В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.
Ключевые слова: система образования, новые педагогические технологии, педагогическая деятельность, метод проектов, коммуникативные навыки, цель проекта, задачи проектной деятельности.
«Национальная программа по подготовке кадров» Республики Узбекистан, требования рыночной экономики диктуют системе образования необходимость в подготовке обществу самостоятельно мыслящих, интеллектуально мобильных, знающих, конкурентоспособных специалистов и инициативных людей. Реорганизация системы образования предопределяет необходимость внедрения в учебную практику новых информационных и педагогических технологий.
Понятия «новые педагогические технологии», «передовые педагогические технологии», «прогрессивные педагогические технологии» в последнее время широко употребляются в педагогической литературе, докладах по проблемам образования и официальных документах.
Появление идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
Первоначально термин «педагогическая технология» рассматривался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение при помощи технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. [1].
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология предполагает участие преподавателя, осуществляющего обучение. Отсюда следует, что любая учебная задача может быть решена эффективно с помощью адекватной технологии, используемой преподавателем в своей работе.
Преподавательская деятельность имеет свою специфику, свои цели. Для достижения этих целей преподаватель применяет различные приёмы обучения. Преподаватель проектирует занятие таким образом, что исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не на предполагаемый результат, добивается поставленной цели.
Понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности преподавателей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого). Такое понимание сущности педагогического умения позволяет также понять внутреннюю структуру педагогического умения, т. е.взаимообусловленную связь действий (компонентов умения) как относительно частных умений. В связи с этим появляется возможность для объединения большого количества педагогических умений. Сущность и структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через профессионально-педагогические умения. Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, которые основаны на теоретических знаниях и направлены на решение задач развития гармоничной личности.
Введение инновационных образовательных технологий (проектных технологий) выдвигает более сложные задачи перед преподавателем, качественно преобразует характер учебного процесса и учебной деятельности. Ускорение темпов социально-экономического развития в обществе требует от каждого человека ориентации на завтрашний день, способности прогнозировать и оценивать жизненные и профессиональные перспективы, поэтому проекты — это те эффективные средства, с помощью которых воплощаются в жизнь задумки и инновации.
Проектирование, имея технические корни инженерии, всё глубже проникает во все гуманитарные отрасли научного знания, и, в первую очередь, в педагогику, как технология совершенствования образовательных процессов научно обоснованными, алгоритмическими технологическими операциями, гарантирующими определённый результат. Поэтому в процессе современной подготовки кадров основной акцент делается на педагогическое проектирование, предполагающее развитие у студентов умений оценивать, осознавать, проектировать, конструктивно решать различные виды учебно-профессиональных задач: формировать целостное отношение будущих специалистов к знаниям; вырабатывать инновационные способы поведения в педагогическом процессе, развивать проектные качества личности [2].
Метод проектов разрабатывался как американскими, так и русскими педагогами ещё в начале прошлого столетия. Современный образовательный проект — это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности [3]. Этот метод органично сочетается с групповыми методами и всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Реализация инновационных подходов в обучении русскому языку в национальных вузах способствует активизации деятельности студентов, позволяет разнообразить процесс обучения, повышает интерес к языку, стимулирует их творческую активность и мышление, способствует расширению кругозора, речевой культуры, внедрению интеграционных процессов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты, работая в различных группах, приобретают коммуникативные умения; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы [4].
Метод проектов помогает научить студентов самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в потоке информации, усваивать её в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, развитию коммуникативных универсальных действий. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу коллег и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними.
С учётом специфики технического вуза при обучении студентов национальных групп, где русский язык изучается на протяжении 1–2 семестров, учебные проекты составляются как по общественно-популярным, так и по профессиональным темам. Возможные темы учебных проектов разнообразны. В качестве примера мы предлагаем проект на тему «Михаил Васильевич Ломоносов».
Учебный проект «М. В. Ломоносов — гениальный учёный-энциклопедист»
I. Проектное задание. |
|
Введение. |
В ноябре 2011 года практически весь мир отметил 300 летний юбилей великого русского учёного М. В. Ломоносова. Уникальность М. В. Ломоносова состоит в том, что его талант коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Он внёс большой вклад не только в Российскую, но и во всю науку в целом. Он положил начало одному из крупнейших центров мировой науки — Московскому государственному университету. Главное историческое значение Ломоносова состоит в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования, привлечения в науку способных людей из народа. Он на личном примере показал, на какие подвиги способны люди ради своей Родины. Гениальный учёный-энциклопедист прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь и оставил глубокий след, как в науке, так и в художественной литературе, в искусстве и просвещении. Его имя и дело всегда останутся в памяти народа. |
Проблема, требующая своего разрешения в рамках проекта: |
донести более полную информацию до молодого поколения о жизни и творчестве учёного-энциклопедиста. |
Цель проекта (для чего он создаётся): |
подготовить студенческую научно-практическую конференцию и опубликовать сборник научных докладов, посвящённых жизни и творчеству М. В. Ломоносова. |
Конечный результат: |
подготовить и опубликовать сборников докладов на студенческую научно-практическую конференцию.
|
Пользователи: |
преподаватели и студенты Каршинского инженерно-экономического института. |
Рамки проекта: |
срок выполнений 7 дней. |
Количество участников: |
четыре группы по 5 человек. |
Структура продукта проекта: |
Сборник студенческих научных докладов. Научно-практическая конференция. |
Введение: |
14. Портрет М. В. Ломоносова и подборка статей из прессы. |
Задачи проектной деятельности |
|
|
|
Виды деятельности участников проектной группы |
|
|
|
II. Методические рекомендации студентам по выполнению проектного задания |
|
Подготовительный этап |
|
Планирование |
|
Исполнение |
|
III. Рабочий план выполнения проекта |
|||||
№ /п |
Фамилия, имя, отчество участника |
Задача |
Содержание работы |
Вид готового продукта |
Срок выполнения |
IV. Критерии и показатели оценки |
В групповом проекте оцениваются: продукт проекта — сборник докладов (макс. 10 баллов) отчёт (макс. 5 баллов) презентация проекта (макс. 5 баллов) устная презентация и защита (10 баллов) Итого: 30 баллов |
Реализация данного проекта позволила: |
расширить познания о М. В.Ломоносове в целом; научиться собирать и отбирать нужную информацию, анализировать, сопоставлять и находить проблему, искать пути её решения; обрабатывать информацию и составлять научные доклады, т. е. сделать первые шаги в научной работе; обрести навыки работы в группе и сотрудничестве; выработать навыки организаторской, самостоятельной и творческой работы. |
Образовательное влияние учебного проекта на студентов очевидно. Работа по реализации проекта формирует коммуникативные навыки и культуру общения, вырабатывает умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению окружающих и партнёров по проекту, учит добывать информацию из разных источников, анализировать и обрабатывать её, создаёт языковую среду, способствующую естественной потребности в общении на русском языке. Ценным в проектной деятельности является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Цель же проведения научных конференций в результате проектной деятельности — привить навыки работы с источниками, библиографией, навыки научной работы. Все эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Литература:
- Педагогика. Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1996, с. 330.
- Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика, 2002, № 6. — с. 8–14.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. Перевод с анг. — М.: Педагогика Пресс, 2000. — 384 с.
- Пономарева Т. М. Проектные технологии как инструмент формирования коммуникативных универсальных учебных действий. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sud-zam.ru/obychenie
- Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства самостоятельной учебной деятельности. — Ташкент: ТГЭУ, 2010. — с. 83–85, 109–111.
- Ломакин А. В. Технология проектного обучения // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm