Особенности дистанционного обучения
Авторы: Данилов Олег Евгеньевич, Поздеева Оксана Георгиевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 21.02.2014
Статья просмотрена: 5095 раз
Библиографическое описание:
Данилов, О. Е. Особенности дистанционного обучения / О. Е. Данилов, О. Г. Поздеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5176/ (дата обращения: 24.12.2024).
В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов, предназначенных для осуществления такого обучения. Кратко изложена стратегия проектирования интернет-курсов. Указаны некоторые проблемы, возникающие при реализации дистанционного обучения.
Ключевые слова: открытое образование, дистанционное обучение, информатизация образования, информационно-образовательная среда, кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология.
В информационном обществе интеллектуальное развитие его членов становится главным стратегическим ресурсом и важным фактором развития общества. Иными словами, главным ресурсом становится человек, способный приобретать и применять знания, а также участвовать в процессе их создания [8, с. 9]. Глобальная информатизация общества инициирует информатизацию образования. Информатизация образования, в свою очередь, подразумевает процесс создания информационно-образовательной среды (ИОС). Этот процесс связан с созданием необходимой материально-технической базы системы образования и предполагает подготовку учебно-методических материалов нового поколения, а также формирование принципиально новой культуры преподавания в условиях применения информационно-образовательной среды. Решению этих задач посвящены известные нам исследовательские и методические работы [1; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].
Считается, что процесс информатизации системы образования развивается по четырем основным направлениям:
- оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами для широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве инструмента педагогического воздействия, позволяющего существенно повысить эффективность образовательного процесса;
- использование современных ИКТ для поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа преподавателей и обучающихся к научной и учебно-методической информации;
- развитие и широкое распространение дистанционного обучения (нового метода реализации процессов образования и самообразования);
- пересмотр и изменение содержания образования, обусловленные развитием процесса информатизации общества.
Как уже было сказано ранее, информатизация общества приводит к появлению новых технологий организации образования. Такими технологиями являются, например, технологии открытого образования [1, с. 407–429]. А одним из наиболее эффективных методов расширения и глобализации открытого образовательного пространства является развитие дистанционных образовательных технологий [3]. Открытое образование в конечном итоге должно представлять собой систему организационных, педагогических и информационных технологий, в которой обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других качеств образования.
Создаваемая система открытого образования (совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования) должна способствовать:
- изменению характера развития, приобретения и распространения знаний;
- предоставлению возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;
- расширению доступа к общему и профессиональному образованию;
- изменению роли преподавателя в учебном процессе;
- повышению качества образования;
- обеспечению доступности образования;
- повышению экономического потенциала за счет повышения уровня образованности населения;
- обеспечению непрерывности образования на протяжении всей жизни;
- интеграции национальной системы образования в мировую.
- Открытое образование подразумевает:
- возможность открытого поступления в учебное заведение (как правило, без вступительных испытаний);
- открытое планирование процесса обучения (составление индивидуальной образовательной траектории — последовательности модулей соответствующей учебной программы);
- возможность выбора учащимся преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени соответствовал бы потребностям обучающихся);
- выбор времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);
- выбор места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).
Открытое образование, как уже отмечалось, предполагает применение технологий дистанционного обучения (дистанционных образовательных технологий). Под дистанционным обучением в данном случае подразумевается совокупность образовательных технологий, реализуемых в основном с применением ИКТ при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагога. Одной из главных целей создания системы дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства. Основными дистанционными образовательными технологиямиявляются кейсовая технология, интернет-технология и телекоммуникационная технология [10, с. 60]. Возможно сочетание этих технологий. Кейсовая технология реализуется с помощью специального набора учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных. Эти материалы пересылаются (или передаются) обучающимся для самостоятельного изучения. Периодические консультации с преподавателями проводятся в специально созданных для этих целей удаленных учебных центрах. Интернет-технология предполагает использование глобальной сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Телекоммуникационная технология — это способ использования телевизионных лекций с консультациями преподавателей по месту жительства обучающихся.
В зависимости от используемых дистанционных технологий представление информации для обучающихся осуществляется в виде печатных (традиционных учебно-методических комплексов [2]) или электронных материалов (электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя компьютерные образовательные среды, базы данных, электронные издания учебного назначения, аудио- и видеоматериалы).
Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-методических и справочных материалов. При этом эффективность дистанционного обучения в значительной степени зависит от того, в какой форме представлены учебные материалы. Приведем в качестве примера некоторые, в том числе традиционные, формы таких материалов:
- печатные материалы на базе традиционных учебников;
- компьютерные электронные учебники;
- учебные материалы на аудио- и видеодисках;
- радио- и телевизионные курсы;
- лекционные курсы на носителях электронной информации;
- компьютерные обучающие программы.
Эффективность дистанционного обучения зависит от того, насколько оперативно осуществляется связь обучающихся с преподавателем. В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия обучающихся, преподавателей и организаторов обучения:
- традиционная почта;
- факсимильная связь;
- компьютерные технологии;
- видеоконференции с использованием одной из форм телевещания;
- аудио- и видеоконференции на основе телефонных технологий;
- интранет-системы;
- глобальная сеть Интернет.
В настоящее время наиболее универсальной и перспективной для обучения технологией, обеспечивающей доступ к хранилищам информации как обучающимся, так и преподавателям, является интернет-технология.
Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной работы обучающихся, характеризуются следующими свойствами [5, с. 70–71]:
- предназначены непосредственно для обучающихся (дают полное представление о целях самостоятельной деятельности, концепции построения учебного материала);
- обладают достаточной полнотой изложения (содержат такой объем информации, который позволяет самостоятельно или с минимальной помощью преподавателя овладеть компетенциями, основанными на необходимых для этого знаниях, умениях и навыках);
- содержат систему опорных ориентиров (помогают оперативно составить общее представление об изучаемом материале, свободно ориентироваться в нем, быстро находить нужную информацию);
- содержат систему заданий для самоконтроля (имеются образцы или возможные варианты решений задач, критерии для определения правильности выполнения заданий, учебные тесты и т. п.);
- имеют систематизированную справочную информацию (ссылки на используемые источники, библиографические описания и т. д.);
- организованы так, что позволяют обучающимся осуществлять их отбор для достижения индивидуальных целей (предоставляют возможность разноуровневого конструирования учебной структуры).
Дистанционное обучение осуществляется на основе общенаучных принципов, но ему также присущи и следующие специфические принципы [5, с. 97]:
- принцип динамичности (предусмотрена возможность изменения и дополнения содержания обучения);
- принцип осознанности перспективы (понимание системы перспектив как обучающимися, так и преподавателем);
- принцип разносторонности методического консультирования;
- принцип паритетности (субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающихся).
Стратегия проектирования интернет-курса преподавателем включает в себя следующие компоненты [4, с. 69]:
- определение целевой группы;
- описание учебных целей;
- планирование ресурсов;
- составление структуры курса и рабочей программы;
- определение содержания курса и форм контроля знаний;
- разработка учебного материала;
- подготовка инструкций для обучающихся;
- оценка курса и коррекция учебных материалов;
- планирование тьюторской поддержки;
- публикация курса на сайте;
- организация взаимодействия с администрацией учебного заведения.
Преподаватель должен четко представлять, для какой целевой группы обучающихся предназначен разрабатываемый им курс. Это даст возможность получить ориентировку на создание соответствующих учебных материалов и применение методических и дидактических принципов.
В работе [6] предлагается технология проектирования модульных программ, основанных на компетенциях. Эта технология может применяться и при создании программ дистанционного обучения. Общий пакет учебно-методической документации такой программы содержит [6, с. 67]:
- структуру модульной программы;
- описание каждого модуля по установленной форме;
- документацию по оценке для каждого модуля;
- учебно-методические материалы изучения модулей (алгоритм реализации, учебные задания, теоретические и справочные материалы).
В развитии современной системы образования прослеживается тенденция, согласно которой преподаватель уже не является только источником информации, а в первую очередь должен быть координатором развития обучающихся [7, с. 13]. Обучать критическому мышлению, решению проблем и развивать компетенции предлагается с помощью практики и активно-деятельностного обучения. Для того чтобы реализовать такое обучение с помощью электронных образовательных ресурсов (а именно им отводится ведущая роль в системе образования), необходимо внедрять в них интерактивную составляющую. При этом акцент переносится на самостоятельную работу обучающихся. Выделяют три типа электронных образовательных ресурсов [7, с. 13–16]:
- текстографические;
- аудиовизуальные;
- мультимедийные.
Текстографические материалы эффективны тогда, когда существует необходимость привлечения сведений из различных источников. Также их применение оправдано в случае, когда содержимое ресурса нужно оперативно обновлять. Аудиовизуальные материалы (те, которые содержат фотографии, видеозапись, музыку и т. п.) чаще играют роль, которую выполняли раньше так называемые наглядные пособия. Мультимедийные ресурсы (способные одновременно воспроизводить согласованную совокупность двух вышеупомянутых ресурсов) имеют более широкую область применения и являются наиболее сложными в плане изготовления.
Сложившаяся на данный момент ситуация в системе образования позволяет говорить о том, что существует ряд проблем, которые возникли во время перехода от традиционной системы образования к новой, еще не до конца сформировавшейся. Одна их них — это отсутствие ИКТ-компетентности у значительной части преподавателей, что является существенным препятствием для создания новой школы, в которой «не обучающийся должен находить знания, а знания должны находить его». На наш взгляд, необходимо создание некоего универсального инструментария для изготовления современных учебных материалов, доступного среднестатистическому преподавателю. Попытки создать такие системы ведутся [7], однако говорить о том, что данная проблема решена, пока преждевременно. Другой (очень важной, на наш взгляд) проблемой является отсутствие необходимой мотивации у обучающихся дистанционно. Решение ее используемыми ранее традиционными методами невозможно в силу специфики процесса обучения (удаленности преподавателя от обучающихся).
Литература:
1. Андреев В. И. Современное образование как открытая система: коллективная монография / В. И. Андреев, Г. А. Адрианова, В. П. Андрущенко и др.; Под ред. Н. Г. Ничкало, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. — Институт научной и педагогической информации РАО, издательство «ЮНИТА-ДАНА», издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. — 576 с.
2. Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 552–555.
3. Данилов О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 448–451.
4. Журавлева О. Б. Управление интернет-обучением в высшей школе / О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, Е. Г. Соломина; Под ред. Б. И. Крука. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 224 с.
5. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
6. Олейникова О. Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. Н. Коновалов, Е. В. Сартакова. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. — 256 с.
7. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. — М.: Агенство «Издательский сервис», 2010. — 328 с.
8. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцов; Под ред. И. В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
9. Смирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
10. Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев; Под общ. ред. В. А. Трайнева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 294 с.
11. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 320 с.
12. Федоров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
Ключевые слова
дистанционное обучение, информатизация образования, интернет-технология, информационно-образовательная среда, открытое образование, кейсовая технология, телекоммуникационная технология., телекоммуникационная технологияПохожие статьи
Особенности дистанционного обучения в системе образования
В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения
В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...
Внедрение информационно-технологических сред в образовательную среду
Вопрос, затронутый в данной статье, затрагивает тему использования информационных сред в образовательной области. В качестве примера приводится то, какая работа в данной области была проделана в Арзамасском филиале ННГУ. Рассмотрен вопрос информатиза...
Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства
В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе
В статье рассматриваются возможности и перспективы использования информационных технологий в вузе. Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе.
Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы
В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...
Похожие статьи
Особенности дистанционного обучения в системе образования
В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения
В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...
Внедрение информационно-технологических сред в образовательную среду
Вопрос, затронутый в данной статье, затрагивает тему использования информационных сред в образовательной области. В качестве примера приводится то, какая работа в данной области была проделана в Арзамасском филиале ННГУ. Рассмотрен вопрос информатиза...
Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства
В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе
В статье рассматриваются возможности и перспективы использования информационных технологий в вузе. Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе.
Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы
В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...