Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой
Автор: Щербакова Елена Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 442 раза
Библиографическое описание:
Щербакова, Е. В. Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2252/ (дата обращения: 21.11.2024).
Одной из центральных проблем, стоящих сегодня перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Будущий педагог должен не только получать предметные знания, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания. В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная познавательная деятельность студентов.
На наш взгляд, организация самостоятельной деятельности, ее планирование, формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и все таки одной из малоисследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.
Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная познавательная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов.
Мы считаем, что самостоятельную работу студентов целесообразно проводить как в аудиторных условиях, где решение педагогических задач организуется через моделирование образовательных и педагогических ситуаций близких к реальным, так и на базе образовательных учреждений, где студенты к примеру проходят педагогическую практику или используют образовательные учреждения как базу для написания дипломных и курсовых работ ( в школах, ДОУ, учреждений психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся, специализированных детских учреждениях, домах творчества юных, государственных органов управления образованием и др.) Такая организация самостоятельной деятельности позволяет решать практические педагогические задачи в реальных условиях.
В рамках организации педагогической практики студентов можно составить типовые задания для самостоятельной работы и включить их в Программу прохождения практики:
Типовые задания для самостоятельной работы могут формулироваться примерно по следующим направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов:
анализ педагогических ситуаций и педагогических проблем;
анализ педагогического опыта;
разработка программ педагогической диагностики;
проектирование этапов педагогической деятельности, проектирование образовательных программ, учебных программ;
конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста;
освоение различных профессионально-педагогических ролей.
Нами разработана Программа курса для студентов и аспирантов «Организация самостоятельной деятельности на разных уровнях обучения», в которой предусмотрено формирование следующих приемов учебной работы:
«приемы смысловой переработки текста», укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей:
приемы культуры чтения и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);
общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);
общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке;
приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;
приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха.
Предлагаемый нами курс предусматривает как формирование общих приемов организации умственного труда, так и конкретные приемы учебной работы, например работы с текстом. Сформированность таких умений служит одной из главных предпосылок и основой самостоятельной работы школьников и студентов над всеми учебными предметами.
Наш курс включает в себя Программу обучения способам самостоятельной работы куда входит:
диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;
определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;
разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы.
определение формы и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля студент выбрал выполнение конкретного вида работы ( проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.
Огромную помощь в организации СРС могут оказать сегодня информационные компьютерные технологии и другие программные продукты, позволяющие имитировать модели реальных процессов с учётом вероятностного характера окружающей реальности.
Относительно недавно в практике вузовского преподавания стали применяться интерактивные методы обучения. Они располагают значительными возможностями в плане развития самостоятельной познавательной активности студентов. Это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Преподаватель отказывается от роли «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Активно используются компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.
К интерактивным методам организации самостоятельной деятельности студентов относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.
Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:
обеспечение правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы.
методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её.
обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за её качественное выполнение.
В заключение хочется отметить что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Самый сильный мотивирующий фактор – это подготовка к дальнейшей эффективной профессионально-педагогической деятельности.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:
Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.
Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе.
Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры.
Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
Вся система обучения в педагогическом вузе должна быть подчинена основополагающей идее – воспитанию настоящих профессионалов своего дела, компетентных специалистов.