Развитие самостоятельной познавательной деятельности бакалавра является современной технологией компонентной структурой в учебном процессе.
Самостоятельная работа бакалавра по художественному конструированию текстильных изделий основана на воспроизводящем, интерпретирующем, творческом уровнях его познавательной активной деятельности. Здесь можно рассмотреть следующие виды познавательных самостоятельных работ: частично-поисковые, репродуктивные, творческие (исследовательские) самостоятельные работ по художественному конструированию текстильных изделий.
Изучая возможные взгляды на понятие «самостоятельная познавательная деятельность», можно выделить структурные компоненты и основанные её типы, а именно учебная познавательная деятельность бакалавра под руководством преподавателя, и учебная самостоятельная познавательная деятельность. Рассматривая и анализируя различные точки зрения на самостоятельную познавательную деятельность бакалавра по художественному конструированию текстильных изделий, можно получить её характеристику в учебном процессе.
Рассмотрим применение этих видов познавательной самостоятельной работы по художественному конструированию текстильных изделий.
Во время выполнения частично-поисковых самостоятельных работ по художественному конструированию текстильных изделий познавательная деятельность проявляется в самостоятельности бакалавра и находится на стадии действия в изменённых ситуациях, когда требуется усовершенствовать имеющиеся знания, выполнение поставленных задач. Главным исходным материалом компетентным познавательной деятельности являются полуэвристические задания. Это предполагает, что преподаватель не даёт бакалавру однозначный ответ на умело поставленные вопросы. Преподаватель ставит бакалавра в такое положение, когда он ищет различные варианты ответов с его помощью.
По ходу выполнения заданий самостоятельных работ по художественному конструированию текстильных изделий происходит закрепление изучаемых определений, понятий формируются способы применения их в различных рабочих (производственных) ситуациях на практике. Анализ каждого задания даёт бакалавру понятие общего, решение и нахождение способов действия по выполнению заданий с основными общими правилами.
В повышение качественных характеристик познавательной деятельности в частично-поисковых самостоятельных работах, содержание которых составляю решения полуэвристических заданий, задействованы осознанность, конкретность, обобщённость.
В процессе репродуктивных самостоятельных работ по художественному конструированию текстильных изделий познавательная деятельность расположена в рамках воспроизводящей деятельности. Действия бакалавра происходят по алгоритму образца с подробной инструкцией. Он действует согласно тем действиям, которые представлены для решения предлагаемой задачи преподавателем. Задания можно выполнять по учебному пособию, учебнику, карточкам и т. д.
Рассматриваемые понятия запоминаются на уровне воспроизведения и распознания на разных стадиях и ситуациях. Формирование умений решать простые и сложные задания по художественному конструированию текстильных изделий является последствием выполнения репродуктивных самостоятельных работ.
Творческие самостоятельные работы по художественному конструированию текстильных изделий направлены на организацию поисковой деятельности бакалавра. А это поиск решения задач, проблемных ситуаций. Здесь важным является эвристические задачи. Решая их, бакалавр предвидит конечный результат, анализирует разные недостающие элементы и устанавливает связи между ними. Глубокому анализу условий и требований к задачам отводится важная роль. Нужно правильно определить основные понятия, определения, признаки, что позволит увидеть направленную основу действий по нахождению конечных результатов решения.
Самостоятельные решения задач по художественному конструированию текстильных изделий бакалавром способствует повышению осознанности. В ходе выполнения таких заданий бакалавр овладевает элементами творчества, находит выход из сложных ситуаций, овладевает поисковыми приёмами, способствующие переходу от воспроизводящей деятельности бакалавра к творческой деятельности.
Рассмотренные виды самостоятельных работ по художественному конструированию текстильных изделий являются взаимодействующими, взаимопроникающими компонентами сложной системы, где элементы одной самостоятельной работы входят в содержание самостоятельной работы другого вида.
Рассмотренные виды самостоятельных работ являются взаимодействующими, взаимопроникающими компонентами сложной системы, где элементы одной работы входят в содержание работы другого вида.
Управление самостоятельной познавательной деятельностью бакалавра в процессе выполнения познавательных самостоятельных работ по художественному конструированию текстильных изделий, осуществляется с помощью ориентировочной основы действия.
Самостоятельная познавательная деятельность в педагогике определена как понятия «форма», «принцип», «способ», «система», «процесс», «тип», «взаимодействие», «вид» и др. [3]. Эта деятельность признана каждому бакалавру, как средство его взаимосвязи с объектом художественного конструирования.
Для успешной самостоятельной познавательной деятельности бакалавра при выполнении творческих самостоятельных работ необходимы уже сформированные знания, умения, навыки по художественному конструированию текстильных изделий, чтобы действовать по образцу или изменённой ситуацией.
Творческая деятельность формирует интерес бакалавра к художественному конструированию текстильных изделий, стимулирует познавательную активность, способствующую повышению эффективного обучения, если соблюдаются требования:
- каждое содержание заданий должно чётко соответствовать конкретным дидактическим целям обучения художественному конструированию текстильных изделий;
- содержание методических указаний к заданиям должны соответствовать познавательной самостоятельной деятельности.
В заданиях для самостоятельной работы есть элементы творчества. Перечисленные правила отвечают видам познавательных самостоятельных заданий, используемых на занятиях художественным конструированием текстильных изделий.
Здесь рассматриваются различные вопросы: например, проектирование текстильных изделий по стандартам. Творческие проекты должны включать бакалавра в процессы исследования, проектирования, художественного проектирования, в проектную деятельность. Это может быть самостоятельная исследовательская деятельность, как в аудиторное время, так и вне его.
В учебно-методическом комплексе (УМК) должно быть полное дидактическое обеспечение (включающее систему заданий) направленное на формирование самостоятельной познавательной деятельности бакалавра по художественному конструированию текстильных изделий.
Качество самостоятельной познавательной деятельности зависит от профессионального методического обеспечения, углубленного направления в занятиях, поэтому надо правильно выбрать и внедрить дидактический материал, пользоваться разнообразными методами и приемами обучения формирования специальных знаний, умений и навыков, правильно использовать средства наглядный материал.
При выполнении условий целостной системы заданий по художественному конструированию текстильных изделий учитываются процессы обучения: целевой; мотивационный; контрольно-оценочный; ряд проблем связанных с выполнением заданий, направленных на развитие творческих способностей в самостоятельной познавательной деятельности; экономической организации процесса обучения художественному конструированию текстильных изделий.
Применение качеств методического обеспечения, которое эффективно может быть применено в организации самостоятельных работ по художественному конструированию текстильных изделий можно отметить:
– конкретное направление на работу с чертежами конструкций, материалом в выполнении макета;
– достижение наилучшего, эффективного результата в постижении методов и действий художественного конструирования текстильных изделий;
– объединение студентов в группы в процессе выполнения самостоятельных работ по художественному конструированию текстильных изделий;
– выделение этапов последовательной структуры процесса решения проектных задач на начальном этапе художественного конструирования текстильных изделий.
Итак, формирование самостоятельной познавательной деятельности бакалавра по художественному конструированию текстильных изделий является системой, в состав которой входят виды самостоятельных работ: частично-поисковые, репродуктивные и творческие.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что управление самостоятельной познавательной деятельностью бакалавра по художественному конструированию текстильных изделий может осуществляться с помощью ориентировочной основы действий как в аудитории с помощью преподавателя, так и самостоятельно. Основные педагогические требования, предъявляемые к познавательным самостоятельным работам по художественному конструированию текстильных изделий должны отвечать основным видам заданий.
Литература:
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. //Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004 -176 с.
- Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе// Под ред. Сластенина В. А.-М.: Педагогическое общество России, 2005–192 с.
- Вяткин Л. Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов. Саратов, 1985г.130с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002г.