Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного производства. Качество подготовки рабочих напрямую связано с уровнем подготовки педагога профессионального обучения.
Подготовка современного педагога профессионального обучения является сложной научно-практической проблемой, которая обусловлена интегрированной структурой его деятельности. Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и педагогического.
По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального образования.
К проблемам подготовки педагога профессионального обучения можно отнести следующее: не секрет, что специальность «Профессиональное обучение» является не престижной — относительно низкая заработная плата при ненормированном рабочем дне; высокая моральная ответственность; в отдельных случаях сложные условия труда; необходимость постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, кроме того это сложность самого процесса обучения в вузе — необходимо наряду с педагогическими дисциплинами, усвоить практически такой же объем инженерных дисциплин.
Практика подготовки педагогов профессионального обучения в технических вузах показала, что ориентация их только на преподавание теоретических дисциплин не отвечает возросшим требованиям системы профессионального образования. Для подготовки квалифицированных рабочих необходим специалист, совмещающий теоретическое и производственное обучение учащихся в профессиональных колледжах, а также выполняющий функции воспитателя наравне с мастером производственного обучения.
Таким образом, сегодня требуется педагог профессионального обучения, умело сочетающий профессионально-технические и педагогические качества. То есть педагог профессионального обучения — это монопрофессия, представляющая собой органический сплав технического и педагогического образования и соответствующая объективным потребностям современной системы профессионального образования.
Несомненно, что оба компонента деятельности педагога профессионального образования важны и значимы, без выделения каких-либо приоритетов. Но если формирование педагогической компетентности не требует от высшего учебного заведения больших капиталовложений, то для технологической компетентности необходимо современное оборудование по различным отраслям производства, информационно-коммуникационное оснащение, т. е. необходимо создание мощной учебно-материальной базы. Создание такого арсенала возможно только в технических вузах, в которых такая база формируется изначально.
Всякая деятельность требует определенных умений и навыков. В процессе деятельности они вырабатываются. Умения и навыки — необходимое внутреннее условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. Владея средствами, техникой и технологией деятельности, человек становится мастером своего дела, получает возможность творческого его выполнения.
В современных условиях Узбекистана возрастают требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и творческим способностям, следовательно, возникает проблема сформировать у каждого члена общества потребность в постоянном повышении своего образовательного уровня (мотивацию учения). Наличие такой потребности — необходимый признак гармонично развитой личности. Решая важную задачу — научить молодых людей учиться самостоятельно — необходимо сделать акцент на развитие индивидуальных особенностей каждого, в том числе и индивидуальных особенностей мотивации.
Нас призывают к перестройке, к поиску нового, к творчеству.
Что это значит?
Прежде всего, необходимо найти такие формы работы с учащимися, которые позволили бы активизировать учебный процесс, перевести его на качественно новый уровень и наконец, надо научиться, интересно проводить занятие.
Основой совершенствования профессионального образования является компетентностный подход к подготовке специалистов, заключающийся в развитии у учащихся общих и профессиональных компетенций, определяющих успешную адаптацию в обществе и готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Будущий специалист должен обладать такими общими компетенциями, как способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе и команде, ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности, заниматься самообразованием и др.
Процесс формирования профессиональных интересов на занятии профессионального обучения имеет психологические особенности, учитывая которые мастер сумеет повысить эффективность своей деятельности.
В процессе производственного обучения в учебных механических мастерских на каждом уроке необходимо:
- указывать необходимую значимость данной темы в осваиваемой профессии, например: при обучении токарей, фрезеровщиков, научить оставлять наименьший припуск при отрезке заготовки — значит, повысить производительность труда при дальнейшей обработке и помочь экономному расходованию металла;
- доказывать взаимосвязь содержания учебно-производственной деятельности и эффективности осваиваемой профессии (например при точении: а) постоянно располагать детали и инструмент в зоне правой руки- значит, сокращать пути движения руки; б) правильная наладка контроля (при этом важна его своевременность); в) захват детали так, чтобы ее можно было бы не переворачивая сразу закрепить в патрон- сокращает число вспомогательных движений; г) правильный зажим в патроне предупреждает перекос детали и сокращает время на исправление дефекта и т. д.;
- раскрывать возможности развития профессиональных способностей (например, при обработке фасонных поверхностей какой инструмент необходимо использовать, чтоб сократить количество проходов).
Рекомендуется в вводно-подготовительном периоде и в период обучения в учебных мастерских ставить перед учащимися не одну, а несколько целей:
- конечную цель учебно-производственной деятельности (изготовить деталь в соответствии с требованиями на чертеже);
- содержательную цель (повысить эффективность своего труда или улучшить качество своей работы);
- развивающую цель (применить требуемые в данной работе профессиональные способности);
- поэтапные цели (результаты этапов предстоящей деятельности, планирования, самоконтроля, выполнения основных и вспомогательных операций, коррекции).
Образовательная функция обучения, определяющая конечную цель, в настоящее время включает и подготовку учащихся к техническому творчеству. А это предполагает такую организацию процесса обучения, при которой формирование знаний, умений, и навыков и обучение техническому творчеству выступает как единый процесс обучающей деятельности педагога и учебно-познавательной деятельности учащегося. С этой целью необходимо использовать специальную систему производственно-технических задач, связанных с конструированием и изготовлением приспособлений, самостоятельной разработкой технологических процессов, самостоятельной работой с использованием патентной информации, справочной литературы и т. д.
Законы альтернативной практики направлены на активную деятельность педагога. По этим законам педагог во время учебного процесса должен стараться достичь положительного запланированного результата. А для этого необходимо максимально точно и грамотно ставить учебные цели.
Традиционными категориями, используемыми для анализа образовательных процессов, являются:
—цели; содержание; формы; методы; средства обучения.
Именно они выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебно-воспитательный процесс по определенному предмету, дисциплине или специальности.
Современные технологии обучения направляют преподавателей на творческие поиски. При этом строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и строительству содержания (что?), организации учебного процесса (как?) методов и средств обучения (при помощи чего?), а также учитывать необходимый уровень квалификации преподавателей (кто?), методы оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса и его технологию. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения, представляется следующая логика его организации. Вначале анализируется характер содержания учебного материала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обучения и схемы управления познавательной деятельностью обучающихся. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения — ее технологию.
Проектирование технологии обучения при преподавании специальных дисциплин рассмотрим как постановку педагогической задачи и разработку дидактического процесса, обеспечивающего ее решение.
Возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельностный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать логически верные решения.
Литература:
1. Новые педагогические технологии (К. Т. Олимов)
2. Методика обучения специальных дисциплин (К. Т. Олимов, Д. Ф. Жалолова, М. Н. Каримова, Ш. Н. Нутфуллаева, Н. Г. Музаффарова, С. С. Шадиев)