Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного учителя, образованного, с активной жизненной позицией, умеющего ориентироваться в потоке возрастающей информации, владеющего иностранными языками, способного толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям.
В связи с этим особое значение в педагогической науке приобретает проблема воспитания поликультурной личности, которая сегодня является очень сложной и актуальной не только в Казахстане, в России, но и во всем мире. Во-первых, это связано с процессом активного взаимодействия стран, народов, культур, во-вторых, с возникновением локальных войн, конфликтов на религиозной и межнациональной почве, агрессии, терроризма. Результаты огромных усилий стран, расходующих колоссальные затраты в решение этой задачи, к сожалению, неудовлетворительны.
Для нашего исследования представляют интерес исследования западных ученых (Д. Бэнкс, Д. Хупс, Я. Пей и др.), в которых обозначены основные цели поликультурного образования: формирование готовности и умения жить в многонациональной среде для достижения индивидуального успеха и социального прогресса, для уменьшения дискриминации в обществе; воспитание в детях и молодежи склонности к балансу, компромиссу, толерантности и взаимоуважению, прагматичности, неприятию силовых решений; создание общества, которое не только понимает и уважает культурное разнообразие, но и закладывает основы соединения многокультурного этнического опыта, объединенного общими демократическими ценностями.
По мнению российских исследователей (Г. Д. Дмитриев, О. В. Аракелян, З. А. Малькова, М. Г. Тайчинов), поликультурная направленность образования проявляется: в мере ориентированности цели, задач, содержания, технологий воспитания и обучения на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации; в форме организации школьной жизни, обеспечивающих развитие в ребенке его способностей, формирование этнического самосознания и планетарного мышления, развивающих ответственность за сохранение родной и общемировой культуры; в содержании образования, обеспечивающей неразрывную связь образования и культуры народов, порождающие новые формы интеллектуальной активности и рациональности, определяющих креативный потенциал человека.
Обобщенный анализ исследований казахстанских ученых М. Х. Балтабаева, Ж. Ж. Наурызбай, Б. Е. Каировой позволяет рассматривать поликультурное образование как: систему обучения и воспитания молодого поколения, направленную на сохранение культурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры; стратегию взаимосвязанных основных этапов, которые выражаются в этнической идентификации и межкультурной интеграции.
Краткий анализ концепций поликультурного образования показывает, что с одной стороны, глубокое знание собственной культуры — это фундамент заинтересованного отношения учащихся к другим культурам, с другой стороны, — знакомство со многими национальными культурами — является основанием для духовного обогащения и развития. Человек живет в мире культуры, постигает его и овладевает им, рождает определенные знания и понимание «своей» и «чужой» культуры, где единственный путь сближения культур — путь диалога между ними [1], где «общечеловеческие ценности сближают культуры всех стран и народов» [2, С.129].
Опираясь на концепции зарубежных, российских и казахстанских ученых, мы трактуем поликультурное образование как целостный и многокомпонентный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение учащихся к родной этнической и мировой многонациональной культуре с целью воспитания поликультурной личности, готовой к позитивному диалогу и взаимодействию с представителями различных национальностей на уважительной, толерантной основе.
В этой связи мы даем свою трактовку понятию поликультурной личности как социально активной личности, ориентированной на национально-этнические и общечеловеческие культурные ценности, с богатым духовным и социально-нравственным содержанием воспитания, носителя национального и общечеловеческого культурного наследия.
В настоящее время обсуждение и исследование проблемы формирования поликультурной личности приобрело универсальный характер для науки в целом. Существуют многочисленные философские, социологические, психологические, педагогические труды, направленные на ее многостороннее изучение. Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных феномену поликультурности в целом, вопросы формирования готовности будущего учителя к воспитанию поликультурной личности школьника не исследованы в парадигме личностно-ориентированного педагогического образования. Применительно к данной проблеме сказанное обуславливает необходимость подготовки учителя к изучению с учащимися своей национальной культуры и основ мировой культуры в целом.
В связи с этим, в Кызылординском гуманитарном колледже им. М. Маметовой происходит внедрение экспериментальной работы.
Цель экспериментальной работы: разработать модель формирования готовности будущих педагогов к воспитанию поликультурной и полиязычной личности школьников, предполагающая содержательную и организационную интеграцию профессионального, поликультурного и полиязычного образования.
Интеграция профессионального, поликультурного образования осуществлялась через организацию образовательного процесса на трех уровнях:
1. Углубленное изучение предметов гуманитарного и художественного циклов;
2. Внедрение авторской методики поликультурного образования (во второй половине учебного дня) в рамках экспериментальной работы. Семинары–тренинги, олимпиады, лингвистические турниры, встречи с носителями языка, проведение совместных мероприятий с общественно–культурным центром «Славяне», работа с британским центром «Использование веб-сайт материалов британского совета на уроках английского языка».
3. Художественно-эстетическое просвещение студентов колледжа и учащихся общеобразовательных школ (учебные экскурсии, тематические массовые мероприятия и др.), организация профильных лагерей. Основанием для организации образовательного процесса стали разноуровневые образовательные программы: реализуемые в рамках основного учебного процесса колледжа, адаптированные к условиям их реализации в общеобразовательном учреждении; реализуемые в рамках дополнительного образования будущих педагогов, ориентированные на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов и потребностей студентов.
Характеристика получаемых продуктов эксперимента:
1. Образовательные программы по предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов, авторский курс «Основы поликультурного и полиязычного образования», факультативные занятия в рамках экспериментальной работы. Данные программы разработаны для формирования готовности будущих педагогов к воспитанию поликультурной личности школьников в условиях общеобразовательной школы.
2. Программы педагогического наблюдения классных руководителей и специалистов по экспериментальной работе. В программах представлены цель и задачи, объект и предмет, критерии и параметры наблюдения; а также предлагается примерная форма ведения дневника наблюдения.
3. Сценарии национальных праздников различных этносов: «Встреча Нового года», «Праздник урожая», «Едиными узами связаны мы» (праздник Дружбы) – и т. д. (показ работы педагогов в форме мини — уроков для родителей и учителей школы); «Дню Победы посвящается» (праздничный концерт).
Специальные условия использования продукта. Для реализации образовательных программ по поликультурному и полиязычному образованию и программ педагогического наблюдения, разработанных сценариев необходима соответствующая материально — техническая база, а также наличие специалистов в области поликультурного и полиязычного образования.
Партнеры по экспериментальной работе: Московский государственный институт культуры (кафедра педагогики и психологии, кафедра культурологии, кафедра музыкального образования), Педагогичекий колледж № 5 (г. Москва), КГУ им. Коркыт Ата, СОШ № 5 имени И.Панфилова, СОШ № 23 имени Ж.Кизатова, СОШ № 211 имени А.Байтурсынова, СОШ № 233 имени Ж.Нурсеитова.
В чем результат для студентов (что им дала инновация в ходе эксперимента): Поликультурное и полиязычное образование в системе профессиональной подготовки будущего педагога имеет решающее значение для развития личности. В ходе экспериментальной работы, заключающейся в интеграции специального и поликультурного образования, образовательный процесс в учебном заведении был направлен не только на передачу специальных знаний, умений и навыков формирования личности школьников, но и на развитие личности самих студентов, раскрытие их способностей и потенциала в области полиязычного и поликультурного образования.
Результаты мониторинга в процессе экспериментальной работы показали, что у студентов заметно повысился уровень познавательной активности и успеваемости по специальным дисциплинам, а также мотивации и интереса к обучению, коммуникативных способностей. Данный факт объясняется тем что сама специфика поликультурного и полиязычного образования предполагает активизацию психически познавательных процессов и творческих способностей, развитие волевой и эмоционально-чувственной сферы будущих педагогов, воспитание ответственности и духовно-нравственных качеств, самореализацию личности.
Необходимо отметить, что теоретические основы и результаты внедрения авторского курса формирования готовности будущего педагога к воспитанию поликультурной личности школьника в данном учебном заведении отражены в более 50 публикациях и представлены к обсуждению на 1-ом международном научном конгрессе по общественным и гуманитарным наукам в Австрии, на международных научно-практических симпозиумах, конференциях Казахстана, России, Чехии и Германии.
Таким образом, мы неоднократно апробировали процесс формирования готовности будущего педагога к воспитанию поликультурной личности школьника в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров в Кызылординском гуманитарном колледже им. М. Маметовой и могли бы поделиться нашим скромным опытом в решении актуальной проблемы современной педагогики.
Подводя итог сказанному, следует сделать вывод, что если учитель общеобразовательной школы достигает успеха в решении проблемы воспитания поликультурной личности школьника в своем классе, в своей школе, то он решает очень важную государственную задачу.
Литература:
1. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учебное пособие. –Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. –515с.
2. Дымина Е. В. Мир ценностей и проблемы осмысления действительности. — М., 1999. –12с.