К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.06.2015

Статья просмотрена: 1731 раз

Библиографическое описание:

Зиновенко, О. А. К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов / О. А. Зиновенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 743-745. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20409/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности посредством анкетирования студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: этнокультура, мультикультурная компетентность, толерантность, педагог дошкольной образовательной организации.

 

В России социальный заказ к современному высшему образованию основан на требованиях к педагогу, способному к формированию мультикультурной личности, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений и содействия этнокультурному многообразию народов России [4, 5].

По мнению С. Нието, современная мультикультурная образовательная среда обеспечивает культурные взаимообогащение всех субъектов образовательного процесса, она должна обладать такими характеристиками как:

-                   позитивное отношение ко всем культурам;

-                   толерантность;

-                   открытость для взаимопроникновения других культур;

-                   готовность субъектов образовательного процесса к мультикультурному взаимодействию;

-                   направленность на формирование знаний о многообразии культур, навыков взаимодействия с представителями другого этноса, чувствительности к культурным особенностям;

-                   диалогичность;

-                   равные условия существования и развития культур;

-                   учёт мультикультурного состава общества.

Для того, чтобы образовательная среда обладала всеми перечисленными характеристиками, необходимо, чтобы педагог как субъект мультикультурного образования принимал ценности данного типа образования и умел их «воплощать» в педагогическом процессе, что в свою очередь предполагает формирование мультикультурной компетентности педагога [1].

Мультикультурная компетентность педагога является ключевой в структуре профессионально — педагогической компетентности.

По мнению Г. В. Палаткиной, высококвалифицированный педагог в условиях мультикультурной образовательной среды должен быть компетентен в областях:

-                   разнообразие и динамика культур, их сущность и соотношение;

-                   особенности мультикультурного образовательного пространства;

-                   взаимопонимание культур;

-                   разнообразие способов мышления, связанных с культурой;

-                   культурные различия и становление психосоциальной идентификации. [7]

Мультикультурная компетентность педагога представлена в теоретических знаниях и практических навыках:

-                   знание основ теории и практики межкультурной коммуникации;

-                   теоретические знания и практическое владение методами обучения, наиболее подходящими для мультикультурного класса или группы, обеспечивающие создание благоприятных условий для взаимодействия между субъектами образовательного процесса. [6]

По мнению Д. Бэнкса, понимает под мультикультурной компетентностью педагога баланс между национальной и культурной идентификацией; богатейший багаж знаний в области различных культур, а также их взаимодействия; желание создать гуманную нацию.

Отслеживая формирование компетенций, которые отражают готовность будущего педагога к деятельности в рамках мультикультурного образования дошкольников, опираемся на подход В. С. Лазарева, который в структуре компетенции выделяет четыре компонента: комплекс знаний необходимых для решения различных видов профессиональных задач; способы постановки, планирования решения задач и оценки его результатов; методы выполнения действий, требующихся для решения этих задач и опыт, благодаря которому другие ее компоненты интегрируются в способ решения задач соответствующего типа [1, с. 104].

На наш взгляд, целесообразно следующее содержание основных компонентов мультикультурной компетентности педагога:

1.                  Культурно-когнитивный:

-                   знания о своей культуре;

-                   знания о культурах других национальностей;

-                   знание других зыков;

-                   знания в области мультикультурной коммуникации;

-                   теоретическая и методическая подготовленность для работы в мультикультурной образовательной организации;

-                   знания о способах и принципах формирования мультикультурного содержания воспитания и обучения.

2.                  Ценностно — личностный:

-                   развитая система гуманистических ценностей, которая отвечает за мультикультурность;

-                   развитая система общечеловеческих ценностей;

-                   развитая система профессиональных ценностей;

-                   мультикультурная толерантность;

-                   психологическая готовность работать в мультикультурной образовательной организации;

-                   этническая самоидентификация.

3.                  Мотивационно — деятельностный:

-                   навыки межкультурного взаимодействия;

-                   владение формами, техниками, методами и приемами педагогической работы в мультикультурной образовательной организации;

-                   навыки обеспечения культурного содержания обучения;

-                   гуманистический стиль педагогического взаимодействия между субъектами образования [2].

Мультикультурная компетентность педагогов формируется во время обучения в ВУЗе с помощью акцентуации внимания на идеях мультикультурализма в учебно — воспитательном процессе, атмосферы толерантности, сохранения и развития этнической идентификации субъектов образовательного процесса, введения мультикультурных компонентов в содержание изучаемых дисциплин [6,7].

Высокий уровень мультикультурной компетентности характеризуется:

-                   системными и глубокими знаниями о региональной культуре;

-                   знаниями о взаимосвязи своей культуры с культурами других национальностей;

-                   методическая готовность к работе в мультикультурной образовательной организации;

-                   знание методов и приемов педагогической работы в мультикультурной организации;

-                   умение учитывать национально — психологические особенности субъектов образовательного процесса;

-                   наличие навыков межкультурного взаимодействия;

-                   наличие мультикультурной толерантности, ценностного отношения к представителям других национальностей.

Непосредственно на формирование мультикультурной компетентности направлено содержание дисциплины «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».

Нами было проведено мини-исследование, с опорой на метод анкетирования. Цель: Уточнить уровень сформированности мультикультурной компетентности студентов. Студентам были заданы 9 вопросов открытого типа и 11 вопросов закрытого типа.

Студентам были заданы вопросы на проверку культурно — когнитивного компонента мультикультурной компетентности, например: Какие традиции и обычаи русского народа Вы знаете? Перечислите. Знакомы ли Вам традиции других народов? Каких? Перечислите.

Так же были заданы вопросы, направленные на отслеживание ценностно — личностного компонента мультикультурной компетентности, например: Возможно ли сохранение своих культурных ценностей при взаимодействии с другими культурами? Готовы ли Вы знакомить детей с культурой различных народов?

Вопросы анкетирования были направлены на отслеживание мотивационно — деятельностного компонента мультикультурной компетентности, например: С помощью каких средств Вы можете осуществлять это знакомство? По каким критериям можно судить о готовности педагога к осуществлению мультикультурного образования детей? Использование каких методик Вам может в этом помочь?

Данное анкетирование было проведено среди двух групп студентов: первая группа — студенты второго курса, которые не осваивали данную дисциплину (в связи с разницей в учебных планах), вторая группа — студенты первого курса, которые освоили дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».

Результаты анкетирования первой группы:

По данным анкетирования можно сделать вывод, что у студентов, не освоивших дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» не сформированы представления о национальном составе Нижегородской обл., о традициях и обычаях русского народа, а также и других, у них низкий уровень мультикультурной компетентности.

Результат анкетирования второй группы:

По данным анкетирования можно сделать вывод, что у студентов, освоивших дисциплину «Этнокультура в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» более четко сформированы представления о национальном составе Нижегородской обл., о традициях и обычаях русского народа, а также и других, у них более высокий уровень мультикультурной компетентности и готовности осуществления мультикультурного образования.

В результате анкетирования можно сделать вывод о том, что осуществление мультикультурного образования в высшем учебном заведении играет большую роль в формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов и в их готовности осуществлять эту деятельность на практике. Была проведена попытка отследить уровень мультикультурной компетентности, который формируется у студентов в процессе обучения в ВУЗе.

 

Литература:

 

1.      Белогуров А. Ю. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе / А. Ю. Белогуров // Педагогика. — 2013. — № 3. — с. 100–121.

2.      Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. — 2011. — № 1. — С. 113–115

3.      Наумова Т. В. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Т. В. Наумова, О. Б. Тихомирова // Наука и мир Международный научный журнал: Волгоград. — 2014. № 1 (5), — С. 306–310.

4.      Наумова Т. В. О педагогических возможностях взаимодействия образовательных учреждений и православной церкви на селе // Вестник угроведения. — 2013. — № 4 (15). — С. 94–97.

5.      Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива / Т. В. Наумова // Дошкольное воспитание. — 2015. № 1, — С. 313–317.

6.      Палаткина Г. В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства. / Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. — Волгоград, 2001. — С. 22–26.

7.      Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Просвещение, 2011.

8.      Хупсарокова, А. М. Содержание поликультурной компетентности педагога [Электронный ресурс] / А. М. Хупсарокова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008–1.html, свободный. (0,5 п.л.).

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, дошкольная образовательная организация, компетентность педагога, образовательная организация, знание, компетентность, образовательная среда, развитая система, результат анкетирования, русский народ.


Ключевые слова

толерантность, этнокультура, мультикультурная компетентность, педагог дошкольной образовательной организации

Похожие статьи

Проблема поликультурного образования в начальной школе

В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образ...

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...

Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов

Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Особенности формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи в современных условиях

В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи, а также рассматриваются структурные составляющие процесса формирования нравственной воспитанности с точки зрения аксиологического по...

Похожие статьи

Проблема поликультурного образования в начальной школе

В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образ...

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...

Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов

Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Особенности формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи в современных условиях

В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи, а также рассматриваются структурные составляющие процесса формирования нравственной воспитанности с точки зрения аксиологического по...

Задать вопрос