Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров в модернизации страны
Авторы: Гаппарова Талат Гаппаровна, Хайдарова Олия Каххаровна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 29.05.2015
Статья просмотрена: 366 раз
Библиографическое описание:
Гаппарова, Т. Г. Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров в модернизации страны / Т. Г. Гаппарова, О. К. Хайдарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/158/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие независимого государства связано с громадными изменениями, происходящими в социальной, научной и технической областях в жизни общества, то есть модернизации страны. С этим связаны и все возрастающие требования, предъявляемые обществом к своим гражданам, которые охватывает все сферы деятельности человека: профессиональную, общественную, личную.
«Основной целью всех наших реформ в области экономики, политики является человек. Именно поэтому дело образования, дело воспитания нового поколения, способного осуществить идею национального возрождения, будет оставаться делом государства, одной из самых приоритетных его задач» [1].
В 1997 году под руководством Президента И.Каримова были разработаны и приняты «Закон об образовании» и «Национальная программа по подготовке кадров», в которых показаны коренное реформирование сферы образования, полный отказ от её идеологизированной зашоренности, создание Национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающей высокой духовности и нравственности.
«Важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий» [2].
Требования эти, в свою очередь, сталкивают учителя только вступающего в педагогическую деятельность, с новыми все более усложняющимися проблемами, разрешение которых невозможно без постоянного совершенствования его знаний и умений, повышения культуры, формирования новых качеств и способностей, все более полного и совершенного развития личности.
Прямым ответом на такую потребность современности является широчайшее развертывание системы непрерывного образования в нашей стране, которая призвана решать три основные задачи:
1. Воспитания интеллектуально развитого человека.
2. Обеспечение требуемой уровнем развития общества профессиональной подготовки ко всем видам труда в сфере материального и духовного производства.
3. Развитие сущностных сил человека (гармоническое развитие способности каждой личности).
Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова 20 сентября 2010 года на саммите Организации Объединенных Наций, посвященном целям развития тысячелетия (ЦРТ), стало событием, имеющем важное значение в политической и общественной жизни нашего государства. В нем с большой интеллектуальной силой, на основе всестороннего анализа сложных, многогранных процессов, происходящих в нашей стране, в Центральноазиатском регионе и в мире в целом, были подняты вопросы устойчивого развития общества, обеспечения высокого уровня и качества жизни нынешнего и будущих поколений. Эти требования являются прямыми обязанностями системы образования.
Никогда, ни в одной стране перед системой образования не стояли еще задачи такого объема и такой сложности, ибо речь идет о педагогическом обеспечение воспитания и подготовка к жизни подрастающего поколения.
Следует усовершенствовать структуру образования, существенно повышать качество общеобразовательной, и профессиональной подготовки, более широко применять инновационные формы и методы обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.
Реализация одного из этих требований, а именно, принципа непрерывного образования осуществляемого на практике, ведет к тому, что профессия учителя в нашей стране становится массовой. Однако реализация других, не менее важных названных требований и задач системы непрерывного образования, в свою очередь приводит не к упрощению, а ко все большему усложнению содержания этой профессии. Каждый педагог работающий в сфере непрерывного образования должен быть: учителем-технологом, глубоко знающим современное состояние науки, лежащей в основе преподаваемого им учебного предмета, и умеющим вести учебно-образовательную работу со своими учениками; воспитателем, заботящими об интеллектуальном, нравственном, эстетическом и физическом совершенствовании вверенных ему детей, умеющим правильно организовать и осуществлять руководство их деятельностью; активным общественником, пропагандистом педагогических знаний среди населения.
Действительно трудно переоценить то значение, которое сегодня приобретает профессия учителя как в системе непрерывного образования, так и в целом, в жизни нашего общества.
Результат педагогического процесса — достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.
В условиях научно-технического прогресса современное непрырывное образование все полнее концентрирует фигуру учителя все пути социальных влияний на процесс формирования личности учеников. В связи с новыми техническими возможностями информационного обмена, контроля и учёта знаний расширяются функции учителя. Возрастают и требования к учителю как и носителю и все более полному выразителю гуманистических ценностей, как и лицу, определяющему творческий характер обучения.
«Технологическая подготовка будушего педагога связана с проблемами интеллектуального развития, активного обучения, становления творческой личности, восприятия профессиональной направленности мьгшления, с реализацией исследовательского принципа в организации учебной познавательной деятельности будушего педагога” [3].
Итак, налицо противоречие, которое лежит в основе любого развития, любой развивающейся системы. С одной стороны, требования массовости, с другой — все большего усложнения содержания профессии и личности самого ее носителя — современного учителя.
«Снятие» этого противоречия, решение проблемы безусловно лежит прежде всего, в сфере творчества учителя и в сфере подготовки будущих педагогических кадров к творческой деятельности.
Творчество — деятельность порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Достичь этого результата без потребности самой личности невозможно. Поэтому потребность возбуждает мотив к получению знаний и развивает интеллектуальные возможности личности. Это зависит от педагогического мастерства преподавателя вуза. Преподаватель вуза должен иметь способность внести и применять в процесс обучения инновационные технологии, также разные интерактивные методы, которые активизируют учебную деятельность будущих педагогов.
Чтобы стать интеллектуально развитым специалистом, у будущего педагога должно быть желание и способность к этой профессии.
Только тогда он будет работать над собой и у него возбуждается мотив к получению знаний. Полученные желанием знания приводят человека тому, что он может прикладывать все свои силы и возможности развития своей професии в модернизации образования и общества.
Для того чтобы подготовить интеллектуально развитого специалиста-педагога:
1. Обогатить процесс обучения инновационными технологиями.
2. Уделить внимание на развитие мотивов обучения.
3. Усилить внимание на формирование навыков, пременять на практике результаты теоретических знаний.
4. Выявить интеллектуально-личностные способности будущего педагога.
Для более эффективной организации профессионального обучения:
1. Необходимо тщательно определять потребности в подготовке педагогических кадров на всех уровнях. При этом используются такие методы, которые возбуждают желание стать учителем-технологом.
2. Очень важно правильно сформулировать цели обучения: они должны быть специфическими, конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, с указанием сроков, а также ориентированными на результат.
3. Решая вопрос о том, каким образом проводить профессиональное обучение, — в учебном процессе, используя услуги тренинговых занятий организующих самообучение или проводя обучение непосредственно на практических занятиях.
4. Наиболее эффективным является комплексное использование различных методов профессионального обучения. При этом все они должны быть, прежде всего, ориентированы на профессиональную подготовку. Также следует учитывать, что использование активных методов обучения (деловые игры, кейсы и др.) значительно повышает степень усвоения студентами знаний и навыков.
5. При составлении программ обучения, выборе его форм и методов необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся: необходимо четко обозначить смысл и значение данной учебной программы для студентов, предоставить им максимальную возможность активно участвовать в учебном процессе, самим формулировать свои задачи, делать выводы, а также широко использовать интерактивные методы обучения, основанные на осознании и анализе обучающимися собственного опыта.
6. Достижение высокой эффективности профессионального обучения невозможно без активной поддержки преподавателей, грамотной системы мотивации, соответствующего отношения к обучению.
Обобщая в целом вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:
1. Модернизация страны зависит от подготовки высококвалифицированных кадров. Это в свою очередь требует широко применять в процессе обучения педагогическую технологию.
2. В передаче и овладении студентами знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления педагогической деятельности, к настоящему моменту достигнуты значительные успехи, в частности, благодаря уже достаточно развитому направлению, результатом которого является составление профессиограммы учительского труда. Формирование же сферы мотивов, субъективного, внутреннего ядра деятельности педагога выступает как новая, сложная и нерешенная проблема.
3. Поиск путей решения этой проблемы начинается от анализа специфики педагогической деятельности, которая раскрывается через соотношение субъект-субъектных и субъек-объектных отношений, в которые вступает педагог в процессе своего труда. Профессия учителя в этом аспекте принадлежит к разряду профессий, для которых определяющим является взаимодействие типа «человек-человек», субъект-субъектное отношение выступает для педагогической деятельности как доменантное, определяющее.
4. Развитие в стенах вуза умения будущих учителей вступать в контакт с учащимися, осуществлять, развертывать все формы и виды инновационных технологий, под воздействием которых деятельность педагога приобретает креативный характер.
Литература:
1. И.Каримов. Из доклада Президента И.Каримова на сессии Олий Мажлиса первого созыва в феврале — Т.1995 г.
2. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Т., 1997 г.
3. Н. Н. Азизходжаева. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Т. 2002 г.