Выбор направления вектора качества образования - актуальная проблема педагогики
Автор: Голованова Юлия Валерьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 372 раза
Библиографическое описание:
Голованова, Ю. В. Выбор направления вектора качества образования - актуальная проблема педагогики / Ю. В. Голованова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3096/ (дата обращения: 16.12.2024).
Качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях - актуальная проблема современности, требующая постоянного усовершенствования методов ее решения. В настоящее время она связана с конкуренцией на рынке образовательных услуг, резко протекающей во всех слоях образовательной сферы. Одна из причин такой конкуренции - снижение качества образования из-за некорректных приоритетов в этой среде. Благоразумная ценовая политика имеет в настоящее время большое значение. Нужно иметь в виду очень много различных факторов, порой трудно сочетаемых друг с другом. Например, спрос на определенные виды образовательных услуг, их платёжеспособность и качество. Качество - категория затратная, особенно если это касается образовательных услуг.
Качество в целом - это сложная философская, экономическая и социальная категория, которую можно определить через множество понятий. Последнее означает, что вопрос о качестве образования - очень сложный для восприятия и решения на практике.
Качество образования - это соответствие каким-либо нормам, продиктованным либо средой, либо потребителем. В динамике развития общества качество процесса должно опережать систему требований, предъявляемых развитием внешней по отношению к объекту надсистемы. Иначе в системе не будет прогресса развития. Это подразумевает, что качества должно быть в избытке, достаточном для развития и прогресса системы высшего образования [5]. Скорость развития потенциала качества должна опережать темпы развития системы. Качество образования должно опережать систему требований, которые могут предъявляться к нему со стороны различных направлений социального прогресса.
Кризис современного человеческого общества можно считать кризисом качества образования, которое должно быть центральной позицией всего образовательного процесса. Основное противоречие современности заключается в том, что новые социальные явления в основном раскрываются и толкуются с позиций устаревших взглядов и понятий, которые потом отражаются в различных образовательных стандартах.
Качество образования должно рассматриваться с точки зрения целостного процесса, который состоит из небольших частных процессов [2]. Таких как качество программного обеспечения, средств обучения, инфраструктуры, абитуриентов и студентов и многого другого. Все это и является составными частями качества высшего образования, которое, в свою очередь, является результатом качественного управления общей образовательной политикой и всеми частями многомерного и многоступенчатого образовательного процесса. Качество образования в первую очередь необходимо оценивать по качеству учебного процесса и качеству выпускников. А данное качество можно аттестовать в первом приближении как их соответствие нормам государственных стандартов. При этом следует учитывать реальные потребности рынка труда, которые далеко не всегда совпадают с содержанием стандартов. О рынке труда абитуриенты и выпускники знают слишком поверхностно и абстрактно. В последней информации нет систематики. Системы профессиональных описаний деятельности выпускников в конкретных производственных условиях практически не существует [1].
Чтобы улучшать и совершенствовать результаты и качество учебного процесса, чтобы была возможность правильной и подробной корректировки данного процесса на каждой ступени, необходимо правильно и в оптимальные сроки получать и анализировать текущую достоверную информацию. Таким образом, каждому высшему учебному заведению необходимо изучать и анализировать реальные потребности рынка труда и рынка образовательных услуг. Безусловным является то, что качество и содержание учебного процесса очень сильно зависят от творческих способностей преподавателя. Качество и сущность образовательного процесса объединяют в себе все то необходимое и лучшее, что должно входить в термин «Высшее образование», такие моменты как качество учебных программ, новых технологий, технических средств обучения, современно обустроенных аудиторий и лабораторий, кадрового потенциала, обновленной системы знаний и многое другое, что можно объединить в понятие качества научного потенциала вуза. Студенты должны ощущать динамику процесса, получать преимущественно новые, обновленные, «живые» знания, которые приобретаются в ходе занятий, проходящих в виде научных исследований и экспериментов, передаются педагогом, который их получил и переработал в ходе творческих поисков и исследований. Современное знание необходимо иметь в опережающей форме. Диспуты, интерактивная составляющая занятий, конференции, тематические тренинги, симпозиумы - возможные альтернативы коллективной работы и поиска необходимого гибкого знания. Все это является предпосылкой для научной работы студентов.
Правильно организованный учебный процесс является залогом успешного инновационного процесса, который должен проходить в высшем образовании России. Качество педагогов должно проходить гибкую оценку и стать залогом новой кадровой политики, где возможно оценить и потенциал педагога, творческие способности, этические нормы, но и ценить все данные качества педагога, его стремление применять все свои таланты и возможности, которые он использует в своей работе через адекватную систему оплаты труда.
Чтобы оценить качество образования в целом необходимо начать с целей и задач, которые должен поставить себе каждый вуз. Какова оценка данного учреждения среди множества других подобных вузов и в системе общего высшего образования в целом? Каковы цели и задачи развития, программа общего развития с внедрением инновационных подходов и методик? Должны быть поэтапные и многоуровневые цели, как местного значения, которые важны только для данного конкретного вуза, затрагивающие его специализацию, так и глобальные задачи, которые важны в системе и взаимосвязи, а возможно даже объединении различных вузов в подобие научной системы [3]. Используя и создавая, оформляя и претворяя в жизнь свои непосредственные цели и задачи конкретное высшее учебное заведение может создать свой образовательный стандарт, который будет развивать и культивировать, используя новые современные методики, но и не забывая фундаментальных основ высшего образования. Необходимо развивать основные принципы российского образования - фундаментальность, систематичность, последовательность.
Образование является довольно сложной категорией, в которой существует своя многокомпонентная система взаимосвязанных друг с другом критериев и компонент, которые дополняют и развивают друг друга - это передача знаний всеми существующими на настоящий момент способами, включая и творческую и экспериментальную составляющую данного процесса, и воспитание творческой, высоконравственной личности, которая сама может применять свой творческий потенциал для развития гармоничного общества.
Стремление усовершенствовать качество образования можно считать синонимом прогресса, формирования правильного высоконравственного и высокоинтеллектуального общества. Воспитание нравственного человека сводится не только к созданию его интеллектуального потенциала, но и к культивированию в нем гражданских, патриотических норм. Возможно, необходимо сделать упор на увеличение вектора потенциала студенческих советов. Качество образования - это коллективная, созидательная деятельность педагогов и студентов. Студенты не должны быть только объектами воздействия. Они должны быть вовлечены в совместную работу по построению правильного инновационного образования. В каждом высшем образовательном учреждении должна присутствовать система мер и концепций воспитательной работы, которая проистекает из систематизированного и планомерного взгляда на эту проблему. Необходимо данный процесс сделать организованным, укрепить позиции воспитательной роли, сделать должный упор на гуманитарные дисциплины, повысить роль преподавателей, кафедр и деканатов, как основных звеньев качественного его осуществления. Один из путей развития данного процесса - это формирование некоего корпоративного духа вуза, который суммируется из созданных принципов жизни данного вуза, кодекса жизни сотрудников и студентов. Также необходимо, чтобы эти правила оставались и далее распространялись выпускниками, обеспечивая взаимодействие и культурный обмен между вузом и обществом.
Подытожим рассмотренную ранее информацию. Качество образования - это сложный, ступенчатый, многосистемный процесс, который должен формироваться и совершенствоваться постоянно и динамично. Подход к оценке качества образования должен быть системным, планомерным и инновационным. Скорость развития вектора потенциала качества должна опережать темпы развития системы. Процессы повышения качества образования должны затрагивать все сферы жизни вуза - культурную, образовательную, воспитательную, техническую и общечеловеческую. Качество образовательного процесса есть система взаимосвязанных друг с другом компонент. Но если мы подразумеваем систему, то в ней должна присутствовать и иерархия элементов по значимости и наличие основного фактора. Такими элементами можно считать обучение и воспитание. Они скрепляют вуз как единую систему, в которой присутствует диалектика функционирования, развития и роста с течением времени, стремящаяся перейти в качественно новое состояние, обновляясь и совершенствуясь.
- Литература:
1. Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Компетенции преподавателей вузов: мнение студентов.//Высшее образование в России. №12. 2009. С.143-146.
2. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования//Качество. Инновации. Образование. 2005. № 2. - С.5-8.
3. Солонин С.И., Кортов С.В. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды ВУЗа//Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2(25). С. 64-69.
4. Стародубцев В.А., Киселёва А.А., Федоров А.Ф. Возможности сервисов web2 для формирования персональных образовательных сфер//Высшее образование в России. №7. 2010.
5. «Система контроля качества профессионального образования». ч.1 «Педагогический контроль» Департамент образования города Москвы; Государственное учреждение города Москвы «Центр качества профессионального образования» (ГУ ЦКПО). М., 2009. С. 57.