Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов

Педагогика
19.06.2015
1814
Поделиться
Библиографическое описание
Зиновенко, О. А. К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов / О. А. Зиновенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 743-745. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20409/.

В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности посредством анкетирования студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: этнокультура, мультикультурная компетентность, толерантность, педагог дошкольной образовательной организации.

 

В России социальный заказ к современному высшему образованию основан на требованиях к педагогу, способному к формированию мультикультурной личности, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений и содействия этнокультурному многообразию народов России [4, 5].

По мнению С. Нието, современная мультикультурная образовательная среда обеспечивает культурные взаимообогащение всех субъектов образовательного процесса, она должна обладать такими характеристиками как:

-                   позитивное отношение ко всем культурам;

-                   толерантность;

-                   открытость для взаимопроникновения других культур;

-                   готовность субъектов образовательного процесса к мультикультурному взаимодействию;

-                   направленность на формирование знаний о многообразии культур, навыков взаимодействия с представителями другого этноса, чувствительности к культурным особенностям;

-                   диалогичность;

-                   равные условия существования и развития культур;

-                   учёт мультикультурного состава общества.

Для того, чтобы образовательная среда обладала всеми перечисленными характеристиками, необходимо, чтобы педагог как субъект мультикультурного образования принимал ценности данного типа образования и умел их «воплощать» в педагогическом процессе, что в свою очередь предполагает формирование мультикультурной компетентности педагога [1].

Мультикультурная компетентность педагога является ключевой в структуре профессионально — педагогической компетентности.

По мнению Г. В. Палаткиной, высококвалифицированный педагог в условиях мультикультурной образовательной среды должен быть компетентен в областях:

-                   разнообразие и динамика культур, их сущность и соотношение;

-                   особенности мультикультурного образовательного пространства;

-                   взаимопонимание культур;

-                   разнообразие способов мышления, связанных с культурой;

-                   культурные различия и становление психосоциальной идентификации. [7]

Мультикультурная компетентность педагога представлена в теоретических знаниях и практических навыках:

-                   знание основ теории и практики межкультурной коммуникации;

-                   теоретические знания и практическое владение методами обучения, наиболее подходящими для мультикультурного класса или группы, обеспечивающие создание благоприятных условий для взаимодействия между субъектами образовательного процесса. [6]

По мнению Д. Бэнкса, понимает под мультикультурной компетентностью педагога баланс между национальной и культурной идентификацией; богатейший багаж знаний в области различных культур, а также их взаимодействия; желание создать гуманную нацию.

Отслеживая формирование компетенций, которые отражают готовность будущего педагога к деятельности в рамках мультикультурного образования дошкольников, опираемся на подход В. С. Лазарева, который в структуре компетенции выделяет четыре компонента: комплекс знаний необходимых для решения различных видов профессиональных задач; способы постановки, планирования решения задач и оценки его результатов; методы выполнения действий, требующихся для решения этих задач и опыт, благодаря которому другие ее компоненты интегрируются в способ решения задач соответствующего типа [1, с. 104].

На наш взгляд, целесообразно следующее содержание основных компонентов мультикультурной компетентности педагога:

1.                  Культурно-когнитивный:

-                   знания о своей культуре;

-                   знания о культурах других национальностей;

-                   знание других зыков;

-                   знания в области мультикультурной коммуникации;

-                   теоретическая и методическая подготовленность для работы в мультикультурной образовательной организации;

-                   знания о способах и принципах формирования мультикультурного содержания воспитания и обучения.

2.                  Ценностно — личностный:

-                   развитая система гуманистических ценностей, которая отвечает за мультикультурность;

-                   развитая система общечеловеческих ценностей;

-                   развитая система профессиональных ценностей;

-                   мультикультурная толерантность;

-                   психологическая готовность работать в мультикультурной образовательной организации;

-                   этническая самоидентификация.

3.                  Мотивационно — деятельностный:

-                   навыки межкультурного взаимодействия;

-                   владение формами, техниками, методами и приемами педагогической работы в мультикультурной образовательной организации;

-                   навыки обеспечения культурного содержания обучения;

-                   гуманистический стиль педагогического взаимодействия между субъектами образования [2].

Мультикультурная компетентность педагогов формируется во время обучения в ВУЗе с помощью акцентуации внимания на идеях мультикультурализма в учебно — воспитательном процессе, атмосферы толерантности, сохранения и развития этнической идентификации субъектов образовательного процесса, введения мультикультурных компонентов в содержание изучаемых дисциплин [6,7].

Высокий уровень мультикультурной компетентности характеризуется:

-                   системными и глубокими знаниями о региональной культуре;

-                   знаниями о взаимосвязи своей культуры с культурами других национальностей;

-                   методическая готовность к работе в мультикультурной образовательной организации;

-                   знание методов и приемов педагогической работы в мультикультурной организации;

-                   умение учитывать национально — психологические особенности субъектов образовательного процесса;

-                   наличие навыков межкультурного взаимодействия;

-                   наличие мультикультурной толерантности, ценностного отношения к представителям других национальностей.

Непосредственно на формирование мультикультурной компетентности направлено содержание дисциплины «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».

Нами было проведено мини-исследование, с опорой на метод анкетирования. Цель: Уточнить уровень сформированности мультикультурной компетентности студентов. Студентам были заданы 9 вопросов открытого типа и 11 вопросов закрытого типа.

Студентам были заданы вопросы на проверку культурно — когнитивного компонента мультикультурной компетентности, например: Какие традиции и обычаи русского народа Вы знаете? Перечислите. Знакомы ли Вам традиции других народов? Каких? Перечислите.

Так же были заданы вопросы, направленные на отслеживание ценностно — личностного компонента мультикультурной компетентности, например: Возможно ли сохранение своих культурных ценностей при взаимодействии с другими культурами? Готовы ли Вы знакомить детей с культурой различных народов?

Вопросы анкетирования были направлены на отслеживание мотивационно — деятельностного компонента мультикультурной компетентности, например: С помощью каких средств Вы можете осуществлять это знакомство? По каким критериям можно судить о готовности педагога к осуществлению мультикультурного образования детей? Использование каких методик Вам может в этом помочь?

Данное анкетирование было проведено среди двух групп студентов: первая группа — студенты второго курса, которые не осваивали данную дисциплину (в связи с разницей в учебных планах), вторая группа — студенты первого курса, которые освоили дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».

Результаты анкетирования первой группы:

По данным анкетирования можно сделать вывод, что у студентов, не освоивших дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» не сформированы представления о национальном составе Нижегородской обл., о традициях и обычаях русского народа, а также и других, у них низкий уровень мультикультурной компетентности.

Результат анкетирования второй группы:

По данным анкетирования можно сделать вывод, что у студентов, освоивших дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» более четко сформированы представления о национальном составе Нижегородской обл., о традициях и обычаях русского народа, а также и других, у них более высокий уровень мультикультурной компетентности и готовности осуществления мультикультурного образования.

В результате анкетирования можно сделать вывод о том, что осуществление мультикультурного образования в высшем учебном заведении играет большую роль в формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов и в их готовности осуществлять эту деятельность на практике. Была проведена попытка отследить уровень мультикультурной компетентности, который формируется у студентов в процессе обучения в ВУЗе.

 

Литература:

 

1.      Белогуров А. Ю. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе / А. Ю. Белогуров // Педагогика. — 2013. — № 3. — с. 100–121.

2.      Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. — 2011. — № 1. — С. 113–115

3.      Наумова Т. В. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Т. В. Наумова, О. Б. Тихомирова // Наука и мир Международный научный журнал: Волгоград. — 2014. № 1 (5), — С. 306–310.

4.      Наумова Т. В. О педагогических возможностях взаимодействия образовательных учреждений и православной церкви на селе // Вестник угроведения. — 2013. — № 4 (15). — С. 94–97.

5.      Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива / Т. В. Наумова // Дошкольное воспитание. — 2015. № 1, — С. 313–317.

6.      Палаткина Г. В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства. / Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. — Волгоград, 2001. — С. 22–26.

7.      Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Просвещение, 2011.

8.      Хупсарокова, А. М. Содержание поликультурной компетентности педагога [Электронный ресурс] / А. М. Хупсарокова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008–1.html, свободный. (0,5 п.л.).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
этнокультура
мультикультурная компетентность
толерантность
педагог дошкольной образовательной организации
Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 743-745):
Часть 7 (cтр. 685 - 783)
Расположение в файле:
стр. 685стр. 743-745стр. 783

Молодой учёный