Новые педагогические тенденции и проблемы современного социума | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Дехконова, С. Э. Новые педагогические тенденции и проблемы современного социума / С. Э. Дехконова, Ф. К. Юсупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1103-1105. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29065/ (дата обращения: 17.12.2024).



Подготовка специалистов нуждается в постоянной корректировке, прежде всего в области создания новых современных стандартов, программ, технологий обучения будущих работников. Как отметил Президент И. А. Каримов: «Необходимо совершенствование государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебной литературы, пересмотр образовательных направлений и специальностей в системе высшего и среднего специального образования с учетом требований сегодняшнего дня» [1].

На современном этапе образовательного процесса необходимо, по-нашему мнению, кооперация по обобщению и распространению педагогического опыта. Не следует забывать, что в число его важнейших функций входят: создание новых педагогических фактов и ценностей, расширение области педагогической деятельности и введение в научный оборот новых идей как источника создания и развития педагогических теорий. На современном этапе для непрерывного развития обучаемого и становления его как творческой личности все элементы содержания образования (знания, умения, навыки, творческая деятельность) должны быть направлены на активное использование. Поэтому в методике преподавания языков необходимо использовать такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию творческих умений учащихся.

В этом плане ориентация на интерактивные технологии формируют учащихся как творческую личность, способную к саморазвитию, самообразованию, к инновационной деятельности.

Слово «интерактив» перешло из английского языка от слова «interakt» («inter» — взаимный, «akt» — действовать). Интерактивный — означает способность взаимодействовать, находиться в общении. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, процесс постоянного, активного взаимодействия учителя и всех учащихся. Интерактивная модель обучения предусматривает модулирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Учебный процесс на уроке организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, предполагается организация и развитие диалогового общения. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

Определяющим форматом для анализа новых педагогических тенденций и для поиска, разработки и применения с ориентиром на них образовательных технологий является жизнедеятельность социума в начале 3-го тысячелетия. Прогресс общества характеризуется стремительными цивилизационным, преобразованиям, бурным развитием систем коммуникаций, позитивными и негативными моментами процесса глобализации, универсализацией образа жизни и унификацией модели поведения при всем существующем их многообразии. Расширение, сложность и, в определённом смысле, «агрессивная активность» информационного пространства (в конструктивном и деструктивном аспектах), совершенствование техники для коммуникаций приводят к необходимости поиска, как в теоретическом, так и в практическом плане новых педагогических решений и по проблеме воспитания человека современной постиндустриальной формации.

Необходимость интеграции Узбекистана в мировое сообщество в условиях независимости предполагает вхождение системы образования в более широкое, социокультурное поле и, как следствие, необходимость осмысления всего многообразия педагогических образовательных тенденций. Как отмечал глава государства Каримов И. А., выступая на открытии Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», ХХI век — век информационно-коммуникационных технологий и интернета, век все более растущей конкуренции на мировом рынке. «В этих условиях о себе может заявить то государство, у которого в числе основных приоритетов всегда остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения…» [2].

Вопрос реформирования образовательной системы непосредственно увязывается с решением проблем стабильного и устойчивого, в первую очередь экономического развития современного государства [3]. В докладе ЮНЕСКО, подготовленном специальной комиссией к 50-летию этой организации, раскрываются ведущие тенденции развития образования в современном мире. Основной чертой образования в третьем тысячелетии является новая сверхзадача процесса обучения: учитель (педагог) должен научиться учить тому, чего сам еще пока не знает. Создать реальные условия для решения подобной задачи можно посредством знания и учета основных образовательных тенденций — интеграции, плюрализации, фундаментализации, информатизации, дифференциации, инструментализации, аксиологизации — в процессе формирования содержания и технологий «нового» (адекватного современным условиям) образования. Одни тенденции из обозначенных в большей степени, другие в меньшей — видны в наших образовательных системах разного уровня, включая уровень региона, области, города, школ начальной и средней, колледжа и лицея, вуза. Осуществление тенденций требует серьезного научного осмысления, конкретизации проектирования, конструирования и адаптации программ, учебных пособий посредством (и это главное) определения общей стратегии, переориентации с образования, делающего ставку и опирающегося на память учащегося, на образование, для которого главным является развитие мышления. К примеру, У. Глассер в своей книге «Школы без неудачников» видит главный резерв развития образовательных систем не в том, чтобы развивать вторичную функцию мозга — память, а в том, чтобы развивать его первичную функцию — мышление [4]. Соответствующая этой стратегии смена приоритетов в целевой функции системы образования с задачи простого приращения объема получаемых знаний на задачу повышения их качества, на задачу формирования у школьников и студентов также и способов познания — это проблема сложная, требующая долговременных усилий.

В современной ситуации наиболее распространенными образовательными моделями в настоящее время являются следующие.

«Информационная» (или трансляционная) модель образования, в рамках которой обучающийся выступает как объект образовательного процесса. В соответствии с ней содержание учебно-воспитательных воздействий изоморфно транслируется в систему знаний и умений ребенка (его «Я»).

«Формирующая» (или операциональная) модель примыкает к информационной, основывается на том, что с помощью специального управления умственной деятельностью посредством определенного типа ориентировки можно гарантировать приобретение учащимися знаний и умений с заранее заданными свойствами.

«Развивающая» модель по своим принципам близка к формирующей и направлена на развитие теоретического мышления учащихся за счет специальной организации учебного материала и продвижения по нему как восхождения от абстрактного к конкретному. Данная модель не предполагает опору на наглядно-образное мышление, исключает апелляцию к эмоциям и чувствам учащихся.

«Активизирующая» модель, главной целью которой является активизация познавательной деятельности учащихся посредством повышения уровня проблемности решаемых мыслительных задач, что обусловливает развитие познавательных интересов и творческих способностей ребенка.

«Свободная» модель ориентирована на имманентный рост внутренних резервов обучения, как сопровождение естественного развития ребенка в процессе самоактуализации личности, который осуществляется спонтанно.

«Обогащающая» модель, согласно которой главным приоритетом является возможность наращивания социокультурного индивидуального познавательного опыта ребенка.

Необходима и формируется новая парадигма образования: ученик-предметно-информационная среда-учитель, присущая всем видам образования и всем образовательным системам.

Литература:

  1. Каримов И. А. Конституция Узбекистана — прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества. — Ташкент: Узбекистан, 2010. — С. 53.
  2. Каримов И. А. Выступая на открытии Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны».
  3. См. http://www.pv.uz/ 20.02.2012 г.
  4. Глассер У. Школы без неудачников. Москва, Прогресс, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное обучение, образовательный процесс, развитие, развитое поколение, современный этап, творческая личность.


Задать вопрос