Инновационные технологии в современном учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Шарипова, Ш. С. Инновационные технологии в современном учебном процессе / Ш. С. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48578/ (дата обращения: 22.12.2024).



Концепция образования в Республике Узбекистан ориентирована сегодня на формирование мыслящей, творческой личности. Современная система образования должна строиться на широком внедрении нетрадиционных, активных форм и методов обучения, развивающих познавательную активность студентов. Главным функциональным приоритетом высшей школы должен стать переход от стандартного способа передачи студентам готовых знаний к развитию их способностей к анализу, синтезу и логическому мышлению, формированию целостной картины мира. Смена типа учения с информационно-репродуктивного на активно -творческий, обусловила переход от традиционных форм и методов обучения к таким, которые воплощают в себе интеграцию образования, науки и производства.

К использованию инновационных технологий предъявляются определенные требования. Описываться должен такой инновационный опыт, который по результатам, по своим параметрам значительно превосходит ему подобные в данной области. Описывать традиционный, массовый опыт, не несущий в себе оригинальное, не имеет смысла. При описании любого педагогического опыта, необходимо вскрыть социально-педагогические противоречия, их истоки. К примеру, эти противоречия могут оказаться межиндивидуальными запросами студентов и содержанием традиционных программ. Из попытки преодолеть социально-педагогические противоречия рождается замысел, который может быть раскрыт на уровне системы идей. Необходимо показать принципы, которые ложатся в ее основание. Далее нужно выделить и сформулировать группу главных целей и задач. Как учитывается сложность материала, особенности времени. Преподаватель, как правило, эти трудности для себя систематизирует и в таком виде как элементы они закладываются в планирование. Необходимо осуществить поэтапный разбор и показ наиболее трудных моментов. Какие элементы в опыте нужно акцентировать. Какими способами преподаватель развивает мышление студентов, как их подводит к сравнениям и обобщениям, развивает потребность самостоятельно формулировать проблемы, как включать их в диалог, подводит к нестандартным, эвристическим решениям, как организует поисковую и исследовательскую деятельность. Здесь обязательно нужно указать, в чем преподаватель отошел от традиционной программы, какую информацию приносит, от чего он отказывается, какие традиционные элементы, и звенья учебного процесса он меняет, какие виды заданий использует и т. д. [1].

Один из современных форм инновационных технологий — это метод проектов. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблем. В основу метода проектов положены идея, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат. Метод проектов даст возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые цели [2]. В основе проекта лежит определенная проблема. Чтобы ее решить студенты должны владеть интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщение, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать результат. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение лаконично излагать свою мысль.

Разработка структуры проекта осуществляется по следующим этапам:

– представление ситуаций, позволяющих выявить проблемы;

– выдвижение гипотез решения проблем;

– работа в группе над поиском фактов, аргументов;

– защита проектов.

На своих занятиях я применяю «Проектный метод» у студентов, обучающихся по направлению «Менежмент».

Принцип №1:

Начиная работу, помни оконечном результате

Что такое «проектный метод»?

«Проектный метод» означает обучение через опыт. В подобном типе обучения студенты работают в группах с целью решения комплексных проблем, которые, в свою очередь, являются реальными, взятыми из учебной программы, и зачастую междисциплинарными. Студенты выбирают подход к решению проблемы и определяют последующие действия. Они собирают информацию из различных источников, синтезируют её, анализируют и получают определённые знания. Их обучение является очень ценным, так как оно напрямую связанно с чем-то настоящим и требует таких компетенций, как сотрудничество, инициативность и ответственность. В заключении студенты демонстрируют новоприобретённые знания, оценивается то, чему они смогли обучиться и насколько хорошо они могут об этом рассказать другим (умение презентовать). Во время всего процесса роль учителя — направлять учащихся и давать советы, но никак не управлять и командовать ими.

Что такое проект?

Проект — это проблема, которую необходимо решить.

Что делает проект эффективным для обучения? Цель и применимость/ Достаточное количество времени/ Сложность / Интенсивность / Связь с другими/ Доступ к учителям, как помощникам и к материалу/ Совместное использование/ Новизна...

Как руководить проектом?

Управление проектом это масса противоречий. Для этого вам необходимо подготовить детальный план и в то же время быть достаточно гибкими, чтобы суметь справиться с непредвиденными обстоятельствами. Вы должны уметь видеть целую картину, занимаясь мелкими деталями. Вам нужны сострадание и энергия…

Цикличные фазы проекта:

– Определите проблему, какова необходимость или цель того, что мы пытаемся сделать?

Кто является участниками совместного проекта?

– Определите цели (ожидаемые результаты)

– Они должны быть: точными/ измеримыми /ориентированными на действия/реалистичными /ограниченными по времени

– Наметьте действия для достижения цели: что необходимо сделать для достижения Х?

– Оцените усилия и временные затраты (запланированные дела всегда занимают больше времени, чем мы предполагаем)– Разделите работу и ответственность с другими

– Проведите оценку и задокументируйте.

Применение «проектного метода» в группе/классе может показаться опытным преподавателям обескураживающим, а новичкам — просто нереализуемым. Ниже приведены трудности, связанные с применением данного типа обучения, а также подсказки и практические советы для его применения.

Поскольку этот метод направлен на углубленное изучение на предмет задания, и одновременное приобретение знаний и умений, понятных каждому, обстановка в классе может меняться. Это может быть не совсем удобно для учителей и студентов. Разные группы студентов будут работать над разными темами, поэтому роль учителя и роль студента также может меняться. В связи с этим очень важно начинать процесс медленно. «Проектный метод» ориентирован на студентов, что даёт студентам возможность более глубокого исследования выбранной темы. Студенты работают автономно, так как они уясняют артефакты, репрезентирующие их обучение. Учащиеся, раннее не работавшие в группах, могут испытывать определённые трудности при обсуждении некоторых тем, при распределении обязанностей, при принятии решений, касающихся хода работы и ответственности и т. д. Если эти методы не использовались до этого, то студентов необходимо обучить, как работать в группах и решать групповые проблемы. Будет более эффективным, если вы начнёте работу с небольших групп (по 3–5человек), выбранных самими студентами; создание групп свыше 9 человек может привести к излишним сложностям.

Как повысить мотивацию студентов? Ключом к мотивации учащихся является реалистичность всех действий, проводимых в рамках «проектного метода». Когда студенты осознают, что их труд для решения определенной проблемы, может принести пользу другим и тем самым является ценным, у них появляется мотивация усиленной работы.

Показывая студентам, что они могут изменить хотя бы одну жизнь, вы мотивируете и вдохновляете их использовать свой опыт в служении обществу и целому миру на протяжении всей жизни. Помимо обучения основному содержанию, развития компетенций и повышения сознания, проекты могут обучить студентов начинать решение сложных, глобальных проблем с их разделения на более мелкие специфичные шаги.

Я разработала последовательность методики выполнения работы методом проектов:

– Найти информацию;

– Источники: интернет, учебная, справочная литература, каталоги, словари.

– Отструктурировать материал в рамках одной пары (80 минут);

– Определить форму проведения (лекция, практическое занятие, семинар);

– Составить план занятия;

– Сформулировать цели занятия: (образовательная, воспитательная, развивающая)

– Составить конспект занятия;

– Разработать технологию проведения занятия;

– Разработать технологическую карту занятия;

– Подобрать методы проведения занятия (описать их и обосновать, почему именно этот метод применим на занятии);

– Разработать визуальные материалы к занятию;

– Составить контрольные вопросы, тесты, задания;

– Разработать рейтинг оценивания занятия.

Исходя из вышесказанного представляется важным обозначить те перспективные направления, которые будут определяющими на современном этапе. К ним следует отнести:

– осуществление связи между всеми отраслями науки и образования, достижение роста качества образования на путях его фундаментализации, внедрение современных технологий широкого применения, инновационных принципов и подходов;

– модернизация системы в соответствии с запросами времени, позволяющая реально осуществлять личностно-ориентированное обучение;

– обеспечение опережающего характера образования, ориентация его на проблемы будущей информационной цивилизации;

– осуществление реальной доступности образования средствами широкого применения компьютерных и дистанционных возможностей получения знаний, использование телекоммуникационных технологий.

Литература:

  1. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность. — М.: Академия, 2007.
  2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС — пресс, 2004.
  3. Кларин М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. — СПб.: Питер, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, студент, проблема, умение, время, группа, метод обучения, обучение, проект.


Задать вопрос