуза; для самих педагогов это значительно облегчает их возможности управлять процессом обучения и воздействовать на уровень образованности студентов благодаря расширению возможностей образовательной среды.

Однако, на практике применение SMART-технологий преподавателями ВУЗа часто затруднено по различным обстоятельствам, таким как недостаточная информационно-коммуникационная компетентность в данной области, стереотипного неприятия инноваций, либо неготовности педагогов старшего поколения к переподготовке в данной сфере. Вышесказанное делает актуальным формирование готовности педагогических кадров ВУЗа к использованию смарт-технологий. С целью определения особенностей формирования готовности педагогов к использованию SMART-технологий был проведен опрос преподавателей центра рекрутинга и развития ТюмГУ, который показал процент готовности педагогов к работе с использованием смарт технологии, а также примерные причины неготовности.

Опрос педагогов довузовской подготовки ТюмГУ «Готовность педагогов к использованию смарт-технологий» 2021–2022 гг.

Рис. 2. Опрос педагогов довузовской подготовки ТюмГУ «Готовность педагогов к использованию смарт-технологий» 2021–2022 гг.

13 % педагогов не готовы использовать смарт-технологии, а 40 % затрудняются ответить, объясняя это тем, что они могут только адаптировать имеющийся ресурс в учебный процесс, но не способны создавать самостоятельно необходимый материал к занятию.

Педагоги выделяют две глобальные причины: отсутствие ИКТ навыков и низкая оснащенность материально-технической базы образовательной организации.

Учитывая данное обстоятельство, основными особенностями формирования готовности педагогов к использованию указанных технологий будут следующие:

— Формирование информационной мотивации педагога, состоящей в наличии установки на работу с информацией.

— Формирование способности педагогов к информационной деятельности, понимаемой как умение работать с информацией и в дальнейшем применять ее в своей профессиональной деятельности, усвоение знаний о возможностях применения SMART-технологий

— Формирование способности педагогов к осуществлению информационной коммуникации как владение коммуникативными приемами по обработке и использованию разнообразной информации.

Формирование готовности педагогов к использованию SMART-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в образовательном процессе вуза, реализуемая последовательно, приведет к снижению сопротивления педагогов к инновациям, инициирует их познавательную и инновационную деятельность в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий, расширит возможности педагогов по разработке ими собственных проектов использования потенциала SMART-технологий в вузе.

Литература:

  1. Писаренко В. И. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам / В. И. Писаренко // Открытое образование. — 2010. — № 4. — С. 54–63.
  2. Буримская, Д. В. Современное состояние обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий / Д. В. Буримская // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 1. — С. 60–70.
  3. Коняев А. С., Коняева Е. А. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. N 12. С. 35–45.
  4. Фадеева В. В., Дембров В. А. Применение технологических инноваций в сфере образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2012. N 2(20). С. 99–105.
  5. Ломовцева, Н. В. Аспекты подготовки преподавателей в области дистанционного образования / Н. В. Ломовцева // Международная интернет- конференция «Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества профессионального образования»: сб. ст. участников конф. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — С. 221–223.
Основные термины (генерируются автоматически): использование SMART-технологий, учебный процесс, SMART, возможность, использование смарт-технологий, образовательная среда, образовательный процесс вуза, Формирование способности педагогов, этап конструирования.


Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, Smart-технологии, информационно-коммуникационная компетентность педагогов, формирование готовности педагога к использованию SMART-технологий

Похожие статьи

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности

В статье обоснована необходимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей оптимальное усвоение всех дисциплин ООП подготовки будущих педагогов, в том числе по безопасности жизнедеятельно...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Похожие статьи

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности

В статье обоснована необходимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей оптимальное усвоение всех дисциплин ООП подготовки будущих педагогов, в том числе по безопасности жизнедеятельно...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Задать вопрос