Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед образованием новые цели. На смену жесткому авторитарному унифицированному образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, приходит образование, направлениями развития которого становятся гуманизация, ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении, создание возможности для творчества, открытость, практическая применимость знаний, использование современных информационных и коммуникационных технологий.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Сегодня основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным к принятию новых решений, а также успешно выполняющим функции менеджера.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Инновации в образовательной деятельности — это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.
Исследователи, занимающиеся проблемами высшей школы, отмечают ряд перспективных направлений в развитии сферы высшего образования. Так, подчеркивается переход от информативных к активным методам и формам обучения — через включение в учебную деятельность элементов проблематизации, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы студентов.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что инновационные модели обучения основаны на концепции развивающего обучения.
Примерная обобщенная модель инновационного обучения предусматривает: активное участие студентов в процессе обучения; возможности прикладного использования знаний в реальных условиях; подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности; акцент на процесс обучения, а не на запоминание информации.
Наиболее эффективными являются следующие инновационные технологии обучения: контекстное, имитационное, проблемное, модульное, полное усвоение знаний, дистанционное.
Контекстное обучение основывается на интеграции различных видов деятельности студентов: учебной, научной, практической. Основой обучения является использование сочетаний различных форм организации деятельности студентов: учебная деятельность академического типа, учебно-профессиональная деятельность и др.
Основой имитационное обучения является имитационно-игровое моделирование в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. Данное обучение позволяет отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональный опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности
Проблемное обучение осуществляется на основе инициирования самостоятельного поиска студентом знаний через проблематизацию (преподавателем) учебного материала. Требует особой организации и мастерства преподавателя в постановке проблемной задачи.
Модульноеобучение представляет собой разновидность программированного обучения, сущность которого заключается в том, что содержание учебного материала жестко структурируется в целях его максимально полного усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений и контроля по каждому фрагменту. Ключевой момент — организация учебного материала в наиболее сжатом и понятном для студента виде. Данное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы; четкую последовательность изложения учебного материала и систему оценки и контроля усвоенных знаний; адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Полное усвоение знаний разрабатывается на основе идей Дж. Кэрролла и Б. С. Блума — о необходимости сделать фиксированными результаты обучения, оптимально изменяя при этом параметры условий обучения в зависимости от способностей учеников. Преподаватель, исходя из необходимости достичь полного усвоения знаний каждым обучающимся, составляет перечень конкретных результатов обучения, тесты для проверки достижений, разрабатывает различные способы проработки учебного материала для учащихся с разными способностями.
Дистанционное обучение — это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространствен и во времени. С технологической точки зрения образовательный процесс в системе дистанционного обучения является результатом оптимального сочетания информационных, педагогических и управленческих технологий. Подобное сочетание позволяет воплотить идею оптимального соотношения возможностей преподавателя, обучаемого и средств обучения.
Многолетний педагогический опыт преподавательской деятельности позволяет нам осуществлять инновационную деятельность по нескольким направлениям: активизация образовательного процесса с целью повышения качества образования и использование эффективных технологий обучения (информатизация обучения).
Активизация образовательного процесса заключается в поиске, разработке и апробации активных методов и форм обучения. В рамках этого направления преподавателями кафедры разрабатываются и решаются следующие проблемы образовательного процесса:
- формирование исследовательских умений студентов в процессе самостоятельной работы (организация различных форм самостоятельной работы, способствующих вовлечению студентов в НИР; разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность самостоятельной работы: методические указания для студентов по организации самостоятельной работы, выделяющие общие приемы рациональной самостоятельной работы, проводимой как учебное исследование, а также содержащие схемы исследовательской деятельности, проводимой при выполнении различных видов самостоятельной работы; контрольные вопросы по теории исследовательской деятельности; система задач и исследовательских заданий для самостоятельной работы студентов; создание предметно-пространственной среды, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов в процессе самостоятельной работы (информационной обучающей среды);
- адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в техническом вузе;
- разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность образовательного процесса (разработка и создание учебных модулей на печатной основе для лабораторного практикума и домашних заданий);
- использование проблемных методов изложения материала с применением эвристических приемов (эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, мозговой штурм).
Анализ научной литературы и многолетний опыт педагогической деятельности в вузе показал, что в педагогике существует несколько различных подходов, активных методов и форм обучения.
Наиболее эффективными, но фактически не используемыми в практике профессионального образования, являются эвристический и проективный подходы к организации образовательного процесса, так как именно эвристический процесс с элементами проектирования является источником новых способов и действий, а творческий процесс выполняет главную роль, аккумулирует, совершенствует и использует эвристические инновации: стратегии, методы и приёмы, то есть эвристика и проектирование инициируют проявление творчества в процессе познания [7].
Использование эффективных технологий обучения также связано с информатизацией обучения. Преподавателями кафедры изучаются и апробируются возможности использования ИКТ в образовательном процессе. В рамках этого направления проводится следующая работа:
- создание программных оболочек или авторских систем, которые предоставляют пользователю программно-инструментальные средства для создания различных тренировочных и контролирующих программ без особых навыков программирования и без самого процесса традиционного составления программ;
- создание предметных тестов, тренинговых программ и электронных учебников;
- разработка и проведение учебных занятий с использованием электронных учебников и тренинговых программ;
- создание образовательных мультимедиа — технологий для наглядного представления информации о различных производственных процессах, не представленных на предприятиях города, являющихся базами практик, что позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Таким образом, новые горизонты развития высшего образования связаны с инновационными технологиями, применение которых способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Литература:
1. Головизнин А. В. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью в вузах, основные проблемы и задачи развития // Российское предпринимательство. 2007. № 4. — С. 8–11
2. Жуков, Г. Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов, С. Л. Каплан / Под общей ред. проф. Г. П. Скамницкой. — М.: Гардарики, 2005. — 382 с.
1. 3..Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России. http//www.mesi.ru
3. Образцов П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. 2001. № 5. — С. 54–56
4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов /М. В. Буланова — Топоркова. Ростов — на — Дону; Феникс, 2002. — 539с.
5. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. — М.: Школа-Пресс, 2000 г.– 492 с.
6. Чупрова Л. В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 23.- С.32–35.