В условиях международной интеграции и жесткой конкурентности современное общество понимает, что для развития соответствующего уровня экономики и ускорения научно-технического прогресса требуются высококвалифицированные специалисты. В связи с модернизацией производства и внедрением новых технологий растут требования работодателей к квалификации выпускников учреждений среднего профессионального образования. Уходит в прошлое спрос на массового работника ХХ века – квалифицированного специалиста-оператора разнообразных «конвейеров» по производству массовых продуктов индустриального мира: от машин от учащихся профтехучилищ. Постиндустриальное развитие современной экономики формирует усиленный спрос на нового массового универсального работника – работника умственного труда. Основной отличительной особенностью такого работника является более развернутая по сравнению со своим предшественником сфера личностных способностей – гибких практических умений успешного разрешения профессиональных и личностных проблем, т.е. владеть личностными компетентностями. В этой логике основной целью профессионального образования становится развитие не только одной составляющей (профессиональной), а целостной личности, способной к саморазвитию и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в этом глобальном мире, способной созидать большое число инноваций, т.е. полезных вещей и продуктов. Данная модель будущего рабочего требует сегодня коренного пересмотра организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.
В организации образовательного процесса выделяются направлениями профессиональной подготовки, обеспечивающие: достижение нового качества образовательного процесса через реализацию государственных образовательных стандартов и внедрение в учебный процесс современных информационных технологий; изменение содержания подготовки рабочих в учреждениях профессионального образования с целью максимального приближения к запросу рынка труда; внедрение в образовательный процесс совокупности информационных процессов. Осуществление современных требований к профессиональной подготовке будущих специалистов требует учета множества факторов (индивидуальных особенностей личности, уровень необходимых квалификационных характеристик в условиях информационного и технического прогресса, востребованность на рынке труда, выделение государственных приоритетов развития и т.д.), кроме того, подготовка должна носить упреждающий характер подготовки специалистов на основе анализа государственных программ развития Хабаровского края и Дальнего Востока в целом» [2].
Совершенствование профессиональной подготовки рабочих кадров должно опираться не только на качественное улучшение образовательного процесса (хотя и это имеет значение), но и на выстраивание всей стратегии образовательной политики в этом вопросе, где ключевыми принципами реализации выступают:
· системности – выстраивания системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки в соответствии с промышленно-экономическим заказом на подготовку рабочих специальностей;
· своевременности - упреждающий характер подготовки специалистов на основе анализа государственных программ развития Хабаровского края и Дальнего Востока в целом,
· качества – оказание качественных образовательных услуг подготовки, повышения квалификации и переквалификации,
· доступности – получение профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации независимо от места нахождения промышленного комплекса;
· личностно-ориентированный – учет потенциальных возможностей личности специалиста и создание условий для их реализации не зависимо от возраста.
Учет данных принципов, заложенных в задачах модернизации профессионального образования, безусловно, влияют на профессиональную подготовку будущих специалистов. Однако, на основе мониторинга, проводимого среди работодателей, на сегодняшний день не менее значимым выделяются требования и к личностным свойствам будущих рабочих: активная позиция, индивидуально-творческие проявления и направленность на успешную реализацию своей деятельности, конкурентоспособность. Вместе с тем, в силу ограниченности времени на профессиональную подготовку в учреждениях среднего профессионального образования приходит понимание, что формирование этих свойств личности, профессионально значимых, будет более эффективно, если будут созданы психолого-педагогические условия в образовательном процессе:
- организовано психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущего рабочего;
- выделена направленность на активизацию познавательной деятельности при изучении спецдисциплин в образовательном процессе при подготовке будущего рабочего;
- в производственном обучении будут выделены индивидуально-типологические свойства личности будущего рабочего как основы для развития и формирования индивидуального стиля в профессиональной деятельности.
Данные условия будут более эффективны, если активизация профессиональной подготовки будет опираться при организации образовательного процесса на подходы, направленные на развитие личности будущего рабочего: индивидуальный, индивидуально-личностный, ценностно-смысловой.
Индивидуальный подход означает отношение к человеку как к части природы, что предполагает его воспитание с учётом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков.
Индивидуальность выражает неповторимое сочетание природных (психофизических) и социальных свойств человека, именно поэтому индивидуальность всегда уникальна, то есть единична. Индивидуальность следует понимать как интеграцию всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности [9], с выраженными особенностями, свойствами и качествами в их уникальном, неповторимом сочетании. Индивидуальность – это результат пройденного человеком уникального жизненного пути, который обеспечил становление его уникальности. Главное в индивидуальности – взаимосвязь и взаимопереходы единичного (уникального) через особенное (социальный индивид, субъект деятельности, личность).
Индивидуально-личностный подход, предполагает отношение к учащемуся как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке. Принцип ориентирует на учёт незавершённости, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости её сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности учащегося, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания. Личностно-ориентированный подход основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности учащегося: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Это образование предполагает, что в процессе обучения максимально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические и статусные особенности личности. Учёт осуществляется через содержание образования, технологии обучения, организацию учебно-пространственной среды. Принципиально изменяется взаимодействие обучаемых и педагогов. Они становятся субъектами процесса обучения [10].
Ценностно-смысловой подход направлен на создание условий для обретения учащимся смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой.
Ценностные ориентации являются наиболее значимой и относительно независимой единицей в структуре индивидуального стиля личности. Это субъективно выбранные и принятые к действию, значимые для личности ценности, которые интериоризируясь, пронизывают все остальные структурные компоненты личности и, в конечном итоге, формируют тот или иной её тип. В этом и проявляется значение ценностного ориентирования. Возникновение ценностных ориентаций возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития.
На индивидное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностное – психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное – социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три вида развития взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идёт неравномерно, то у каждого молодого человека складывается своя уникальная траектория развития. Большое влияние на индивидуальные сценарии профессионального развития оказывает содержание профессиональной деятельности. Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и, в конечном счёте, инициируют перестройку всей структуры личности. В отдельных случаях хорошее физическое развитие становится условием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста.
Реальные сценарии жизни отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития молодого человека.
1. Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение характеризует слабовыраженное развитие молодого человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.
2. Личностное развитие молодого человека идёт более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, предметам материальной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.
3. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями». Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу – особенности так называемых трудоголиков [3].
В процессе профессионального развития субъект всё более выступает фактором своего личностного развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими психологическими особенностями. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности. Этот процесс станет более эффективным, если будет опираться на развитие будущего квалифицированного рабочего – молодого человека – на основе принятия его как индивидуальности, как активной личности, стремящейся к успешной реализации собственного потенциала и как субъекта социального взаимодействия.
Таким образом, рассмотрение вопроса учета психолого-педагогических особенностей профессионального развития личности будущего рабочего в условиях профессиональной подготовки опирается на педагогические подходы организации образовательного процесса: индивидуальный, личностно-индивидуальный, ценностно-смысловой и сотрудничества на основе создания психолого-педагогических условий, способствующих формированию индивидуального стиля деятельности, активизации познавательной деятельности и направленности на успех.
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Типологический подход к личности профессионала / К.А. Абульханова-Славская / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. статей / Ред. В.А. Бодров. — М., 1991 — с. 58—67.
2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М.: Знание, 1978.
3. Бодалев, А.А. Вершина в развитии человека: характеристики и условия достижения. /А.А. Бодалев. — М.: ИНТЕР, 1998. — 211 с.
4. Денина, О.О. Роль познавательной активности в учебной деятельности студентов / Социокультурная динамика региона: Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. — Оренбург: ОГУ, 2000. — с.80—83.
5. Ежегодное послание президента В.В.Путина Федеральному собранию от 12.12. 2013.
6. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. — Казань. 1969. — 246 с.
7. Ключников, С.Ю. Фактор успеха. Новая психология саморазвития. М., 2002
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Мир. 1975. — 342 с.
9. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995. — 362 с.
10. Шахматова, О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы. Дис… к.п.н., Екатеринбург, 2000 — 187 с.