Сегодня все чаще вузы рассматриваются как производители образовательных услуг. Конкурентоспособным на рынке образовательных услуг становится тот университет, который стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование наиболее высокого качества. Соответственно, современный университет должен иметь систему управления качеством. Качество образования — категория фундаментальная, многогранная, требующая системного изучения. Разработки нормативно-технических документов и разного рода рекомендаций и методик здесь явно недостаточно. В российском образовании повторяются глобальные, мировые тенденции превращения высшего образования из элитного в массовое. Его получают не избранные, а большая часть молодых людей, окончивших средние школы, что определяется переходом к постиндустриальному, информационному обществу. В основе этой модели лежит самооценка, т. е. способ сопоставления своей деятельности и ее результатов с работой предприятия, являющегося образцом, примером. Анализ деятельности осуществляется по пяти группам критериев:
– участие и роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;
– планирование в области обеспечения качества;
– использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых;
– рациональное использование ресурсов;
– управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.
В конце 2001 г. Правительством РФ была принята «Концепция модернизации системы российского образования на период до 2010 г”., которая содержит на ряду со структурно-организационными и содержательными инновациями, указания по реорганизации механизмов финансирования образования, особенно высшего.
Если доступность образования и соответствие потребностям рынка труда — проблема понятная и привычная, то по поводу показателей качества образования до сих пор нет общепринятой точки зрения. Такая ситуация объясняется, во-первых, неоднозначностью самого понятия качества, различные аспекты которого и их взаимозависимости, как правило, не поддаются адекватному формализованному представлению. Во-вторых, тем, что основные социальные группы, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе (студенты, преподаватели, руководители образования, работодатели), имеют разные представления о качестве образования и поэтому предъявляют к нему разные требования.
Развитие массового образования в мире стало возможным благодаря использованию информационных ресурсов нового типа, в первую очередь электронных источников информации удаленного доступа, получаемых через глобальные компьютерные сети. Качество образования перестало непосредственно зависеть от локальной информации, сконцентрированной в университетской библиотеке. Открытые электронные каталоги, полнотекстовые базы данных, специализированные образовательные порталы создают принципиально новые способы получения информации. Появилась возможность работы с редкими, ранее недоступными информационными образовательными ресурсами.
Проблемы, происходящие в сфере образования, заставляют по-другому взглянуть на необходимость проведения анализа качества предоставляемого образования и разработку уровня, соответствующего существующим стандартам качества. Говоря о качестве предоставляемых услуг, необходимо понимать, что «качество» — это базовое понятие, формирующее конкурентоспособность вуза. К основным факторам, формирующим качество образования можно отнести (составлено автором статьи):
– Уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора;
– Квалификацию профессорско-преподавательского состава;
– Соответствие диплома государственному стандарту министерства образования;
– Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
– Ассортимент предлагаемых факультетов и специальностей;
– Высокий процент трудоустройства выпускников;
– Возможность стажировки в зарубежных вузах;
– Сложность получения образования;
– Использование новейших технологий в образовательном процессе;
– Учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах и организация связей с работодателями;
– Организация контроля образовательного процесса и его результатов;
– Наличие программ дополнительного образования, в том числе программы МВА.
Нами предложена схема определения качества предоставляемого уровня образования на основе проведения исследований потребителей. (рис.1)
Рис. 1. Модель оценки системы качества образования (составлено автором).
Объективные подходы включают в себя оценку качества образования в соответствии с нормами представленными Министерством образования РФ, а также объективной оценкой СМИ:
- Независимые системы аккредитации, Например, в сфере оценки программ МВА наиболее престижными принято считать AMBA (The Association of MBAs — Ассоциация выпускников МВА), EQUIS (European Quality Improvement System — Европейская Система Усовершенствования Качества), AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business — Американская ассоциация Университетских Школ Бизнеса). Аккредитация этих ассоциаций престижна в силу многих объективных показателей: сложности и жесткости условий прохождения аккредитации, капиталоемкости процесса.
- Государственные системы оценки качества. Например, в Великобритании все образовательные программы оцениваются HEFCE (The Higher Education Council for England — Фондовый Совет Великобритании по Высшему Образованию), который регулярно проводит оценки по различным критериям (качество преподавания, качество исследовательской деятельности). В России аттестацией и аккредитацией образовательных учреждений занимается Министерство Образования.
- Независимые внутригосударственные профессиональные организации и системы аккредитации. Например, в России эта группа организаций представлена РАБО (Российская Ассоциация Бизнес-образования). Членство в этих ассоциациях свидетельствует о стремлении образовательного учреждения на государственном уровне принимать участие в разработке образовательных стандартов в представляемой области.
- Рейтинги, как правило, составляемые СМИ, берут за основу различные критерии. Поэтому рейтинга, который объективно и целостно оценил бы деятельность образовательного учреждения или качество образовательной программы, не существует. Тем не менее, существует ряд авторитетных СМИ, чьи исследования и оценки могут быть приняты к сведению.
Субъективные подходы отражают мнение отдельных категорий граждан о качестве предоставляемого образования.
- Оценка экспертов. Зачастую экспертами являются представители различных высших школ, хорошо разбирающиеся в качестве высшего образования и способных выявить основные проблемы и предложить варианты решения данных вопросов
- Оценка абитуриентов. Она складывается из оценочных мнений родителей и потенциальных студентов вуза. Данная информация порой бывает искаженной, в силу того, что информация, имеющаяся в наличии у данной категории граждан, формируется из различных мнений и, зачастую, у них нет возможности проверить правдивость получаемой информации.
- Оценка студентов формируется из реальных имеющихся у них знаний о вузе, именно они и выпускники могут реально оценить качество профессорско-преподавательского состава, качество материально-технической базы и т. д. Их мнение одно из наиболее значимых и весомых, т. к. благодаря ему формируется определенный образ вуза на рынке.
- Оценка выпускников. По сравнению со студентами, выпускники уже могут дать реальную оценку тому, на сколько качественное образование они получили, на сколько уровень их знаний реально соответствует требованиям работодателей, в рамках их специальности, и на сколько они сами являются конкурентоспособным на рынке труда, благодаря имеющемуся в их распоряжении знаниям.
- Оценка работодателей. Мнение данной категории должно являться формообразующим, как требование рынка и влиять на организацию учебного процесса и формирование продуктовой политики вуза. Именно работодатель сможет оценить на сколько квалифицированного специалиста выпускает вуз.
Подводя итог, возможным вариантам оценки качества образования, можно сказать, что:
– качество образования является результатом деятельности вуза в различных областях Процесс его повышения до уровня перспективных и современных требований нуждается в управлении, которое должно основываться на системном подходе и учитывать все влияющие на результаты обучения факторы в их взаимосвязи;
– автором были выделены основные факторы формирования качественного образования и объяснена их роль в обеспечении ожидаемых результатов обучения;
– автором была предложена модель оценки качества образования, которая основывается на двух подходах: объективный и субъективный.
Эффективность и качество подготовки специалистов в вузе и есть основная цель стратегического менеджмента в вузе. А эффективность управления качеством образовательных научных и других услуг — это и есть эффективность управления высшим учебным заведением.
Литература:
- Грызлов В. С., Воробьева Т. Б., Приходский В. Е. Опыт стратегического планирования в Череповецком государственном университете // Университетское управление. 2005. № 3(36). С. 76–84.
- Дурденко В. И., Мельникова Р. И., Спиридонова С. В.. Проблемы разработки и реализации стратегии: опыт муниципального вуза // Университетское управление. 2005. № 7(40). С. 50–56. Проблемы разработки и реализации стратегии: опыт муниципального вуза
- Заборова Е. Н. Конкурентные преимущества: сравнительный анализ государственных и негосударственных вузов // Университетское управление. 2002. № 4 // http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/320
- Захаров Ю. А., Москинов В. А.. Основные пути повышения качества высшего образования // Университетское управление. 2005. № 1(34). С. 100–103.
- Костецкий А. Н. Маркетинговая концепция развития Кубанского государственного университета // Университетское управление:приктика и теория. 2003. № 1. // http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/332
- Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. с. 454
- Рогова А. Экономика знаний // В мире науки. 2003. № 10
- Хайруллина Э. И. Информационная составляющая экономики знаний: автореферат дис.... канд. экон. наук, Казань, 2007