Организация самостоятельной работы студентов техникума с использованием тьюторских технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 15.06.2019

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Борзяк, Е. М. Организация самостоятельной работы студентов техникума с использованием тьюторских технологий / Е. М. Борзяк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 412-416. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60650/ (дата обращения: 17.12.2024).



Повышение роли самостоятельной работы студентов, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, мотивации к профессиональному росту и развитию студентов, воспитанию их творческой активности, инициативы, самостоятельности представляются приоритетными направлениями в решении задач профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. В статье рассмотрена особенность и роль тьюторского сопровождения для оптимизации и эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: самостоятельная работа, тьюторские технологии, портфолио, тьюторское сопровождение.

В современных условиях модернизации образования, ориентированности образовательно процесса на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов самостоятельная работа рассматривается как важнейшая форма организации учебного процесса на всех этапах обучения в образовательных учреждениях. По мнению Н. А. Морозовой, такая позиция имеет исторические корни. Например, в принятом в 1835 году вторым российским университетом Уставе отмечалось, что одной из главных целей образования являлась необходимость «водворить … в университетском юношестве стремление к образованию … самостоятельному» [2,4].

В настоящее время наметилась тенденция к личностно-ориентированному подходу в образовании, который учитывает индивидуальные и личностные качества обучающихся. ФГОСы являются модульно-дисциплинарными, их принятие — это первый шаг в организации модульного обучения. Новые социально-экономические условия, предлагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют современному специалисту высокие требования. Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности, готовым к повышению квалификации и к переобучению, что делает традиционные подходы к образованию, направленные на усвоение студентами определенных знаний и умений, утратившими значимость. На первый план выходят инновационные и личностно-ориентированные методы и технологии обучения [7,8].

В российской системе профессионального образования меняются нормативные и педагогические контексты:

− акцент на квалификации выпускника как совокупности компетенций, формирование национальных и отраслевых рамок квалификаций позволяют по-новому выстраивать представление о перспективах, росте и развитии;

− понятие образовательной системы становится центральным, что дает возможность выстраивать варианты;

− из-за увеличения количества учреждений СПО с многоуровневым профилем, роста сетей, информатизации, расширения ресурсной базы, доступной для построения индивидуальных образовательных маршрутов и программ;

− перестройка образовательного процесса, связанная с введением новых ФГОС, предполагает ответственность, самостоятельность и инициативу студентов, которые можно выстроить через понятие индивидуализации.

Введение ФГОС стало трамплином для запуска процессов социально-педагогической поддержки студентов в их личностно-профессиональном становлении. Современное образование и его курс на индивидуализацию поставили перед профессиональным образованием задачи создания открытой практикоориентированной среды, необходимости сопровождать образовательные траектории студентов, обеспечив качественное руководство их самостоятельной работой. Тьютор воспринят в СПО как педагог нового типа, который сопровождает процесс индивидуализации студентов в открытом образовательном пространстве. В деятельности тьютора реализуются ценности свободы, профессионализма, индивидуализации, самоопределения, уважении к личности и её правам [4].

В действующей системе профессионального образования речь идёт, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности тьютора, сколько о преподавателях специальных дисциплин, обладающих тьюторскими компетенциями. Владение технологиями тьюторского сопровождения, умением формировать профессиональную и личностную мотивацию у обучающихся, навыком побуждения к самообучению в конечном итоге позволит преподавателю-тьютору добиться более реальных успехов, чем тьютору без участия в образовательном процессе [1,5].

В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других — сопровождение студентов с ограничениями по здоровью, в третьих — сопровождение внеучебной деятельности студентов для удовлетворения их образовательных потребностей. Каждое из направлений имеет свои особенности, объединенные пониманием идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не определяет цели вместо студентов, он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создаёт условия для развития компетенций, помогает в самообразовании и поддерживает мотивацию. В основе такого взаимодействия тьютора и студента лежит субъективная активность обучающихся, а ключевыми точками ответственности тьютора в образовательном процессе могут стать:

− профориентационная работа с абитуриентами на предмет актуализации их образовательных потребностей;

− сопровождение адаптации абитуриента или студента первого курса к условиям обучения в техникуме;

− сопровождение самостоятельной работы при освоении образовательной программы профессии или специальности;

− курирование условий для освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной и производственной практики;

− помощь в составлении портфолио студента и закреплении его достижений в портфолио в течение всего периода обучения;

− сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы;

− консультирование по вопросам дальнейшего профессионального развития (после окончания обучения).

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в система СПО. Широкие возможности для решения задачи организации самостоятельной работы студентов представляет собой технология тьюторского сопровождения.

Тьюторское сопровождение — это особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии студента и преподавателя-тьютора, в процессе которого студент понимает и реализует собственные образовательные цели и задачи, выполняет образовательное действие, а педагог только создаёт условия для осуществления и осмысления этого действия [6].

Тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, имеющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности студентов по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию при этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется выстраиванием пространства совместной деятельности педагога-тьютора и студента.

Самостоятельная работа студента — это целенаправленная совокупность субъективных действий студента под руководством преподавателя на основе использования средств индивидуализации учебного процесса.

В техникумах существуют основных формы самостоятельной работы — аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, во время выполнения которой студент может получить консультацию. Внеаудиторная, то есть непосредственно самостоятельная работа студентов выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, вне аудитории и без присутствия преподавателя.

При изучении любой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна проводиться в виде единства трех взаимосвязанных форм:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
  2. Аудиторная самостоятельная работа, осуществляемая непосредственно под руководством преподавателя-тьютора;
  3. Творческая самостоятельная работа — возможно, научно-исследовательская.

В процессе выполнения самостоятельной работы установлены четыре уровня усвоения в процессе выполнения самостоятельной работы по В. П. Беспалько:

  1. Ученический — узнавание;
  2. Алгоритмический — репродуктивное действие, воспроизведение по памяти;
  3. Эвристический — продуктивная деятельность, создание новой для себя информации (субъективной);
  4. Творческий — продуктивная деятельность, результатом которой является создание новой информации.

Виды исследовательской деятельности, в которую включён преподаватель-тьютор при организации самостоятельной работы студентов:

Таблица 1

Вид деятельности

Сущность

Тьюторское действие

Проблемное исследование

Изучение разных литературных источников с целью освещения проблемы, формулировки собственного взгляда на проблему и вариантов её решения.

Мотивирование и фиксация образовательного запроса обучающегося при поиске решения поставленной проблемы.

Аналитико-систематизирующее исследование

Наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов.

Организация сбора информации относительно данного исследования.

Изобретательское исследование

Усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых моделей.

Диагностирование потребностей обучающихся, позволяющее оценить исследовательскую компетентность.

Экспериментальное исследование

Проведение эксперимента, методика и результаты которого уже известны, интерпретация самостоятельно полученного результата.

Подготовка примерных материалов для проведения экспериментального исследования. Помощь при самодиагностике студента.

Проективно-поисковое исследование

Разработка и защита проекта.

Формирование примерного перечня тем для проективно-поискового исследования.

Информационно-реферативное исследование

Анализ различной научной литературы с целью освещения какого-то определенного явления и описания его научного исследования.

Подготовка источников получения информации (перечень литературы, различных методик, обеспечение доступа в Интернет)

Описательное исследование

Наблюдение и качественное описание явления.

Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов тьютором заключается в высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне её в ходе всех видов деятельности:

При организации самостоятельной деятельности студентов следует придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип вариативности — направлен на формирование репродуктивных навыков и навыков творческой деятельности студентов в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем и при домашней подготовке. Определение в учебной программе обязательных для всех студентов видов и форм работы, а также вариативных, предусматривающих добровольный выбор студентами самостоятельной работы с учетом конкретных условий, возможностей и перспектив;
  2. Принцип модульности — предусматривает разделение дисциплины на отдельные самостоятельные, но взаимосвязанные составные части — модули. Количество модулей определяется трудоемкостью в часах. По каждому из модулей планируется объем, уровни и время, необходимые для выполнения самостоятельной работы.
  3. Принцип сотрудничества — отражает право студента выступать в качестве непосредственного участника образовательного процесса, то есть решать проблемы совместно с тьютором — «с двух сторон» — социальной и индивидуально-личностной.
  4. Принцип диалогизации — отражает идею неограниченных возможностей студента на пути к самосовершенствованию в ходе общения с другими людьми. Ведь изначально встречи студента и преподавателя «неравная». В образовательном пространстве техникума должно происходить преобразование руководящей позиции преподавателя-тьютора и подчинённой позиции студента в позицию равноправных участников.

Принцип активности — понимается как создание условий для проявления способностей студентов самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты. То есть видеть себя как потенциал и ресурс достижения цели. [3].

При организации самостоятельной работы студентов перед тьютором стоят следующие задачи:

  1. Планирование содержания индивидуальной самостоятельной работы, отбор содержания, видов, уровня и последовательности действий по её осуществлению, накоплению дополнительной информации и выявлению причин отклонения достигнутых результатов от проектируемых;
  2. Инициация внесения в самостоятельной работе студента уточнений и корректив, которые оказываются необходимыми на основе дополнительной информации о процессе и результатах реализации самостоятельной работы в ходе профподготовки.
  3. Инициация внесения в самостоятельную работу студентов уточнений и корректив, которые оказываются необходимыми на основе дополнительной информации о процессе и результатах реализации самостоятельной работы в ходе профподготовки.
  4. Формирование у студентов навыков самонаблюдения, сопоставления получаемых результатов с запланированным и корректированным содержанием самостоятельной работы.
  5. Анализ результатов личностного потенциала студентов в образовании через осуществление соответствующих видов самостоятельной работы.

Одним из важных элементов тьюторского сопровождения организации самостоятельной работы студентов являются факторы, способствующие активизация самостоятельной работы. К ним относятся:

− заинтересованность преподавателей в успехах и достижениях студента;

− использование в учебном процессе комплекса педагогических технологий и методик;

− внедрение в образовательный процесс накопительных оценок;

− полезность выполняемых работ;

− участие обучающихся в исследовательской и научной работе;

− поощрение студентов за успехи в учебе и иной работе;

− личность педагога, выполняющего тьюторское сопровождение студента в процессе самостоятельной работы.

− система самоконтроля и самооценки самостоятельной деятельности студентов.

Таким образом одной из важнейших задач современной системы среднего профессионального образования становится внедрение тьюторских технологий в практику работы образовательных учреждений. Немаловажным фактом в продвижении данной инноваций является материальная и методическая помощь преподавателям, влияющих на формирование ключевых и профессиональных компетенций студентов [1].

Необходимо отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы с учётом уровня подготовки студентов и других факторов определяются в процессе творческой деятельности тьютора, и формируются непосредственно в ходе работы с конкретными студентами. Их цель — помочь тьютору сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы обучающихся.

Литература:

  1. Долгова Л. М. Тьюторство в аспекте результативности образования / Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. — Томск, 2004.- С.41–47.
  2. Индивидуальная образовательная траектория: организация и сопровождение: учеб.пособие.- Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.
  3. Ковалева Т. М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании / Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2008.- С.5–14.
  4. Ковалева, Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология // Технологии открытого образования. — М., 2002.
  5. Лобачева О. В. Тьюторство как новый ресурс модернизации образования. //Вестник университета Москва: ГОУВПО «Государственный институт управления», 2009. — № 32. — с.71–73.
  6. Щедровицкий П. Г. Сопровождение к неизвестному — высший пилотаж / П. Г. Щедровицкий. // Тьюторское сопровождение.2011.№ 1.
  7. Электронный ресурс http://mioo.edu.ru/kaf-tsod/deyatelnost-kafedry/v-pomosch-tyutoru/1192-tyutoru-na-zametku-slovar-tyutora. (дата просмотра 11.06.2019 г.)
  8. Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-studentov-v-professionalnom-kolledzhe(дата просмотра 12.06.2019 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, образовательный процесс, профессиональное образование, дополнительная информация, самостоятельная деятельность студентов, сопровождение, студент, аудиторная самостоятельная работа, продуктивная деятельность.


Ключевые слова

самостоятельная работа, портфолио, тьюторское сопровождение, тьюторские технологии

Похожие статьи

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитан...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Похожие статьи

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитан...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Задать вопрос