Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 2641 раз

Библиографическое описание:

Тихова, Ю. Б. Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников / Ю. Б. Тихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64584/ (дата обращения: 17.12.2024).



Повышение качества образования обусловлено требованием высокого уровня профессиональной компетентности педагогических кадров.

Современные социально-экономические условия характеризуются необходимостью постоянной адаптации педагога к изменениям во всех сферах общественной жизни, прежде всего, в сфере образования. Чтобы быть профессионально успешным, современному педагогу необходимо овладевать обновляющимся содержанием образования и технологиями обучения, различными методами выявления результатов собственной профессиональной деятельности. Соответственно, актуальным становится не формальное повышение квалификации педагогов, а их профессиональное развитие.

Профессиональное развитие педагога исследователи рассматривают как «процесс активного преобразования личностью своего внутреннего мира, формирования и развития профессионально значимых в педагогической деятельности знаний, умений и навыков, способностей и качеств личности, которые способствуют успешной творческой самореализации педагога в его профессиональной деятельности в условиях работы в конкретной общеобразовательной организации» [3, с. 53].

Профессиональное развитие влияет на развитие профессиональной компетентности педагога посредством актуализации и обобщения полученных знаний в вузе и в процессе постпрофессионального образования, практического овладения профессиональной этикой и культурой труда, совершенствования интеллектуальных и деловых качеств. «Понятие профессиональной компетентности педагога, — считает В. А. Сластёнин, — выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [6].

Учитывая, что профессионализм предполагает высокий уровень владения умениями, необходимыми для выполнения определенных видов деятельности, исследователи выделили четыре стадии профессионального развития: профессиональной адаптации, первичной профессионализации, вторичной профессионализации и стадию профессионального мастерства [1;4;5, с.3–4].

Содержание первой стадии включает освоение профессии и приобретение профессионально важных качеств.

На второй стадии профессионального развития — стадии первичной профессионализации — формируется система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений педагога к миру, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

На стадии вторичной профессионализации, которая является третьей стадией профессионального развития, педагог приобретает профессиональный менталитет, ключевые компетенции и профессиональную мобильность.

Профессиональное мастерство педагога является четвертой стадией и вершиной его профессионального развития. Профессиональное мастерство прежде всего подразумевает профессиональную самостоятельность, высокое качество выполняемой работы, культуру педагогического труда.

Отметим, что знание и понимание сущности и стадий профессионального развития педагогических работников может являться своеобразным инструментом для руководства образовательной организации при разработке и формировании кадровой политики, которая должна быть направлена на то, чтобы большинство педагогов выходили на стадию профессионального мастерства.

Реализация современной концепции развития персонала предполагает повышение гибкости системы обучения педагогических работников, групповые формы работы, замену преподавателей консультантами с опорой на андрагогическую модель обучения, в которой обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения [2, с. 24–25].

На основе данной андрагогической модели традиционно применяются следующие формы профессионального развития педагогических работников:

– профессиональное саморазвитие и самообразование педагогических работников;

– активизация творческой деятельности руководителей и педагогов, включение их в научно-методическую, инновационную и опытно-экспериментальную работу;

– организация работы по распространению (диссеминации) передового и инновационного опыта с целью преобразования педагогической действительности;

– стимулирование профессионального развития педагогических кадров посредством организаций конкурсов профессионального педагогического мастерства;

– организации обмена информацией в сетевых сообществах информационно-коммуникативной среды.

Вместе с тем, для профессионального развития педагогических работников большое значение имеет диагностико-аналитическая деятельность как форма индивидуальной работы с педагогом, которая позволяет выявить его профессиональные проблемы и на этой основе проектировать его участие в научно-исследовательской работе, систему повышения квалификации и роста творческого мастерства.

Включение педагогов в научно-методическую, опытно-экспериментальную, инновационную работу, активизация их творческой деятельности может осуществляться в специальных формах, обеспечивающих профессиональное развитие, таких как проблемная дискуссия, профессиональные тренинги, экспериментальные лаборатории в рамках деятельности временных творческих коллективов педагогов, публикация аналитических статей, интерактивные деловые игры, кейс-технологии (решение педагогических ситуаций), методический практикум, педагогическое портфолио.

Так, проблемная дискуссия представляет собой критический диалог, свободное обсуждение конкретных педагогических задач, целью которой является вовлечение педагогов в активное обсуждение проблемы и поиск ее решения. Тренинги могут использоваться методической службой образовательной организацией и как самостоятельная форма актуализации развития профессионально важных компетенций, и как методический прием на обучающем семинаре по повышению квалификации.

Работа экспериментальной лаборатории в рамках временного творческого коллектива педагогов призвана обеспечить проведение педагогического эксперимента. Такая лаборатория осуществляет консультирование педагогов, испытывающих затруднения в опытно-экспериментальной работе: помогает в разработке программы эксперимента, диагностики его хода, в описании и оформлении результатов опытно-экспериментальной работы. При этом, состав лаборатории может меняться в зависимости от решаемой проблемы.

Целью кейс-технологий является анализ педагогами логики и особенностей педагогического процесса, ознакомление с характером деятельности участников образовательного процесса, системой их взаимоотношений. Работа с кейсом учит педагогов выделять из многообразия педагогических явлений главное, оценить позицию каждого субъекта образовательного процесса, представить возможные последствия каждого предполагаемого шага. Одним из главных требований при решении кейса — предлагаемые варианты решения задачи должны отражать современные и эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Отличительной чертой методического практикума является четко сформулированная и осознанная педагогами методическая проблема, процесс решения которой и составляет содержание подобного практикума. Соответственно, не только структура методического практикума и его содержание, направленное на решение конкретных методических проблем, но и инновационные формы обеспечивают творческую активность педагогов в профессиональном саморазвитии.

Портфолио, являясь одной из современных форм профессионального развития педагога, позволяет оценить все составляющие его профессиональной компетентности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской, а также рефлексировать по поводу перспектив профессионального развития.

Таким образом, в современных исследованиях по управлению персоналом, развитию персонала особое внимание уделяют новым формам профессионального развития. В процессе профессионального развития педагогических работников используется как традиционные хорошо зарекомендовавшие себя формы, так и более современные: тренинги, кейс-метод, методический практикум, портфолио педагога, проблемная дискуссия, экспериментальная лаборатория, что позволяет усилить эффективность и качество данного процесса.

Литература:

  1. Зеер Е. А. Психология профессионального развития: учеб. Пособие. Е. А. Зеер. М. Издательский центр «Академия». 2007. 240 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.studmed.ru/download/zeer-ef-psihologiya-professionalnogo-razvitiya_b64b3ee1bad.html
  2. Змеёв СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
  3. Иванова, О.А., Антонов, Н. В. Профессиональное развитие педагогов в условиях образовательной организации/ О. А. Иванова, Н. В. Антонов// Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 51–57. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/58/701.pdf
  4. Игнатова, Т. В. Профессиональное развитие персонала организации: теоретические подходы, сущность, стадии и факторы / Т. В. Игнатова, О. А. Рыболовлева // Среднерусский вестник общественных наук № 3 (33). Орел, 2014. С. 76–81. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22480277
  5. Рыболовлева, О. А. Профессиональное развитие персонала организации — компетентностный подход. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:https://www.online-science.ru/userfiles/file/iqdzzwcnnlxsd2ujuzzdfvjskdapmho4.pdf
  6. Сластенин В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://sdo.mgaps.ru/books/K4/M6/file/1.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, методический практикум, опытно-экспериментальная работа, педагог, проблемная дискуссия, профессиональное мастерство, стадий, вторичная профессионализация, образовательная организация, образовательный процесс.


Похожие статьи

Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов

Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы

Совершенствование правового регулирования материальной ответственности в сфере государственной службы

Совершенствование механизма устойчивого развития промышленного предприятия

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования

Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в свете новых стандартов образования

Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования

Активизация профессионального развития личности будущего рабочего

Похожие статьи

Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов

Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы

Совершенствование правового регулирования материальной ответственности в сфере государственной службы

Совершенствование механизма устойчивого развития промышленного предприятия

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования

Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в свете новых стандартов образования

Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования

Активизация профессионального развития личности будущего рабочего

Задать вопрос