Проблемы и перспективы развития образования
Автор: Логинова Наталья Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 7096 раз
Библиографическое описание:
Логинова, Н. В. Проблемы и перспективы развития образования / Н. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3227/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одной из наиболее важных стратегических задач, стоящих перед Россией, безусловно, является задача построения в стране инновационной экономики. Инновационная экономика, с одной стороны, является отражением происходящих в стране кардинальных изменений, а с другой стороны, сама является источником перемен. При этом экономика инновационного типа не может быть создана чисто технологически, так как этапы ее конструирования еще не обоснованы. И зарубежный опыт далеко не всегда адекватен российской действительности.
Инновационная экономика основана на генерации избыточного потока инноваций, постоянном задании новых ориентиров, в технологическом соревновании [2, с. 7]. Таким образом, важно обеспечить непрерывное возникновение инноваций, то есть таких нововведений в экономике, которые привели бы к повышению эффективности системы в целом. Политическая задача построения инновационной экономики требует формирования инновационно-ориентированной системы образования [4, с. 180], что приобретает особую актуальность в настоящее время.
Цель данной статьи — рассмотреть основные проблемы и перспективы развития образования в условиях инновационных процессов.
Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию [2, с. 17]. Образование же является инновационно-ориентированным лишь в том случае, когда одной из основных компетенций, которые приобретают люди, является умение создавать новое [4, с. 180]. Это, безусловно, является частью учебно-познавательной компетенции, включающей в себя владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, эвристическими методами решения проблем, способностью к деятельности в условиях неопределенности.
К числу важных, с точки зрения инновационно-ориентированного образования, компетенций следует добавить информационную (способность самостоятельно находить, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию) и коммуникативную (владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями).
Невозможно заранее подготовить студента к известному и понятному будущему. Невозможно дать ему гарантии трудоустройства по той специальности, которую он получит в образовательном учреждении. Возможности точного прогнозирования рынка труда, востребованности профессий, ранней профессиональной ориентации с каждым годом падают. В информационном обществе любые прогнозы носят весьма неопределенный и альтернативный характер, так как число конкурентных трендов постоянно растет, вероятность осуществиться для каждого отдельного взятого — снижается. Поэтому чрезвычайно важно готовить будущего выпускника техникума к любым переменам, какими бы немыслимыми и неожиданными они не были. Такого рода подготовка обеспечивает возможность хотя бы удержаться «на плаву» в потоке изменений, а в лучшем случае научит понимать и усваивать новые смыслы, разрабатывать оригинальные технологии.
Современная российская система образования пока слабо ориентирована на работу по внедрению инновационных компетенций. Это становится очевидным при рассмотрении следующих проблем:
Образовательные стандарты и рабочие программы. Образовательные стандарты — это нормы, достаточно жестко регламентирующие как содержание, так и форму учебного процесса. Они состоят из огромного перечня фактов в разнообразных областях знания, которые студент должен усвоить, и набора техник по их освоению. Безусловно, это необходимо. В отсутствии базовых знаний и навыков человеку невозможно ориентироваться в мире, выполнять профессиональные обязанности. Но сейчас в условиях инновационных процессов необходимо развитие творческого потенциала обучающихся, умения неординарно мыслить в нестандартных ситуациях. А во многих ли образовательных учреждениях на уроках используются такие технологии, как теория решения исследовательских задач (ТРИЗ) или технология развития критического мышления (ТРКМ)?
Система оценки знаний. Вся система оценки, по сути дела, работает по такой схеме: сначала обучающиеся запоминают информацию, потом экзаменаторы проверяют полноту усвоения материала. А сейчас необходимо давать обучающимся больше возможностей самостоятельно, творчески подойти к закреплению материла, подготовить проект, написать эссе или сочинение.
Организация учебного процесса. Достаточно заглянуть в типичную аудиторию образовательного учреждения, увидеть, как там устроено учебное пространство — и сделать выводы. Есть зона для преподавателя, в которой он представляет материал (со всеми атрибутами вплоть до электронной доски) — и ряды парт, за которыми по двое сидят обучающиеся. Из такой организации пространства следует линейная двусторонняя коммуникация — информация поступает от преподавателя к обучающимся и обратно. Групповая работа затруднена, а индивидуальная работа преподавателя со студентом — тем более. Типовая схема урока выглядит следующим образом: «проверка домашнего задания — сообщение нового материала — закрепление». По ней проходит большая часть занятий. Работа же с новым и деятельность в условиях неопределенности предполагает развитие способностей к рефлексии, анализу личностной динамики обучающегося. Сколько времени отводится индивидуальной рефлексии студента и преподавателя на уроке? Обладают ли все преподаватели необходимыми компетенциями для ее организации? Между тем, рефлексия — это техника, которую необходимо осваивать целенаправленно. Форматом, позволяющим организовать это, является например, тьюторство. В скольких образовательных учреждениях оно введено?
Устройство самой системы образования. Одним из необходимых условий того, чтобы система образования стала инновационно-ориентированной, является способность самой системы воспринимать инновации, меняться, гибко реагировать на изменения окружающего мира. Однако, российская система весьма консервативна. Обратная связь от двух потребителей — обучающихся и работодателей, налажена слабо. Проблема усугубляется тем, что образование — услуга, качество которой очень сложно оценить. Обучающийся может так и никогда не понять, как повлияло на его судьбу полученное образование в каком-то образовательном учреждении. Кроме того, для абитуриентов, студентов и их родителей рейтинг образовательного учреждения в большей степени означает престиж, а не качество образования. Что же необходимо сделать, чтобы улучшить качество образования, развить «инновационное мышление» у обучающихся и, как результат, модернизировать систему образования в целом?
Обозначим некоторые очевидные перспективы разрешения такой модернизации образовательной системы [4, с. 188]:
Необходимо усилить дифференциацию обучающихся. Например, в систему может быть заложен принцип ранжирования обучающихся с целью разделения их на две категории — получающих базовое образование и получающих образование «инновационное». Мотивация попадания в «инновационную» категорию — более высокое качество образования, получение грантов, поступление в престижное образовательное учреждение, как следствие, устройство в перспективе на более высокооплачиваемую работу. Отнесение к той или иной категории — решение не окончательное. Теряя или набирая рейтинг, обучающийся до какого-то момента может перемещаться из категории в категорию. Разделение на категории может выражаться во времени (часть учебных часов в обязательном порядке занимает базовый уровень, часть — повышенный), в финансировании (базовый уровень гарантированно финансирует государство, инновационный — государство совместно с бизнесом и физическими лицами).
Готовить новые кадры для образовательной системы, направлять специалистов на стажировки, обучение, профессиональную переподготовку, повышение квалификации, обеспечивающее включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.
Разрабатывать и реализовывать эффективные формы дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Проводить исследования для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методике преподавания дисциплин в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.
Введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере среднего профессионального образования и соответствующих ФГОС, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности.
Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Подводя некоторый итог предложенным подходам к построению инновационно-ориентированного образования в России, можно увидеть, что они сводятся к двум идеям:
выстраиванию четкой системы ранжирования обучающихся, преподавателей, образовательных заведений;
принципиальному разделению образования на две сферы — «базовую», гарантированную государством, и «инновационную», функционирующую в рыночных условиях.
Литература:
Брегг, Э. Новые идеи, которые разрушают шаблоны [Текст]: учеб. пособие / Э. Брегг. — М.: Инфра-М, 2008. — 272 с.
Кузнецова, С. А. Инновации: от идеи до проекта [Текст]: учеб. пособие / С. А. Кузнецова, В. Д. Маркова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск.: Новосиб. гос. ун-т, 2011. — 95 с.
Ривкин, С. Мудрая идея: от замысла к успешным инновациям [Текст]: учеб. пособие / С. Ривкин. — СПб.: Питер, 2003. — 240 с.
Супрун, В. И. Инновации и современность [Текст]: сб. ст. / В. И. Супрун. — Новосибирск.: Тренды, 2010. — 205 с.