Инновационные процессы в образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 27.01.2014

Статья просмотрена: 1332 раза

Библиографическое описание:

Юсупова, Э. Ф. Инновационные процессы в образовании / Э. Ф. Юсупова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4921/ (дата обращения: 24.12.2024).

Проблема инноваций как основного пути и инструмента обновления всех сфер современной общественной жизни сегодня приобретает все большую актуальность. Вторая половина XX и начало XXI столетия характеризуются как период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни, системы образования. С разработкой и использованием инноваций сегодня связывают не только возможности общественного прогресса; способность к нововведениям признается одним из индикаторов культуры общества. В настоящее время человечество видит в инициируемых и контролируемых инновациях возможности выхода из различного рода кризисов, связанных с негативными проявлениями научно-технической революции и жизни в информационном обществе. Инновации стали знаковым явлением нашего времени.

В настоящее время в Узбекистане происходят существенные изменения в образовательной политике. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Современное образование — это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из пассивного, совершающегося в традиционных условиях, образование становится интерактивным, где ведущая роль предоставлена не только педагогу, но и учащемуся. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личности. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями. [2,с.9].

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Отсюда главный тезис: инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование. Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовной жизни личности, а главное — целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь — детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.

Этот новый образ образования — развивающего, инновационного — требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем. Главное, что образование не есть социальный тренинг и окультуривание натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социально-производственного потребления и использования на благо государства. Образование — это путь и форма становления целостного человека [1, с.176]. Сущность и цель нового образования — это развитие общих способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления, а также умение и способность самостоятельно получать определенные необходимые знания.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения — это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Итак, из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразования социума, порождает новые формы общественной жизни. Образование обретает статус особого механизма общественного и культурного развития страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека.

Позитивная роль инноваций в образовании как неотъемлемой части человеческой культуры проявляется в том, что инновация, выступая способом общественного прогресса, обеспечивает развитие за счет обновления и творчества, позволяет приспособиться к изменению условий, решить существующие проблемы новыми более эффективными способами.

В узбекистанском образовании происходят многообразные педагогические инициативы и инновационные процессы. Сопряженные с изменениями в общеобразовательной школе инновационные процессы осуществляются в системе высшего педагогического образования. Появились педагогические лицеи и колледжи. Высшие учебные заведения осуществили переход на многоуровневую систему образования. Эти нововведения позволяют педагогическим учебным заведениям оперативно и гибко отвечать на запросы практики, целенаправленно готовить высококлассных специалистов, создают основу непрерывного педагогического образования.

Фундаментальным основанием происходящих в высшей педагогической школе изменений, на наш взгляд, является изменение позиции педагога в современном обществе: уходит в прошлое главная функция педагога — быть источником новой информации и транслятором предметных знаний [3, с.56]. В настоящее время обществу нужен педагог, способный к проектированию и реализации социально-педагогических, социально-психологических, психолого-педагогических условий развития и становления человека на основных этапах его онтогенеза, владеющий инновационными педагогическими и информационными технологиями, т. е. педагог-профессионал.

Динамизм жизни современного общества хорошо сочетается с многоуровневой системой образования, которая позволяет, с одной стороны, белее гибко учитывать потребности общества в подготовке специалистов, с другой — более полно раскрывать содержание учебных дисциплин [4, с.38].

Осуществление инновационной деятельности в области высшего педагогического образования лишается важнейшего стратегического смысла без учета формирования мировоззренческой культуры студента, основу для которой создает, прежде всего, цикл преподаваемых в вузе философских дисциплин. Философские дисциплины преобразуются сегодня в вузовской практике, освобождаясь от устаревших идеологических и методологических стереотипов, преодолевая замкнутость, закрытость для других типов мировоззрения, все, более ориентируясь на многообразие философско-мировоззренческого арсенала человечества.

Подготовка высокообразованного педагога на основе многоступенчатого образования будет значительно обедненной без освоения своей собственной национальной философской мысли. Поэтому в вузах Узбекистана при преподавании философских дисциплин делается акцент на богатый опыт философской мысли Центральной Азии, которая является глубоко антропоцентричной, обращенной к человеку и его духовному миру. В этой связи важно, чтобы будущие педагоги глубоко осознали своеобразие отечественной философской культуры, для которой характерны идеи единого органического целого, внутри которого индивидуум может найти свое истинное «Я», социальной солидарности, взаимной выручки и др. В условиях проникновения в духовную жизнь нашего народа чуждого ей типа культуры, основанного на индивидуализме и прагматизме, идеи отечественной философии формируют личность будущего учителя на принципах высокой духовности и гуманизма.

Таким образом, новые подходы к преподаванию философских дисциплин органически связаны как с инновационными изменениями в системе высшего педагогического образования, так и с ломкой потерявших свою актуальность традиций преподавания и переходом к формированию новых форм воплощения учебных и воспитательных задач. Инновационные процессы в педагогическом образовании получают практическое воплощение в инновационном профессионально-педагогическом образовании, цель которого состоит в подготовке универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющей научным стилем мышления, способной к осуществлению инновационных процессов в профессиональном образовании, производстве, экономике, социуме.

Литература:

1.                  Аношкина, В. Л. Образование. Инновации. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону, 2001 г.

2.                  Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. — 2004 г. — № 2.

3.                  Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2005 г.

4.                  Щедровицкий, П. Г. Педагогика свободы. — Кентавр № 1, 2005 г.

Основные термины (генерируются автоматически): образование, высшее педагогическое образование, дисциплина, многоуровневая система образования, общественная жизнь, общественный прогресс, процесс, современное образование, современное общество.