Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 14.02.2016

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Халимов, М. К. Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих педагогов / М. К. Халимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 845-846. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25866/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

В современном мире преподаватель, который намерен добиться положительных результатов в деле подготовки будущих преподавателей для профессиональных колледжей должен ориентироваться на развитие и воспитание личности студента. Не ограничиваясь передачей знаний и умений, зафиксированных в программе по учебному предмету.

Студент должен научиться пополнять свои знания и должен уметь обрабатывать накопленные знания, быть готовым использовать эти знания в своей практической деятельности.

Это может быть достигнуто за счет усиления практико-ориентированного подхода, развитие творческих способностей будущих специалистов, опираясь на самостоятельную работу, овладение новыми педагогическими технологиями. Делая упор на самостоятельную работу, овладение новыми педагогическими технологиями, усилить практический и ориентированной подход.

Для совершенствования педагогической деятельности студента мы рассматриваем самостоятельную работу на уроках черчения, как один из эффективных методов обучения по реализации практико-ориентированного подхода. Черчение это один из интереснейших предметов, хотя многие его недооценивают. Необходимо приобщать студентов к графической культуре, понимаемой как совокупность достижений человечества в области создания и освоения графических способов отображения, хранения, передачи геометрической, технической и другой информации о предметном мире.

Самостоятельная работа является одним из основных методов обучения, в процессе которого студенты овладевают важнейшей педагогической направленности мышления учителя, например, гибкость, альтернативность и креативность, то есть способность находить в конкретных педагогических ситуациях различные варианты их разрешения, умение отыскивать разумный выход из противоречивых ситуаций.

Рассмотрим особенности самостоятельной работы:

          это графические действия, которые студент выполняет самостоятельно, без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью;

          это самоконтроль — одна из важнейших форм саморегуляции студента. Ожидаемые результаты не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (не работает со справочными материалами, с литературой, к дополнительным информациям).

          оценочная деятельность, играющая важную роль самостоятельной работы, это может быть защита проекта, коллективная оценка;

          результат самостоятельной работы — это выполнение графических работ, решение занимательной задачи, проектная творческая деятельность, научно-исследовательская деятельность. Ценность результата в том, что студент приходит к ней самостоятельно и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые выполняют самостоятельную работу в совместной деятельности.

Организация и самоорганизация самостоятельной работы по черчению — это действие преподавателя и студента, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. При этом учитываются в обязательном порядке с помощью, каких средств, принадлежностей, материалов должны быть выполнены графические работы или трехмерные модели. Учитывается и срок выполнения того или иного задания.

Примерная структура самостоятельной графической работы:

          фрагменты темы или один из разделов черчения, которые студенты могут усвоить самостоятельно;

          графические задания, направленные на формирование общеучебных умений и навыков;

          задания репродуктивного творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов.

          формы организации коллективной самостоятельной деятельности.

Рассмотрим на примере организации самостоятельной графической работы студентов по черчению, Ташкентского педагогического университета по специальности «Изобразительное искусство и инженерная графика». Курс «Черчение» изучают три года, в течение 6 семестров. Самостоятельная графическая работа выполняется студентами первого, второго и третьего курса.

На первом курсе студенты изучают геометрическое черчение и основы начертательной геометрии. Это — деление окружности на равные части, геометрические построения, сопряжение, взаимное пересечение геометрических тел, технический рисунок и способы отмывки и работы с тушью. Самостоятельная работа включает творческую проектную работу по составлению творческих задач на основные темы геометрического черчения. Работа выполняется в основном на формате А3.

На втором и третьем курсе изучают техническое черчение и машиностроительное черчение соответственно. Студенты выполняют и разрабатывают техническую деталь.

На третьем курсе студенты в основном изучают сборочный чертеж, строительный и топографический чертежи. Студенты разрабатывают сборочное изделие и проект жилого дома (коллективный проект).

Самостоятельные графические работы выполняются во внеурочное время, по желанию студента. В процессе выполнения самостоятельной работы студент консультируется с преподавателем в индивидуальном порядке.

Содержание и направленность самостоятельной работы должно, определятся на основе дифференцированного подхода к способностям и возможностям студентов. Условно студентов каждой учебной группы можно разделить на три подгруппы:

  1. Группа с глубокими знаниями по предмету черчение, способностями, готовностью к самостоятельной работе.
  2. Группа со средними знаниями, это студенты отличаются старательностью и добросовестностью. Они хорошо знают изучаемый программный материал, легко справляются с однотипными заданиями.
  3. Группа с неглубокими знаниями по предмету черчение, затрудняются при выполнении проекции детали на плоскость, не имеют графические знания.

Таким образом, мы считаем, что самостоятельные графические работы студентов по черчению показывают результат и эффективность работы самого преподавателя и самих студентов. Проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность студента, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому оценивать и анализировать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество и графическую грамотность. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность студента, которая проявляется в целеустремлённости, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

 

Литература:

 

  1.    Ш. К. Муродов, М.Халимов, Mуҳандислик графикаси фанларида талабаларнинг мустақил ишлаш фаолиятини ташкил этиш., Педагогик таълим журнали, 2009 йил.
  2.    Xalimov M., Geometrik va proyeksion chizmachilikdan mustaqil ishlash uchun topshiriqlar to’plami., Nizomiy nomidagi TDPU bosmaxonasi., Toshkent-2009.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, знание, самостоятельная графическая работа, геометрическое черчение, курс, овладение новыми, практико-ориентированный подход, работа, самостоятельность студента.


Задать вопрос