Гражданское воспитание — одна из важнейших задач современного образования. Оно направлено на формирование у школьников ценностей и качеств, необходимых для активного участия в жизни общества. В рамках преподавания обществознания это направление находит свое особое отражение, т. к. данный предмет непосредственно связан с изучением общественных процессов, правовых и политических основ государства, норм социального поведения. Именно через уроки по этому предмету учащиеся получают первые представления о том, что значит быть гражданином своей страны, какими правами и обязанностями они обладают и как их участие в общественной жизни может повлиять на его развитие.
Одной из ключевых задач гражданского воспитания является развитие у школьников правового воспитания, которое представляет собой транслирование правовой культуры от одного субъекта к другому с целью изменения правовых поведенческих установок. Необходимость формирования их правовой культуры обусловлена появлением и изменением множества законов, реформированием правовых институтов.
Стоит отметить, что каждое поколение учащихся имеет свои особенности, зависящее от среды, в которой оно существовало. Нынешнее поколение Z отличается от других тем, что растет в цифровой среде и, в основном, получает необходимую информацию через Интернет. В познавательной сфере современные ученики имеют ряд отличий от предыдущих поколений: слабая концентрация внимания, но высокая переключаемость между задачами, потребность к восприятию визуализированной информации. Главной проблемой для образования здесь становится клиповое мышление школьников.
Современное образование и особенности мышления нового поколения требуют от учителя методики, которая включает в себя интерактивные формы обучения, способные активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Следует отметить, что интерактивные и активные формы уроков имеют разные цели. Интерактивные технологии нацелены на активизацию познавательной деятельности, которая включает в себя самостоятельное осмысление сущности права и правовых норм. Большинство методистов относит к ним деловую игру, эвристическую беседу, дискуссию, «мозговой штурм», кейс — метод, тренинг, дебаты и т. д. [1,2].
Для усвоения способов приобретения знаний, возможно и использование методов технологии критического мышления — составление кластера, синквейна, таблиц ЗХУ (знаю — хочу знать -узнать).
Большую роль в формировании гражданской идентичности играют дискуссионные методы. К ним относятся различные виды дискуссий, дебаты, круглый стол, мозговой штурм, пресс-конференция и т. д. Они представляют собой коллективное обсуждение конкретной проблемы или вопроса, обмен идеями, мнениями, информацией. Во время дискуссий учащиеся могут как дополнять друг друга, так и противостоять один другому. Подобные методы позволяют им научиться свободно и грамотно говорить на общественные темы, тем самым способствуя развитию самопознания [1].
Не менее важную роль в формировании правовой активности играют и игровые технологии. К ним относятся квест, деловая, ролевая, имитационная игры и др.
В ходе игровой деятельности учащиеся способны не только усвоить юридический материал, но и отработать необходимые умения его применения на практике. Дидактическая ценность игр состоит в том, что во время их проведения школьники увлечены процессом обучения и это позволяет гораздо эффективнее запомнить сложный материал урока. Игровые технологии формируют у обучающихся позитивное отношение к правомерному поведению, к нравственным ценностям. Например, при изучении основ избирательного права в 9 классе можно разработать ролевую игру «Выборы президента». Также основываясь на материале этого года обучения, эффективными будут ролевые игры на темы «Гражданский процесс», «Устройство на работу», «Права и обязанности членов семьи».
Важным аспектом гражданского воспитания является формирование правосознания, которое подразумевает осознание значимости законов и правил, регулирующих общественную жизнь и готовность следовать им. В рамках проведения уроков обществознания уже в 7 классе, в котором изучается раздел «Основы российского права», учитель может проводить дискуссии о том, как соблюдение законов влияет на безопасность и благополучие граждан. Например, можно рассмотреть такие вопросы как «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?» или «Почему важно следовать нормам поведения в общественных местах?». Это поможет учащимся увидеть, что законы — это не просто формальные ограничения, а инструменты, помогающие организовать жизнь общества так, чтобы обеспечить каждому гражданину комфортные условия для жизни и работы.
Итак, в программе основной школы по обществознанию рассматривается небольшая часть теории права, которая способствует возможности ориентироваться в законодательстве своего государства, знать свои обязанности и права, уметь ими пользоваться и правильно толковать нормы закона, что является важным качеством современного гражданина правового государства и гражданского общества.
В учебно-воспитательном процессе с целью формирования структурных элементов творческих способностей обучающихся, позволяющих максимально благополучно социализироваться в обществе, используется технология проблемно-диалогического метода обучения, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников дискуссии на ту или иную проблему и пути ее решения. Она может стать основой доклада или проекта, над которой будет работать ученик. Продуктивнее, чтобы проблема быть взята из реальной жизни, была знакомой и значимой для школьников. Их личный интерес в данной деятельности является необходимым условием ее анализа и понимания. Учитель выступает в роли консультанта: руководит учебной работой, направляет поиск учеников в нужное русло. Примеры проблемных вопросов: «Сильная президентская власть в России: за и против», «Проблемы безработицы среди молодежи», «Глобальные проблемы современного мира», «Сохранение человеческого капитала» и др.
Таким образом, современная система образования предполагает формирование самостоятельной личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самопознанию, способной к самосовершенствованию в течение всей своей жизни. Современные школьники характеризуются «клиповым мышлением», которое затрудняет обучение с помощью традиционных методов. Применение современных информационно — коммуникативных технологий на уроках обществознания в основной школе позволяет им реализовать свой личностный потенциал, самостоятельно формировать представления о базовых национальных ценностях, что является фундаментом в становлении гражданской позиции.
Литература:
- Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин /С. В. Будько //Управление качеством образования.-2018.-№ 3. — С.66–69.
- Кармашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания /А. Р. Кармашева //Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования» 2024. -№ 1 (21). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/-prepodavaniya-voprosov (дата обращения: 19.11.2024).