Технология организации самостоятельной работы студентов колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 14.01.2018

Статья просмотрена: 5501 раз

Библиографическое описание:

Томина, Н. А. Технология организации самостоятельной работы студентов колледжа / Н. А. Томина, Т. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47744/ (дата обращения: 19.11.2024).



Самостоятельность — это одно из лидирующих качеств в личности человека, которое выражается в стремлении ставить, добиваться и реализовывать определённых для себя целей.

Развитие самостоятельности у обучающегося помогает ему в овладении навыками самостоятельной работы, а также в развитии его творческих способностей, что немало важно для социализации студента в условиях современного мира.

Под самостоятельной работой в дидактике понимается: разнообразие видов как индивидуальной, так и коллективной деятельности обучаемых на аудиторных и внеаудиторных занятиях или же дома без непосредственного участия педагога, но по его заданиям [4, С.5]. Лидирующее место в этом вопросе отводится организации и планированию данной работы.

Методологические и теоретические аспекты организации самостоятельной работы студента обозначены в исследованиях С. И. Колодезниковой, Н. В. Ананьиной, И. В. Карнаух, и др.

Сама технология организации самостоятельной работы может быть рассмотрена в двух смыслах [6, С.12]: в широком смысле технология  это описание этапов деятельности преподавателя и обучающегося; в узком смысле  это технология деятельности обучающегося. Студент самостоятельно (или с помощью преподавателя) ставит цель и задачи своей деятельности, выбирает приёмы и виды действий, самоконтроля, учёта достижений и выполняет коррекцию собственной работы на основе рефлексии.

Таким образом, самостоятельная работа как важнейший вид занятий должна быть управляемой и контролируемой педагогом.

Под технологий организации самостоятельной работы понимается совокупность следующих этапов: 1) подготовительный этап (выполняется преподавателем); 2) этап целеполагания (осуществляется совместно со студентом колледжа); 3) деятельностный этап — это основной этап самостоятельной работы обучающегося (при руководстве, осуществляемом на основе педагогической поддержки и консультирования); 4) контрольно-оценочный этап (выполняется совместно с обучающимся); 5) рефлексивный этап (осуществляется совместно со студентом); 6) аналитический этап (только для педагога).

Самостоятельная работа студента требует упорядочения и системной организации взаимодействия с преподавателем [10, С.21]. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности обучающегося и созданию информационно-образовательной среды. Деятельность преподавания и деятельность учения взаимосвязаны [3, С.11].

На подготовительном этапе организации самостоятельной работы задачами выступают моделирование и проектирование деятельности студента и проектирование методических и программных материалов для организации самостоятельной работы. Подготовительный этап решается посредством нескольких задач. Первым шагом является корректировка учебных программ преподавателем, и добавление дополнительных разделов: определение темы для самостоятельной работы, сопровождение самостоятельной работы и контроль над её выполнением (с указанием организационных форм самостоятельной работы), примеры типовых заданий для самостоятельной работы.

Разработка учебно-методического комплекса по предмету происходит на втором шаге.

Отбор видов учебной работы, соответствующих основным целям и задачам учебной программы предусматривается на третьем шаге.

На четвертом шаге разрабатываются задания для самостоятельной работы.

Пятый, не менее важный, шаг − расчёта количества часов и суммы баллов, которые должен набрать обучающийся в ходе выполнения самостоятельной работы.

Последним шагом на подготовительном этапе является разработка технологической карты самостоятельной работы студента с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления обучающемуся возможности выбора.

Далее следует этап целеполагания, в задачу которого входит совместное с педагогом определение цели и составление технологической карты самостоятельной работы. Здесь студент знакомится с требованиями, предъявляемыми к изучаемому предмету в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности, выбирает виды учебной работы.

Следующим этапом является деятельностный этап или по-другому  консультационный. Особенность этого этапа заключатся в изменение роли педагога и обучающегося. Обучающийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Преподаватель осуществляет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося (под образовательным запросом мы понимаем запрос педагогу от обучающегося по поводу того, что он самостоятельно не может решить учебную задачу или проблему), педагог в свою очередь отвечает обучащемуся только на вопросы, которые у него вызывают затруднения.

Образовательный запрос может быть нескольких типов: информационный тип (нехватка информационных источников для решения проблемы); ресурсный тип (не хватает ресурсов для решения проблемы); технологический тип (нет технологии, тактики, стратегии для решения проблемы); учебный тип  имеется затруднение в решении учебной задачи (от преподавателя требуется коррекция деятельности обучающегося); психологический тип (неадекватная самооценка, неверие в свои силы, пессимизм, отчуждение от учебной работы, снижение или отсутствие мотивации и т. д.); временной тип (не хватает времени и энергии для решения задачи).

Согласно запросу обучающегося выстраивается консультационная работа.

Как и все предшествующие этапы, деятельностный этап осуществляется пошагово. Рассмотрим эти шаги подробнее.

На первом шаге осуществляется самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента.

Второй шаг связывается с оцениванием педагога выполненной работы студента. Сравнение деятельности с эталоном или с критериями. В случае несовпадения  выполняется следующий шаг.

Третий шаг направлен на коррекцию деятельности.

Последним, четвёртым шагом, является самостоятельное оценивание студентом колледжа выполненной им работы, полученного образовательного результата.

Следующий  контрольно-оценочный этап. Данный этап включает не только оценивание учебно-познавательной деятельности обучающегося со стороны преподавателя, но и взаимооценивание и самооценивание деятельности. Оценивание деятельности обучающегося может проходить в разных форматах: комплексное оценивание заданий на основе технологической карты, ведение рефлексивного дневника, защита проектных и исследовательских работ, защита портфолио и др.

За контрольно-оценочным этапом следует выполнение рефлексивного этапа, задачей которого является оценивание педагогом учебных достижений обучающегося и себя самого как субъекта педагогической деятельности. Рефлексию можно проводить на основе следующих вопросов: Что получилось, а что нет при выполнении учебной деятельности? Если не получилось, то почему, что помешало? и т. д.

Следующий этап выполняется только педагогом  аналитический этап. Педагог на данном этапе анализирует полученные результаты работы обучающегося, делает выводы и вносит коррективы в задания.

Таким образом, преподаватель выходит на сопровождение самостоятельной работы студента, которое подразумевает: 1  выстраивание информационно-образовательной среды, включающее в себя необходимые ресурсы; 2  согласование индивидуальных планов самостоятельной работы обучающегося (виды и темы заданий, сроки представления результатов, критерии выполнения заданий, разработка технологической карты); 3  консультирование по образовательному запросу обучающегося; 4  создание педагогических условий для оценивания и рефлексии самостоятельной работы обучающегося; 5  осуществление индивидуальной педагогической поддержки обучающегося в его самостоятельной работе [2, С.32].

Рассмотрев всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что правильно организованная технология самостоятельной работы является ключевым шагом к эффективной и качественной работе студента над учебным материалом в процессе познания. Это означает, что необходимы разработки в направлении технологии организации самостоятельной работы студентов, которые нацелены на активизацию учебной деятельности, а также на подбор нужных заданий для данного вида работы в зависимости от их уровня знаний и уровня самостоятельности.

Правильно организованная технология самостоятельной работы помогает наилучшему усвоению знаний студента, сознательной выработке необходимых навыков и умений, активизации поисково-познавательной деятельности обучающегося, формированию самостоятельности, умению преодолевать трудности.

Литература:

  1. Ананьина, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 4–1 (40)
  2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько — М.: Педагогика,1989.
  3. Ефремова, О. Н. О методах организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. -2011. -№ 2 -С.149–153.
  4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2008.
  5. Карнаух И. В. Организация самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Известия ВолгГТУ. 2012. № 9 С.79–81.
  6. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Народное образование, 1998.
  7. Колодезникова, С. И. К проблеме организации самостоятельной работы студента в современном образовательном процессе // Научный диалог. 2013. № 2 (14) С.70–75.
  8. Султанова, Т. А. Проективная деятельность студентов колледжа// Педагогические науки. 2007. № 1. С. 75–78.
  9. Султанова, Т. А. Прогнозирование в деятельности руководителя образовательного учреждения// Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 232–237.
  10. Шахова, Е. А. Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию самостоятельной работы обучающихся // Образование. Карьера. Общество. -2014. № 2 (41)
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, шаг, этап, контрольно-оценочный этап, обучающийся, подготовительный этап, самостоятельная работа студента, технологическая карта, аналитический этап, рефлексивный этап.


Задать вопрос