Question of this article regards of the introduction of the information environment in the educational area. As an example, what kind of work in this area has been done at the N. I. Lobachevsky state university Arzamas branch.The question of informatization of educational area is not only the individual university, but also society as a whole. Describes the problems faced by educational institutions in the implementation of technological innovations in its activities. In addition, we consider some options for addressing the problems. Offered examples and describe some of the positive and negative aspects of the introduction of new technologies.
Keywords: technological environment, information environment, informatization, educational process, the role of technological innovations.
В век информационных технологий огромное значение придается информации, сегодня информационная необходимость практически стоит на одном уровне с необходимостью в еде и воде, нет информации — нет жизни, разумной жизни. С развитием информационной сферы, человеку приходится подстраиваться под собственные творения, т. к. их использование существенно облегчает его работу, а к более совершенным технологиям он еще не добрался, не придумал.
Создание электронных вычислительных машин (ЭВМ) существенно продвинуло прогресс вперед. ЭВМ стали применять совершенно во всех направлениях деятельности, ведь они в разы облегчают работу, а иногда и полностью могут заменить человека, делая за него однообразную работу быстрее и безошибочно. Образовательная сфера так же была подвержена информатизации, существенно был переработан процесс обучения новых кадров, процесс обучения встал на совершенно новый уровень.
Для внедрения информационной и технологической сфер в работу университетов, были созданы специальные технические отделы. Например, в Арзамасском филиале ННГУ был создан отдел «информационных технологий» («Центр информационных технологий», ЦИТ). Сотрудники данного отдела занимаются такими вопросами как, например, компьютеризация аудиторий, создание внутренних локальных сетей, обеспечение связи между зданиями и корпусами филиала, обеспечение доступа к сети Интернет, поддержка исправной работы оборудования и т. д.
В последние годы сеть Интернет активно используется на всех уровнях образовательной деятельности. Многие учебные заведения стали создавать собственные сайты, на которых предоставляют исчерпывающую информацию о структуре, правовой документации, планах образовательного процесса и других сферах деятельности. Арзамасский филиал ННГУ как все ВУЗы России так же имеется свой сайт http://www.arz.unn.ru/, на котором размещена вся информация об университете и его работе.
Разработкой и обеспечением сайта занимается ЦИТ. В обязанности входит такая работа, как: оформление сайта, размещение необходимой документации, своевременное обновление новостей и т. п. На сайте АФ ННГУ для всех факультетов и направлений можно найти ссылки на учебный план (так же к ним доступны аннотации, и будущие специалисты могут узнать, чему их будут обучать на выбранной специальности), расписание занятий на семестр, расписание зачетов и экзаменов и т. п. информацию, полезную обучающимся. Имеются ссылки на контактные данные администрации университета, что позволяет уточнить какую-либо информацию, получить ответы на возникшие вопросы. Информатизирована работа приемной комиссии, что позволяет процесс набора, зачисления абитуриентов в состав студентов по результатам ЕГЭ сделать максимально прозрачным, удобным и для поступающих в ВУЗ, и для контролирующих органов.
Но информатизация затрагивает не только учебный и образовательный процессы, но и экономическую сферу университета как предприятия. Все учебные заведения ведут бухгалтерский учет. Деятельность бухгалтеров в ВУЗе во многом подверглась реформам благодаря внедрению новых технологий. Компьютерный расчет существенно облегчил работу бухгалтера, взяв на себя ее вычислительную часть. Такое нововведение позволило сократить численность персонала бухгалтерии. Но требования к работникам возросли — теперь им требуется не просто понимать бухгалтерский учет и уметь работать с бумагами, но также уметь работать с новым программным обеспечением, созданным специально для них. Для облегчения работы, бухгалтеры используют, например, пакет программного обеспечения MicrosoftOffice (Word, Excel, Access и т. д.).
В Арзамасском филиале ННГУ бухгалтерия использует продукты фирмы «1С» такие как «1С: Предприятие», «1С: Бухгалтерия» и т. п. Данные продукты были созданы фирмой «1С» специально для бухгалтерии предприятий и содержат в себе все тонкости бухгалтерской работы. Но для построения корректной работы бухгалтеров, требуются люди на должность «ведущих программистов», которые одинаково хорошо разбираются как в бухгалтерском учете, так и в программировании.
Внедрение технических и информационных инноваций в образовательную сферу ведет к созданию системы открытого образования. Использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения [2, с.88]. Введение таких существенных преобразований имеет не только положительные перспективы, но и вызывает ряд проблем, которые предстоит решить для построения эффективной и надежной системы образования, переподготовки, повышения квалификации.
Такими положительными примерами внедрения информационных технологий в образовательный процесс можно назвать:
Улучшение качества образования, в том числе за счет увеличения возможностей обучающихся, их доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам, к материалам компьютерного тестирования при самостоятельной работе и самоконтроле [3].
Облегчение работы преподавателей с использованием электронных учебников, тестов в электронном виде с автоматической обработкой результатов и т. д.
Возможность создания и использования систем и программ, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир [3].
Систему дистанционного обучения «Прометей», представляющую собой мощный программный комплекс, который может использоваться как для обучения (в том числе и дистанционного), так и для контроля и оценки качества знаний студентов. В СДО «Прометей» имеется возможность создавать электронные учебники, пособия, методические рекомендации, тестовые задания различного уровня трудности с учетом особенностей преподавания конкретной дисциплины [4].
Отрицательные последствия внедрения подобных инноваций в образовательную среду:
Информационная перегрузка участников организационного и образовательного процесса. Избыток информации служит причиной переутомления, снижения качества мышления, способствует возникновению депрессий и других проблем здоровья среди образованных членов современного общества [3].
Постоянное сидячее положение не очень хорошо сказывается на здоровье организма, работа за компьютером дает постоянную усиленную нагрузку на глаза, потеря по каким-либо причинам обработанной и несохраненной информации приводит к стрессу. Это в свою очередь негативно влияние на психологическое и физическое состояние учащихся [3].
Несоблюдение правовых норм, сложность констатации нарушения авторских прав, бесконтрольное копирование и использование чужой интеллектуальной собственности [3].
Неконтролируемые изменения образа жизни пользователей информационных технологий, когда компьютерные технологии берут на себя доминирующую, ведущую роль и теряется грань между реальной и виртуальной жизнью. Огромные временные затраты на бесполезные компьютерные программы, не связанные с профессиональной и учебной деятельностью.
Процесс внедрения новых технологий в образовательную сферу не может произойти мгновенно, так как является процессом постепенным и непрерывным [1, с.83]. Для получения желаемого результата от введения технических инноваций в процесс обучения необходимо, чтобы этот процесс контролировался на государственном уровне. Для успешного итога необходимо создание универсальных систем в образовательных учреждениях, чтобы информация, переданная от одного заведения другому, могла быть единообразно понята. Необходимо постоянное обновление оборудования в образовательных учреждениях, чтобы число задержек ответов по техническим причинам сокращалось.
Для решения проблемы с использованием интеллектуальной собственности, необходимо показать людям, что информация — такой же реальный продукт, что его нельзя использовать нелегально и что это может повлечь за собой серьезную ответственность. Возрастает необходимость в ознакомлении учащихся с «информационным правом». В ВУЗах существуют дисциплины, включающие в себя ознакомление с подобными вещами.
Но прежде всего, нужно показать людям необходимость информатизации всех сфер деятельности на примере положительных результатов однопрофильных организаций. Необходимо мотивировать людей на использование информационно-технических инноваций, иллюстрацией более высоких показателей с наименьшими затратами при достижении основной цели.
Уже очевидно, что внедрение новых технологий — это еще один шаг на ступени развития человечества. Переход от одной формы образования к другой влечет за собой улучшение качества образования, и как следствие ускорение развития человека, приближение его к новым научным открытиям.
Литература:
- Петухов Е. И. Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10. — С. 82–83;
- URL: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=10002155 (дата обращения: 28.04.2015)
- Рапацевич Е. В. Инновации в образовании: роль информационно-технологической среды // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10. — С. 86–88;
- URL: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=10002157 (дата обращения: 28.04.2015)
- Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]
- URL: http://technologies.su/informacionnye_tehnologii_v_obrazovanii (дата обращения: 28.04.2015)
- Сугробов В. А. Тестовые технологии как средство эффективного контроля качества знаний студентов и элемент поддержки учебной деятельности // Информационные технологии и прикладная математика. Межвузовский сборник аспирантских и студенческих научных работ. — Арзамас: АГПИ, 2011. — 175 с. Часть 2.