В современных условиях реформирования образовательной системы Узбекистана все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Апробация и внедрение новых форм и методов работы представляют собой постоянную потребность образования. При этом разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности. В начале двадцатого века была сформирована новая область знания — наука о новом, нововведениях, которая изучала закономерности возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Однако в скором времени нововведения шагнули в социальную сферу, а, следовательно, и в образование, в котором закладываются основы педагогической инновации. В литературе понятия инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре инновация рассматривается как новшество. Так, Р. Н. Юсуфбекова инновацию определяет как содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. На наш взгляд, наиболее полное определение инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования. Итак, инновации — это разработка нового содержания и новых методов обучения. Это разработка новых технологий управления развития среднего профессионального учреждения. Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается современная образовательная система — глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство педагогических инноваций, а именно новых технологий, методов и приемов обучения и воспитания, и управленческих инноваций, включающих институциональные формы в области образования (организационные инновации) и экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации).
Педагогическая инновация — сфера науки, изучающая процессы развития учебного заведения, связанные с созданием новой практики образования.
В своих работах М. В. Кларин, А. В. Лоренсов, Н. Р. Юсуфбекова, Л. В. Романюк и другие освещают проблемы создания, развития и распространения педагогических новшеств, рассматривая их с различных позиций. В классификации Юло Вооглайд подразделяются нововведения на долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества в целом; радикальные и реформистские, в труде и досуге; авторитарные и либеральные; инициативные и под давлением.
Так Т. Г. Новикова выделяет новшества в зависимости от того, в какой области образования проводятся нововведения, от способа осуществления инноваций, от широты и глубины новаторских мероприятий, от основы характера происхождения новшества. Итак, в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения, выделяют следующие новшества: в содержании образования; в технологии; в организации; в системе управления; в экономических механизмах. В зависимости от способа осуществления нововведения разделяют на систематические, плановые, заранее задуманные и стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий нововведения разделяют на массовые, крупные, глобальные, радикальные, фундаментальные и др. и частичные, малые, мелкие. В зависимости от основы характера происхождения новшества можно представить как внешние и внутренние. Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения. Так, С. И. Гессен отмечает необходимость использования метода педагогического поиска, педагогического исследования, педагогического строительства и практики, т. е. того фундамента, на котором могут основываться педагогические творчество и опыт. Итак, творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками на воспитание и развитие в процессе обучения. В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания, по источнику учебной информации и способам взаимодействия обучающих и обучающихся. Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. В последние десятилетия широкое распространение получили активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Итак, активные методы обучения побуждают студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
В современных условиях развития промышленности выпускник среднего профессионального учреждения должен:
‒ гибко и нестандартно мыслить;
‒ применять новое в своей деятельности, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому;
‒ для ускорения решения разделить сложную проблему на составные части;
‒ профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме, проявлять оперативность в принятии оптимального решения в рискованных ситуациях.
Система образования должна способствовать реализации основных задач социально- экономического и культурного развития общества, готовить человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни. Следовательно, для развития личностных качеств выпускника обеспечивающих его успешную работу в постиндустриальном обществе, необходимо применение творческого и инновационного подхода в учебном процессе при подготовке специалиста среднего профессионального образования. Инновационные подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимся уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности.
Итак, для выполнения поставленной цели необходимо вовлечение студента в активный познавательный процесс, обеспечение свободного доступа к информации, проведение совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования, в котором личность студента находится в центре внимания преподавателя, чтобы традиционная парадигма образования преподаватель — учебник — студент, приобрела вид студент — учебник — преподаватель, отражающая гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. В настоящее время идет процесс значительной активизации инновационной работы средних специальных учебных заведений, зависящий от потенциала системы среднего профессионального образования. Прежде всего, это научно-педагогические кадры. Так как педагог, преподаватель не только реализует образовательную программу в учебном процессе, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Важная роль преподавателя состоит в формировании будущего специалиста как конкурентоспособного работника, и как личности, способной к саморазвитию. В последние годы важной составной частью деятельности средних специальных учебных заведений стала исследовательская и инновационная работа. Научно-исследовательская работа, проводимая в средних специальных учебных заведениях, повышает интеллектуальный потенциал педагогов, способствует обновлению содержания образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их личностных интересов, творческих способностей. В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля. Повышение технического уровня производства, обусловленное процессами технологизации и информатизации, требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями. Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения. За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками. Итак, возникает необходимость внедрения в учебный процесс не только дисциплины информатики, где изучают автоматизированную обработку информации, основные понятия, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных средств, размещение, хранение и поиск информации, но и дисциплину. Таким образом, для достижения высокого профессионального уровня и качества выпускника среднего специального учебного заведения активно внедряются инновации на разных этапах подготовки специалистов, в содержании образования, технологии, организации, системе управления.
Литература:
- Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
- Инновации в образовании: сб. науч. тр. — М.: АПК и ПРО, 2001. — 207 с.
- Инновации в среднем профессиональном образовании / Федеральное агентство по образованию. Сер. Библиотека Федеральной программы развития образования. — М.: Изд. факс Новый учебник, 2004. — 353 с.
- Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. — СПб.: Изд-во ООО Полиграф-С, 2004. — 160 с.
- Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. — М., 1986.
- Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. — М., 1989.
- Маркарян, Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук / Э. С. Маркарян. — Ереван, 1977. — С. 184.
- Мангейм, К. Проблема поколений / К. Мангейм // Новое литературное обозрение. — 1998. -? 30 (1). — С. 29.