Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Встатье рассмотрены вопросы использования современных информационных технологий в организации работы студентов вузов.
Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельные работы, формы самостоятельной работы, эффективность использования информационные технологии для организации самостоятельной работы студентов
Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
В качестве основных функций самостоятельной деятельности ученые отмечают качественное усвоение теоретических знаний, формирование умений и навыков самостоятельной работы, потребности в систематическом пополнении и обновлении знаний, овладение рациональными приемами, методами самообразования.
Основная идея управления процессом самостоятельной работы студентов — это необходимость организовать этот процесс таким образом, чтобы студенты выполняли задания и путем самостоятельного поиска овладевали методами научного познания. Также формировали умение заниматься самообразованием, развивали интерес к творческому подходу в своей учебной работе и тем самым вырабатывали или совершенствовали у себя качества, свойства, черты характера, значимые для успешного выполнения профессиональных функций [1].
В настоящие время широко используются следующие формы самостоятельной работы:
– освоение информационных и телекоммуникационных технологий, поиск необходимой информации в Интернет;
– подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;
– подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе, самотестирование на компьютере;
– выполнение домашних контрольных работ и заданий;
– написание рефератов, докладов, статей;
– выполнение курсовых работ;
– написание отчета по практике;
– — выполнение дипломной работы.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
– готовность студентов к самостоятельному труду;
– мотивация к получению знаний и овладению умениями профессиональной деятельности;
– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.
Особое значение при организации самостоятельной работы обучения имеет стимулирование мотивации студентов к самостоятельному учению. Самостоятельное приобретение знаний должно носить продуктивный характер. Студентов необходимо привлекать к активной творческой деятельности, вызывать у них желание и стремление работать творчески, самостоятельно находить творческие решения проблем [2].
В условиях информатизации образования возможно и необходимо так организовывать процесс обучения студентов, чтобы они самостоятельно извлекали информацию из различных информационных ресурсов, анализировали и творчески перерабатывали отобранную информацию, а затем самостоятельно представляли результаты своей деятельности с помощью различных средств информационных технологий. Грамотное использование интернет — технологий и мультимедиа-технологий дает возможность повысить эффективность процесса обучения студентов, сократить сроки формирования различных умений, в том числе и методических.
Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. Вэтих условиях на первый план при подготовке специалистов выходит направляемая работа по самообучению. Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред [3]. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.
Организация самостоятельной работе студентов на основе информационных технологии дает возможности:
– хранения получаемой информации в памяти в течение нужного времени, ее редактирование и т. д.;
– интерактивности обучения с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации;
– доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet;
– организации совместных телекоммуникационных проектов, а также международных, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.
– Информационные технологии позволяют студентам приобретать навыки самостоятельной работы с новой для них информацией, отбирать важные значимые факты. Организация самостоятельной работы студентов с помощью информационных технологии способствует усвоению, расширению и творческому использованию учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию интерактивности, формированию практических умений и навыков работать с научной литературой и информационными ресурсами.
Организация самостоятельной деятельности студентов с использованием активных методов и средств информационных и педагогических технологий дополняет и конкретизирует теоретическую подготовку студентов, способствует первичному формированию у них профессионально-методических умений.
Литература:
1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов / Высшее образование в России, № 6, 2003
2. Демеусов А. Особенности планирования, организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов.//Высшая школа Казахстана,2004. — С.52–54.
3. Фуряева Т. В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. — Красноярск, 1987.