Одним из проверенных путей повышения эффективности образования, усиления активности студентов на занятиях является организация самостоятельной учебной работы студентов на занятиях. В современном учебном процессе самостоятельная работа студентов занимает особое место, так как студенты хорошо осваивают необходимые знания и навыки в процессе индивидуальной самостоятельной деятельности.
Ведущие педагоги всегда считали, что обучающиеся на занятиях по всем предметам по мере возможности должны трудиться самостоятельно, а преподаватель или учитель должен лишь руководить этой самостоятельной работой и предоставлять необходимые материалы. Для того, чтобы организовать овладение студентами знаний и навыков, начто до предоставить им направляющую, путеводящую “нить”. То есть необходимо вооружить их умениями и навыками правильной организации умственного труда. Это значит, что нужно научить их ставить перед собой определенную цель, правильно выбрать необходимые средства для её достижения, правильно планировать работу и распределять время. Для того, чтобы формировать всесторонне развитую личность, нужно систематически привлекать эту личность к самостоятельной деятельности, которая примет характер проблемно-поисковой деятельности в процессе самостоятельной работы.
Проблема самостоятельной работы студентов изучалась и изучается ученым-педагогами уже два века. Ими дано определение самостоятельной работе. К примеру, понимает под самостоятельной работой выполнение заданий без чьей-либо помощи, но пд наблюдением учителя [1]. При этом он считает, что при возникновении трудностей можно перейти к коллективным упражнениям. Обычно метод самостоятельной работы студентов и учащихся применяется, когда даются задания на дом. Однако Р. М. Микельсон ничего не говорит о внутренней стороне самостоятельной работы студентов и учащихся, то есть не оценивает их самостоятельные мнения и выводы.
Такие западные ученые, как Н. Г. Дайри и Р. Г. Лемберг, сделали попытку раскрыть внутренние признаки самостоятельной работы, связанные со структурой познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Прежде всего, это наблюдается при выполнении различных упражнений и заданий. При выполнении таких заданий формируется самстоятельность учащихся, требующая от них активности, творческого подхода, инициативности. Конечно, работа по выполнению различных упражнений и заданий начинается тогда, когда учащиеся начинают проявлять активность. А её основное условие — это осознание учащимися цели и значения заданных упражнений и заданий.
Г. М. Муртазин характеризуя самостоятельную работу учащихся на уроках, пишет, что активная познавательная деятельность всех учащихся в классе выполняется без непосредственного участия учителя, но учитель должен выделить время для самостоятельной работы на уроке,, чтобы давать задания и контролировать их выполнение. Г. М. Муртазин показывает 5 признаков самостоятельной работы:
- выполнение по заданию учителя;
- выполнение в специально отведенной время;
- привлечение к самостоятельной работе всех учащихся класса без исключения;
- выполнение самостоятельной работы без непосредственного участия учителя;
- включение в познавательную деятельность и мыслительных, и моторных действий.
Следовательно, самостоятельная работа — это такой вид учебной деятельности, в котором учащиеся и студенты выполняют задания самостоятельно, или под частичным руководством учителя (преподавателя). Для этого они тратят свои умственные способности и проявляют навыки самоконтроля.
По вопросу классификации самостоятельной работы студентов ученые высказывают различные мнения. Особенно распространена среди дидактов и методистов классификация самостоятельных работ по видам на основе источников познания. К ним входят учебник (учебное пособие), газета, дополнительная литература, изображения, картинки, карты, атласы, гербарии, коллекция минералов и другие источники, с которыми работают в процессе выполнения самостоятельной работы. Такая классификация, например, была разработана В. П. Стрезикозиным в 1968 году. Он делит самостоятельную учебную работу на следующие виды [2]:
1. Работа с учебником и учебной книгой.
2. Работа со справочной литературой (статистическими сборниками, справочниками по отдельным отраслям знаний, словарями, энциклопедиями и пр.).
3. Решение и составление задач.
4. Учебные упражнения — обычные и в тетрадях с печатной основой.
5. Сочинения и описания.
6. Наблюдения и лабораторные работы.
7. Работы — задания, связанные с использованием иллюстраций, карт, схем, графиков и раздаточного материала.
8. Графические работы.
Б. П. Есипов [3] выделяет самостоятельные работы, применяемые с целью:
- получения новых знаний;
- использования на практике приобретенных знаний;
- повторения и проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Задания для самостоятельной работы с источниками знания могут разнообразными, исходя из этих целей:
- простые вопросы;
- логически связанные вопросы;
- различные тексты (альтернативные, с заданием найти правильный ответ и пр.);
- рекомендации или планы;
- краткие требования (нарисовать схиз учебника и др.);
- задания на количество, качество, познавательные, подготовительные задания (закрепление знаний).
В заключение следует сказать, что есть еще ряд классификаций самостоятельных работ, а классификация видов самостоятельных работ по источникам знаний считается вспомогательной. Так как книга, карта, таблица и работа с ними требуют постаовки содержательных целей. Если же усвоение содержания учебного материала проводится вместе с овладением необходимыми умениями и навыками, то такая классификация имеет важное значение в педагогической работе. Поэтому от преподавателей требуется составлять задания для самостоятельных работ исходя из содержания источников знания и из их видов. А самым главным критерием отбора заданий считается своеобразие учебного материала и его сложность или легкоусвояемость.
Литература:
1. Микельсон Р. М. О самостоятельной работе учащихся. -М.: Учпедгиз, 1993. — 176 с.
2. Стрезикозин В. П. Организация процесса обучения в школе. — М., 1968.
3. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. –М.,1961. 239 с.