Инновации в области методики обучения и воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куанова, С. Б. Инновации в области методики обучения и воспитания / С. Б. Куанова, А. Т. Тауипбаева, Г. Т. Абдихайымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 528-531. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15016/ (дата обращения: 22.11.2024).

Изменения парадигмы образования требуют от общества в целом особого статуса профессиональной подготовленности будущих специалистов, выраженной в формировании новых методологических подходов к обучению, определения новой роли преподавателя, соответствующей философии Болонского процесса, кардинально образующие новые отношения к организации учебного процесса в вузах [1].

Глобальная цель Болонского процесса, выраженная в интеграции национальных систем образования для создания единого образовательного пространства, повышения качества образования, его конкурентоспособности и реализации социальной роли высшего образования, плавно переходит в более конкретную цель, направленную на организацию такой учебно-методической работы, которая состоит в «…постоянном обновлении умений и черпании новых знаний…», поскольку для активного и самостоятельного члена общества, наивысшей ценностью представляется рождение новой ценности и задач образования [2].

Государственная программа стратегического развития образования Республики Казахстана на 2011–2020 гг. наряду с новыми подходами к образованию вполне оправданно заявляет, что «…к 2020 году Казахстан станет образованной страной, с умной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой, и что развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны [3].

Методическая работа в вузе — это планируемая деятельность преподавателей, направленная на освоение и совершенствование существующих, а также разработку и внедрение новых принципов, форм и методов эффективной организации учебного процесса. В условиях кредитной системы обучения преподаватель не всегда занимает активную позицию.

В зависимости от видов и форм организации учебного процесса вуза преподаватель должен уметь лавировать своей активностью и активностью студентов. Однако, при этом преподаватель организует интерактивную деятельность на основе сочетания традиционных и инновационных приемов, методов и технологии обучения. В частности, в условиях работы посредством информационно-коммуникативной среды образовательного портала, в ходе реализации дистанционного обучения обостряется проблема соответствующего этому инновационного учебно-методического обеспечения учебного процесса и прежде всего со стороны преподавателя. Возникает необходимость в инновационном развитии методической работы вуза.

В настоящее время в качестве проблем методической работы в вузе выступают следующее:

а) отсутствие системности: работа ведется отдельно на кафедрах, однако не всегда наблюдается наукоемкая управляющая инициатива, координация и управление всем комплексом методической работы в вузе;

б) неопределенность с нормативной базой;

в) недостаточно высокий уровень методической культуры преподавателей;

г) недостаточно высокий уровень развития методической компетентности преподавателей;

д) запаздывающий характер внедрения инноваций в образовательный процесс;

е) категория «молодые преподаватели», с невысоким уровнем методического мастерства.

Возникает объективная необходимость разработки новой нормативно-правовой базы методической работы и организации эффективной системы методической работы в вузе для решения обозначенных выше проблем.

Для совершенствования содержания методической работы в образовательном учреждении высшего профессионального образования необходимо:

-          повышение методической культуры преподавателя, культуры методического сопровождения учебного процесса, описания и анализа педагогического опыта;

-          разработка и апробация образовательных программ, учебной и учебно-методической документации, педагогических технологий, формирование планов издания учебной и методической литературы, электронных учебников и пособий и т. д.;

-          обеспечение образовательной системы вуза новейшими достижениями педагогической науки, рекомендациями и разработками;

-          производство информационно-пропагандистской, организационно-методической, учебно-методической и методической продукции, создание и внедрение методической продукции (учебных планов, рабочих программ, учебных пособий, УМК, МР, МУ и т. д.);

-          осуществление индивидуальной работы с педагогом, внедрение ориентированных на активизацию методической работы самостоятельную деятельность педагога.

Качество результатов образовательной деятельности вуза должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов методической работы. Ключевыми структурными элементами методической работы являются методическая культура и методическая компетентность. Методическая компетентность требует инновационной деятельности, накопления опыта, педагогического мастерства.

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке. В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в Казахстане и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и, современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения.

Исключительной особенностью нынешней эпохи является увеличение количества доступной информации, превышающего все разумные пределы и биологические возможности осмысления человеком. Поэтому в настоящее время и в сфере обучения востребованы интерактивные методы, позволяющие в краткие сроки предложить, освоить и закрепить на практике большой объем информации. Подобные требования, предъявляемые сегодня в образовании, приводят к инновационным изменениям, где основой обучения воспринимается личностное развитие, так как наполненная динамикой и изменениями экономика информационной эпохи всецело зависит от компетентной и квалифицированной личности человека и специалиста. Помимо этого идеологические, социальные, политические запросы этой эпохи требуют от человека следующих знаний, умений и навыков:

-          умение из большого объема информации выбрать необходимое и использование его в своих интересах;

-          умение брать на себя ответственность, решать проблемы и принимать решения;

-          наличие собственной точки зрения, своих идей, своего понимания, умения их доказывать и аргументированно защищать;

-          умение в социуме устно и письменно общаться, совместно работать, предупреждать конфликты;

-          объединение собственных жизненных взглядов, верований, потребностей, ценностей с общечеловеческими ценностями;

-          умение учиться самостоятельно, постоянное развитие и пополнение своих знаний.

Личностно-развивающий подход предполагает изменить прежнее авторитарно-коммуникативное общение между участниками образовательного процесса (обучающий и обучающиеся) на гуманитарно-коммуникативное общение. Личностно-развивающий подход меняет прежнее одностороннее понимание процесса познания, где основными глаголами были «учить», «давать знания» на двустороннее, диалогическое, воспринимая его как процесс «усвоения знаний», где основную роль выполняет обучающийся, который самостоятельно конструирует знания («учиться»).

Если традиционное обучение свои цели и содержание полностью определяло заранее установленными параметрами, заданными государственными стандартами в пределах дисциплин и тематики занятий, то инновационный подход, в основе которого лежат идеи личностного развития личности и самостоятельного конструирования знаний, определяет основным содержанием обучения интерактивные методы, основывающиеся на личностном размышлении и рефлексии. Интерактивные методы и приемы приводят к самостоятельному и индивидуальному развитию обучающихся, направляя их к пониманию и оценке своих возможностей и ценностей.

Интерактивной можно назвать методику, которая основой обучения признает взаимодействие обучающих и обучающихся и создает все условия для подобной коммуникации. Термин «интерактивный» обозначает «быть с кем-то в тесном общении, взаимодействовать с ним и строить диалог». Интерактивное обучение это методика обучения через взаимообщение (коммуникацию), посредством диалога. Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия, так как испокон веков считается, что человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Поэтому интерактивная методика оценивает эффективность и результативность учебного процесса не по объему запомненной обучающимися информации (как это делается в традиционном репродуктивном обучении), а их активными действиями: ведь научиться можно только через активные действия.

В интерактивном обучении межличностная коммуникация основывается на индивидуальном жизненном опыте обучающихся. Здесь под жизненным опытом подразумеваются индивидуальные мнения и точки зрения, оригинальные мысли и идеи, концепции и аргументы каждого обучающегося по поводу изучаемого матнриала. В ходе познавательного процесса обучающиеся обмениваются подобным опытом и в таком общении самостоятельно конструируют и осваивают новые знания.

При интерактивной методике преподавания обучающиеся научатся следующим знаниям, умениям, навыкам:

-          размышлять и развивать через это личные рефлексивные способности;

-          анализировать и оценивать собственные идеи и поступки (действия);

-          составлять самостоятельное суждение об информации (учебном материале), выбирать необходимое из потока информации;

-          анализировать информацию с разных точек зрения и позиций;

-          самостоятельное конструирование новых понятий и знаний;

-          дискутировать, аргументировать и доказывать свою точку зрения;

-          учитывать альтернативные мнения, с уважением относиться к мнению других;

-          делать выбор, принимать решения и решать сложные проблемы;

-          работать в составе команды;

-          эффективно общаться и взаимодействовать;

-          принимать правила совместной работы.

Методические инновации — это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Они наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования, охватывающий процесс преподавания естественно научных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров. Исходя из вышеуказанного, переход к кредитной технологии обучения должен быть основан на кропотливой методической, учебно-научной и организационной работе, направленной на обеспечение обучающихся всем спектром информационной и методической поддержки.

 

Литература:

 

1.         Дендерина В. И. Педагогические теории, системы, технологии. — Ставрополь: СГУ, 1999. — 138 с.

2.       Бренда Гордии//Болонский процесс в глобальном контексте: потенциальные возможности и угрозы для Европейского сектора высшего образования / Итоги Лондонской конференции министра образования Европейских стран/ Вопросы образования, 2007, № 2, 6–13 с.

3.       Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы от 7 декабря, 2010 год/ Казахстанская Правда от 14 декабря 2010 года.

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, учебный процесс, обучающийся, Болонский процесс, высшее образование, интерактивная методика, интерактивное обучение, Казахстан, методическая компетентность, методическая продукция.


Задать вопрос