Инновационные технологии в системе начального школьного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Нескребова, Н. С. Инновационные технологии в системе начального школьного образования / Н. С. Нескребова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5047/ (дата обращения: 16.12.2024).

Формирование гражданского общества в Казахстане невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых людей взглядов представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о непризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах.

Выбранная мною проблема актуальна для общеобразовательной школы. в 1996 году вышло Постановление Президента РК Назарбаева Н. А. о проведении уроков право и морали, начиная с занятий в дошкольных учреждениях.

Проанализировав все аспекты данной проблемы, мною были собраны собственные наработки за прошедшие годы работы в школе и составлены авторская программа уроков «Право и мораль» в 1–4 классах, методическое пособие и книжка — раскраска правовых прописей в 1–2 классах средней общеобразовательной школы.

Спецификой возраста является также и то, что система уроков «Право и мораль» в начальной школе не предполагает углубленного изучения конкретных законов и прав. Исключение составляет несколько уроков знакомства и источниками: Всеобщей декларацией прав человека, декларацией прав ребенка, конвенцией прав ребенка и Конституцией РК. А также являются скорее серией вводных занятий, имеющих нравственную, воспитательную направленность и призванных психологически подготовить учеников к специально разработанной программы для средней школы.

Программа первого класса способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной, в условиях жизни в школьном коллективе. Очень важно привить детям с первых шагов культуру поведения и обучения. Самое главное для меня на этом этапе — сформировать такие умения, навыки и привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского понимания.

Во втором классе становление личности школьника, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими качествами, к адоптированным к условиям окружающей жизни. основу программы составили требования, характеризующие отношения ученика к обществу. к коллективу, к другим людям и самому себе. Они непосредственно вытекают из норм морали.

В 3–4 классе реализуется основная задача правовой пропедевтики на начальном этапе обучение к граждановедению. Необходимость сообщения младшим школьникам определённого минимума правовых знаний диктуется и задачей, решаемой на начальном этапе обучения — сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране в которой они живут.

Принципиальным положением построение уроков права и морали является отказ от типовой формы организации обучения (учитель рассказывает, спрашивает, ученики слушают, отвечают на вопросы).

Предполагается активное взаимодействие двух сторон: учителя и учащихся на уроке. Изменяется и структура самого урока. она включает несколько взаимосвязанных по теме но различных по типу деятельности частей. Например: беседа, игра творческая деятельность, применение педагогических ситуаций, рисование, Обязательными являются игра, определяющая психологическое развитие данного возраста, и речевая деятельность, как важный способ передачи своего отношения к миру.

Важным является применение новых технологий. многие основные методические инновации связаны сегодня интерактивных методах обучения. хотелось уточнить само понятие слова «интерактив» пришло к нам из английского interackt это тере взаимный акс действовать. интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диолога с чем либо (например — компьютером) или кем-либо(человеком). следовательно интерактивное обучение это — прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду в полне конкретные и прогнозируемые цели. одна из таких целец состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чуствует свою успешность, свою интелектуальною состоятельность что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного урока «Права и морали» обучение состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имееют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учашихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаиной поддержки,что позволяет не только получать новое знание, и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на правовых занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимо пониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.Интерактив исключает доминирование как одного выступающего так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучиния учащиеся учятся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анадиза обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общятся с другими людьми.Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа применяются иследовательские проекты, ролевые игры,идет работа с документами и различными источниками информации используются творческие работы.

В предложенном учебном плане даются рекомендации к занятиям,но в целом, приемы,формы и методы проведения данных занятий определяются учителем индивидуально.Программой предусмотрена подача знаний в 1 и 2 классах в заниматьльной форме рисунки правовые прописи -это расскраски по сказкам, где учитель разбирает с учащимися сказочный эпизод определяются детьми права и обязанности героев,и учитель переводит ситуацию в мир людей: «А может такое случится в нащей жизни?». и вот тут учителю необходимо, используя всё своё мастерство, выявить права и обязаности «героев — людей» в данной ситуации. В результате каждого занятия дети доолжны уяснить свои права и обязанности. В силу детской забывчивости, полученные правовые знания на прошлом занятии должны повторятся учителем на следующих уроках. Данные занятия развивают слуховую память, речь учащихся. «Механически» дети запоминают героев,обстоятельства, права, обязанности, раскрашивая цветными карандащами и фломастерами раскраски раскраски, одновременно развивая кисть, для формирования каллиграфического почерка

Во втором классе учитель показывает на занятиях иллюстрацию из сказки в правовых прописях, а позднее — из литературных книг, и дети должны назвать сказку, её автора (происходит расширение литературного кругозора), права и обязанности героев. Затем учитель вместе с детьми переводит данную ситуацию в нынешнее время: знакомит со статьями Конституции РК, международных документов:Всемирной декларации прав человека, декларации прав ребенка и Конвенции прав ребенка. Дети, таким образом закрепляют полученные знания, рассказывают случаи из личного жизненного опыта или наблюдения.

Цель программы в том, чтобы в 1–2 классах учащиеся как можно лучше усвоили свои права и обязаности. В 3–4 классах они будут усваивать уже юридические термины, понятия и определения юридических действий в системе государства, первоначально познакомятся с Президентским институтом власти, органами власти, их ролью, Конституцией РК, Конвенцией РК, Конвенцией о правах ребенка, с Декларациями прав человека и ребенка. К концу 4 класса дети должны уметь обьяснить любой термин из общеклассного юридического словаря. По усмотрению учителя в 3–4 классах возможно проводить переводные зачеты по правовым занятиям

Литература:

1.     Декларация о правах ребенка, 1959 г.// Никитин А. Ф. Права человека, доп. матер. к учебнику, М., Дрофа, 2000г.

2.     Положение детей в мире, 2003г., Изд: ЮНИСЕФ. Детский фонд ООН, 2003г.

3.     Государственная программа развития образования 2005–2010гг.// Мысль, 2004г., № 1.

4.     Право на качественное образование: создание школ доброжелательного отношения к ребенку в Центральной Азии. ЮНИСЕФ ЦАРК: Алматы, 2002г.

5.     Права ребенка: основные международные документы. //Общ. ред. Рыбинского Е. М., М.: Дом, 1992г.

6.     Дружкина И. «Правовое образование в начальных классах»./ Учитель, 2001,№ 5/

7.     Суворова Н. «Интерактивное обучение: новые подходы»./ Учитель, 2005,№ 5/

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, класс, учитель, знание, интерактивное обучение, мораль, общеобразовательная школа, обязанность героев, процесс познания.