Основные факторы формирования конкурентных преимуществ вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 19.04.2021

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Берсирова, С. Х. Основные факторы формирования конкурентных преимуществ вуза / С. Х. Берсирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80184/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сегодня все чаще вузы рассматриваются как производители образовательных услуг. Конкурентоспособным на рынке образовательных услуг становится тот университет, который стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование наиболее высокого качества. Соответственно, современный университет должен иметь систему управления качеством. Качество образования — категория фундаментальная, многогранная, требующая системного изучения. Разработки нормативно-технических документов и разного рода рекомендаций и методик здесь явно недостаточно. В российском образовании повторяются глобальные, мировые тенденции превращения высшего образования из элитного в массовое. Его получают не избранные, а большая часть молодых людей, окончивших средние школы, что определяется переходом к постиндустриальному, информационному обществу. В основе этой модели лежит самооценка, т. е. способ сопоставления своей деятельности и ее результатов с работой предприятия, являющегося образцом, примером. Анализ деятельности осуществляется по пяти группам критериев:

– участие и роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;

– планирование в области обеспечения качества;

– использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых;

– рациональное использование ресурсов;

– управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.

В конце 2001 г. Правительством РФ была принята «Концепция модернизации системы российского образования на период до 2010 г”., которая содержит на ряду со структурно-организационными и содержательными инновациями, указания по реорганизации механизмов финансирования образования, особенно высшего.

Если доступность образования и соответствие потребностям рынка труда — проблема понятная и привычная, то по поводу показателей качества образования до сих пор нет общепринятой точки зрения. Такая ситуация объясняется, во-первых, неоднозначностью самого понятия качества, различные аспекты которого и их взаимозависимости, как правило, не поддаются адекватному формализованному представлению. Во-вторых, тем, что основные социальные группы, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе (студенты, преподаватели, руководители образования, работодатели), имеют разные представления о качестве образования и поэтому предъявляют к нему разные требования.

Развитие массового образования в мире стало возможным благодаря использованию информационных ресурсов нового типа, в первую очередь электронных источников информации удаленного доступа, получаемых через глобальные компьютерные сети. Качество образования перестало непосредственно зависеть от локальной информации, сконцентрированной в университетской библиотеке. Открытые электронные каталоги, полнотекстовые базы данных, специализированные образовательные порталы создают принципиально новые способы получения информации. Появилась возможность работы с редкими, ранее недоступными информационными образовательными ресурсами.

Проблемы, происходящие в сфере образования, заставляют по-другому взглянуть на необходимость проведения анализа качества предоставляемого образования и разработку уровня, соответствующего существующим стандартам качества. Говоря о качестве предоставляемых услуг, необходимо понимать, что «качество» — это базовое понятие, формирующее конкурентоспособность вуза. К основным факторам, формирующим качество образования можно отнести (составлено автором статьи):

– Уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора;

– Квалификацию профессорско-преподавательского состава;

– Соответствие диплома государственному стандарту министерства образования;

– Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

– Ассортимент предлагаемых факультетов и специальностей;

– Высокий процент трудоустройства выпускников;

– Возможность стажировки в зарубежных вузах;

– Сложность получения образования;

– Использование новейших технологий в образовательном процессе;

– Учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах и организация связей с работодателями;

– Организация контроля образовательного процесса и его результатов;

– Наличие программ дополнительного образования, в том числе программы МВА.

Нами предложена схема определения качества предоставляемого уровня образования на основе проведения исследований потребителей. (рис.1)

Модель оценки системы качества образования (составлено автором).

Рис. 1. Модель оценки системы качества образования (составлено автором).

Объективные подходы включают в себя оценку качества образования в соответствии с нормами представленными Министерством образования РФ, а также объективной оценкой СМИ:

  1. Независимые системы аккредитации, Например, в сфере оценки программ МВА наиболее престижными принято считать AMBA (The Association of MBAs — Ассоциация выпускников МВА), EQUIS (European Quality Improvement System — Европейская Система Усовершенствования Качества), AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business — Американская ассоциация Университетских Школ Бизнеса). Аккредитация этих ассоциаций престижна в силу многих объективных показателей: сложности и жесткости условий прохождения аккредитации, капиталоемкости процесса.
  2. Государственные системы оценки качества. Например, в Великобритании все образовательные программы оцениваются HEFCE (The Higher Education Council for England — Фондовый Совет Великобритании по Высшему Образованию), который регулярно проводит оценки по различным критериям (качество преподавания, качество исследовательской деятельности). В России аттестацией и аккредитацией образовательных учреждений занимается Министерство Образования.
  3. Независимые внутригосударственные профессиональные организации и системы аккредитации. Например, в России эта группа организаций представлена РАБО (Российская Ассоциация Бизнес-образования). Членство в этих ассоциациях свидетельствует о стремлении образовательного учреждения на государственном уровне принимать участие в разработке образовательных стандартов в представляемой области.
  4. Рейтинги, как правило, составляемые СМИ, берут за основу различные критерии. Поэтому рейтинга, который объективно и целостно оценил бы деятельность образовательного учреждения или качество образовательной программы, не существует. Тем не менее, существует ряд авторитетных СМИ, чьи исследования и оценки могут быть приняты к сведению.

Субъективные подходы отражают мнение отдельных категорий граждан о качестве предоставляемого образования.

  1. Оценка экспертов. Зачастую экспертами являются представители различных высших школ, хорошо разбирающиеся в качестве высшего образования и способных выявить основные проблемы и предложить варианты решения данных вопросов
  2. Оценка абитуриентов. Она складывается из оценочных мнений родителей и потенциальных студентов вуза. Данная информация порой бывает искаженной, в силу того, что информация, имеющаяся в наличии у данной категории граждан, формируется из различных мнений и, зачастую, у них нет возможности проверить правдивость получаемой информации.
  3. Оценка студентов формируется из реальных имеющихся у них знаний о вузе, именно они и выпускники могут реально оценить качество профессорско-преподавательского состава, качество материально-технической базы и т. д. Их мнение одно из наиболее значимых и весомых, т. к. благодаря ему формируется определенный образ вуза на рынке.
  4. Оценка выпускников. По сравнению со студентами, выпускники уже могут дать реальную оценку тому, на сколько качественное образование они получили, на сколько уровень их знаний реально соответствует требованиям работодателей, в рамках их специальности, и на сколько они сами являются конкурентоспособным на рынке труда, благодаря имеющемуся в их распоряжении знаниям.
  5. Оценка работодателей. Мнение данной категории должно являться формообразующим, как требование рынка и влиять на организацию учебного процесса и формирование продуктовой политики вуза. Именно работодатель сможет оценить на сколько квалифицированного специалиста выпускает вуз.

Подводя итог, возможным вариантам оценки качества образования, можно сказать, что:

– качество образования является результатом деятельности вуза в различных областях Процесс его повышения до уровня перспективных и современных требований нуждается в управлении, которое должно основываться на системном подходе и учитывать все влияющие на результаты обучения факторы в их взаимосвязи;

– автором были выделены основные факторы формирования качественного образования и объяснена их роль в обеспечении ожидаемых результатов обучения;

– автором была предложена модель оценки качества образования, которая основывается на двух подходах: объективный и субъективный.

Эффективность и качество подготовки специалистов в вузе и есть основная цель стратегического менеджмента в вузе. А эффективность управления качеством образовательных научных и других услуг — это и есть эффективность управления высшим учебным заведением.

Литература:

  1. Грызлов В. С., Воробьева Т. Б., Приходский В. Е. Опыт стратегического планирования в Череповецком государственном университете // Университетское управление. 2005. № 3(36). С. 76–84.
  2. Дурденко В. И., Мельникова Р. И., Спиридонова С. В.. Проблемы разработки и реализации стратегии: опыт муниципального вуза // Университетское управление. 2005. № 7(40). С. 50–56. Проблемы разработки и реализации стратегии: опыт муниципального вуза
  3. Заборова Е. Н. Конкурентные преимущества: сравнительный анализ государственных и негосударственных вузов // Университетское управление. 2002. № 4 // http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/320
  4. Захаров Ю. А., Москинов В. А.. Основные пути повышения качества высшего образования // Университетское управление. 2005. № 1(34). С. 100–103.
  5. Костецкий А. Н. Маркетинговая концепция развития Кубанского государственного университета // Университетское управление:приктика и теория. 2003. № 1. // http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/332
  6. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. с. 454
  7. Рогова А. Экономика знаний // В мире науки. 2003. № 10
  8. Хайруллина Э. И. Информационная составляющая экономики знаний: автореферат дис.... канд. экон. наук, Казань, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, образовательный процесс, высшее образование, качество, AACSB, AMBA, качественное образование, образовательное учреждение, профессорско-преподавательский состав, российское образование.


Похожие статьи

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза

Особенности вуза как субъекта предпринимательской деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений

Роль инвестиционной составляющей в методах оценки конкурентных преимуществ банка

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности

Особенности процесса формирования профессионально-важных качеств будущих юристов

Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа

Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза

Преимущества организации практического профессионального образования

Похожие статьи

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза

Особенности вуза как субъекта предпринимательской деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений

Роль инвестиционной составляющей в методах оценки конкурентных преимуществ банка

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности

Особенности процесса формирования профессионально-важных качеств будущих юристов

Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа

Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза

Преимущества организации практического профессионального образования

Задать вопрос