Качество подготовки научных кадров | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, июль 2013)

Статья просмотрена: 1745 раз

Библиографическое описание:

Жданова, Л. В. Качество подготовки научных кадров / Л. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4102/ (дата обращения: 17.12.2024).

Данная статья посвящена вопросам подготовки научных кадров. Исследование показывает необходимость совершенствования системы обучения молодых ученых.

Ключевые слова: качество подготовки научных кадров, система критериев и индикаторов, составляющие подготовки молодых ученых.

Приоритетным направлением развития современной экономики является инновационное преобразование всех секторов народного хозяйства, которое необходимо для повышения конкурентоспособности России на международном рынке.

В сознании современного человека инновации в первую очередь связаны с внедрением новой техники и технологий в производство, применение новых методов и способов обработки материалов, получение абсолютно новых, с точки зрения рынка и потребителя, товара (услуги). Несомненно, все перечисленные категории свидетельствуют о новшествах, но для того чтобы их получить необходимо приложить немало усилий для создания, а лучше сказать изобретения, того, что будет в дальнейшем внедряться в производство, на рынок, в жизнь. И здесь становиться ясно, что без науки инновационного пути развития экономики не достичь. Она является главной движущей силой данного процесса.

Современная наука ежедневно добивается высоких результатов, постоянно в средствах массовой информации появляется информация о достижениях американских, японских, немецких и других ученых. К сожалению, очень редко упоминаются имена российских деятелей науки, хотя уровень, качество и количество их изобретений не ниже, а зачастую и выше иностранных коллег. Этому есть свои объяснения. Как правило, называют следующие причины сложившейся ситуации:

-          Политические преобразования, начатые в 80-е г., привели к краху экономики, ее отдельных отраслей, в том числе и науки;

-          Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до последнего времени осуществляется по остаточному принципу;

-          Происходит старение науки. Престиж научной деятельности в нашей стране находится на низком уровне;

-          Заработная плата ученого, а особенно молодого специалиста, остается не конкурентоспособна с другими отраслями.

Решение перечисленных и других проблем, рациональное реформирование науки как отрасли сможет кардинально изменить условия существования и развития российского научного сообщества.

Одной из приоритетных задач, в рамках мероприятий по реформированию науки как отрасли, на государственном уровне является повышение качества подготовки научных кадров, так как молодые ученые являются движущей силой развития науки и составляют кадровый потенциал инновационной экономики. Результаты их деятельности зависят от умения проводить исследования, формулировать результаты и четкого понимания практической значимости их работы. Огромную роль в формировании данных характеристик играет подготовка в аспирантуре, которая представляет собой многокомпонентный процесс.

Оценить подготовку кадров высшей квалификации достаточно сложно. Для этого необходимо разработать единую систему оценки качества, которая позволит обеспечить конкурентоспособность российского образования на международном уровне.

Проектирование комплексной системы критериев и индикаторов, позволяющей проводить независимую оценку эффективности и качества функционирования системы подготовки научных кадров, как считают разработчики, должно вестись в соответствии со следующими основными принципами:

-          сравнимость объектов исследования (оцениванию могут подвергаться однотипные системы подготовки научных кадров или вузы по группам родственных направлений подготовки специалистов);

-          многокомпонентность анализа: оценка строится на основе иерархического структурирования свойств объекта, дифференциации ресурсных, процессуальных и результативных показателей;

-          многокритериальность анализа: критериальное поле делится на группы индикаторов (индивидуальных, групповых и интегральных), полученных на основе как количественных, так и качественных (предполагающих субъективные оценки экспертов) показателей;

-          сбалансированность анализа: в основу модели оценивания образовательных систем положен сбалансированный подход (с введением системы весовых коэффициентов для различных групп показателей или с использованием экспертных оценок) к оценке качества подготовки научных кадров на базе объективных и субъективных данных;

-          достоверность данных: в качестве базовой информации о потенциале, активности и результативности деятельности вузов и подразделений РАН в научной и образовательной сферах используются официальные отчетные показатели, полученные на основе статистической обработки результатов анкетирования целевых групп экспертов (с необходимой выборкой) — студентов, выпускников, работодателей и представителей академического сообщества;

-          интегральный подход: итоговый рейтинг вузов должен формироваться как взвешенная интегральная оценка их деятельности по всем источникам объективной и субъективной информации. Интегрирование может осуществляться на основе целостной экспертной оценки или с учетом весов отдельных показателей;

-          аддитивность взвешенной интегральной оценки: применение линейного объединения показателей позволяет напрямую оценить влияние отдельных показателей на общий рейтинг;

-          управление качеством системы по отклонению от программной траектории: цели формулируются на определенный период времени, а индикаторы качества нормируются в соответствии с этими целями. Отклонение полученного значения критерия от базового показывает эффективность функционирования системы подготовки научных кадров на данный период времени [1, с. 3].

Учитывая продолжительность и глубину проведенных авторами исследований, согласимся с перечнем представленных критериев. Они являются базой для формирования системы подготовки научных кадров как в вузах так и в научных организациях и перейдем к вопросам оценки качества этой подготовки.

Основными составляющими процесса оценки качества подготовки научных кадров являются [2, с. 5]:

-          состояние профессорско-преподавательского состава, его роль в управлении качеством (под «управлением» подразумеваются: разработка необходимой документации и создание базы данных университета, разработка программ для обучения специалистов в области оценки качества образования, обновление программ для переподготовки профессорско-преподавательского персонала с учетом развития науки, техники и технологий);

-          состояние НИР в вузе (научной организации), включая наличие признанных научных школ, современной материальной базы и инновационного потенциала;

-          качество образовательных технологий, позволяющих оценивать преподавание дисциплин в процессе подготовки научных кадров с учетом мнений студентов, работодателей, аспирантов и представителей научного сообщества;

-          качество довузовской подготовки выпускников школ и лицеев, желающих заниматься научной работой, и наличие системы отбора талантливой молодёжи.

Подготовка научных кадров осуществляется как в вузовском, так и послевузовском образовании. Одним из показателей подготовки является деятельность аспирантуры.

В качестве примера рассмотрим работу аспирантуры ИСЭРТ РАН, которая функционирует в рамках Научно-образовательного центра. Она существует с 1996 года. Весь процесс подготовки молодых ученых в аспирантуре Института осуществляется в двух направлениях:

-          научная и учебная деятельность;

-          внеучебная деятельность.

Научная и учебная деятельность в ИСЭРТ РАН включает в себя работу над диссертацией, учебные занятия, аттестацию аспирантов, кандидатские экзамены, стажировки, использование базы научной библиотеки, конференции и семинары с участием российских ученых и зарубежных специалистов, научные семинары-дискуссии, публикации. Данные направления работы определены нормативно-правовой базой, регулирующей вопросы подготовки научных кадров.

Важную роль в системе подготовки молодых ученых в Институте играет система контроля работы аспирантов. С целью повышения качества подготовки диссертаций и увеличения количества защит применяется несколько форм планов-отчетов: индивидуальный план работы аспиранта, квартальный план выполнения диссертационного исследования, план-отчет аспиранта за квартал. Все эти документы позволяют контролировать процесс работы не только научным руководителем, руководителем отдела, кураторам, но и позволяют аспирантам самостоятельно отслеживать результативность собственной деятельности, что помогает формированию самоорганизации и самоконтроля.

Помимо образовательной и научно-исследовательской деятельности аспиранты активно принимают участие во внеучебных мероприятиях: посвящение в аспиранты, Час аспиранта, творческие семинары, спортивные мероприятия и др. Проводимые в ИСЭРТ РАН внеучебные мероприятия способствуют всестороннему развитию личности молодого ученого, позволяют аспирантам расширить кругозор, быть в курсе меняющихся ситуаций окружающей действительности, а также позволяют формировать профессиональные качества и компетенции аспирантов (научная и педагогическая компетентность, умение управлять собой, умение выступать на публике и вести дискуссию, умение использовать свои личностные возможности для решения научных и педагогических задач, активизируют творческий потенциал аспирантов).

В целом, комплексный подход к организации учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности аспирантов способствует повышению результативности и эффективности их деятельности.

Несмотря на значительный период работы аспирантуры, разработка критериев оценки качества подготовки научных кадров начата совсем недавно, поэтому проведем анализ системы подготовки молодых ученых использовав показатели перечисленные ранее, но изменим их последовательность, а именно, качество довузовской подготовки, состояние профессорско-преподавательского состава, состояние НИР в научной организации, качество образовательных технологий.

Качество довузовской подготовки. Дополним данный критерий характеристикой обучения в вузе. Для научной организации, одним из направлений деятельности которой является подготовка научных кадров, важно определить как и откуда, на каком этапе подготовки будущего аспиранта необходимо выявить его способность к научной деятельности и привлечь его к проведению исследований. В ИСЭРТ РАН работа по выявлению талантливой молодежи начинается с организации экономического обучения школьников. Целью учебного процесса является проведение научных исследований с учащимися различных классов и выявление у них способностей к данному виду деятельности.

Следующим этапом является работа с вузами: привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях, семинарах, лекториях, по результатам которых может быть предложена должность стажера-исследователя наиболее талантливым из них.

Состояние профессорско-преподавательского состава. Для подготовки научных кадров привлекаются кадры высшей квалификации, т. е. доктора и кандидаты наук. К работе с аспирантами в ИСЭРТ РАН привлекаются профессора, доценты, преподаватели вузов г. Вологды и нашего Института. Все они активно участвуют в формировании научной базы данных, учебно-методического комплекса, разработке системы обучения и оценки качества подготовки молодых ученых.

Состояние НИР. Направления деятельности Института и его отделов осуществляется в контексте развития трех научных школ «Проблемы комплексного исследования региональных экономических и социальных процессов», «Теория и методологии управления устойчивым социально-экономическим развитием региональных систем», «Проблемы социально-демографического развития территорий».

Материально-техническое обеспечение работы сотрудников на достаточно высоком уровне: каждое рабочее место оснащено компьютером, в отделах используется большое количество организационной техники, свободный доступ к сетевым и Интернет — ресурсам.

Научно-исследовательская работа аспирантов осуществляется не только при написании диссертационной работы, но и в рамках деятельности научных отделов Института.

Качество образовательных технологий. Оценивание преподавания дисциплин, проведения научной и исследовательской деятельности, внеучебных мероприятий в процессе подготовки научных кадров осуществляется посредством анкетирования, которое разрабатывается для каждого мероприятия с целью совершенствования работы.

В дополнение перечисленных характеристик оценки качества обучения аспирантов приведем еще два критерия. Первым показателем, которому дадим характеристику — это движение контингента обучающихся. Количество поступивших в аспирантуру с 2005 г.: 2005 г. — 19 чел., 2006 г. — 17 чел., 2007 г. — 19 чел., 2008 г. — 18 чел., 2009 г. — 18 чел., 2010 г. — 15 чел., 2011 г. — 13 чел., 2012 г. — 11 чел. Как можно видеть из представленных данных, количество поступающих сокращается, но определено это не отсутствием желающих обучаться. Численность обучающихся с отрывом от производства (очно) практически не меняется. С каждым годом количество обучающихся без отрыва от производства (заочно) сокращается. Данный фактор можно объяснить тем, что для многих молодых людей обучение в аспирантуре рассматривается как возможность получения отсрочки от армии, т. е. поступать им приходится на очное отделение. Другим не маловажным фактором является то, что все меньше абитуриентов во время вступительных экзаменов набирают проходной балл.

Второй показатель — количество защищенных диссертаций. За все время существования аспирантуры выпускниками было защищено 38 кандидатских диссертаций, из них в 2000 г. — 1 дис., 2002 г. — 3 дис., 2003 г. — 6 дис., 2004 г. — 4 дис., 2005 г. — 4 дис., 2006 г. — 3 дис., 2007 г. — 2 дис., 2008 г. 4 дис., 2009 г. — 2 дис., 2010 г. — 1 дис., 2011 г. — 4 дис., 2012 г. — 4 дис. Рассматривая представленные данные можно сделать вывод, что количество защит ежегодно меняется, но остается на достаточно невысоком уровне, от 1 до 6. Основными причинами столь незначительных показателей, по сравнению с количеством поступающих, является достаточно высокий отсев аспирантов за период обучения в аспирантуре и увеличение сроков подготовки диссертации.

Подводя итог, следует сделать выводы:

1.      Снижается уровень подготовки выпускников высших учебных заведений;

2.      Мотивация абитуриентов, в частности молодых людей, при поступлении в аспирантуру, не связана с проведением научной деятельности;

3.      Высокий отсев может рассматриваться как «естественный отбор» и не является минусом в работе аспирантуры;

4.      Увеличение и ужесточение требований со стороны ВАК, Министерства образования и др., нестабильность в работе диссертационных советов увеличивает сроки подготовки диссертации.

Литература:

1.    Бедный Б. И., Гурбатов С. Н., Миронос А. А. Индикаторы эффективности аспирантских программ в области точных и естественных наук // Высшее образование в России. — 2010. — № 7. — С. 11–23.

2.                  Петров В. Ю., Столбов В. Ю., Гитман М. Б. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. — 2008. — № 8. — С. 13–19.

Основные термины (генерируются автоматически): кадр, качество, научная деятельность, научная организация, показатель, профессорско-преподавательский состав, состояние НИР, взвешенная интегральная оценка, высшая квалификация, довузовская подготовка.