В настоящее время развитие кластерной системы, а также переход на двухуровневую модель образования ставит перед собой одной из основных целей повышение инвестиционной привлекательности и становление высшей школы РФ центром инновационно-образовательных программ, развитие приоритетных направлений образовательной сферы. В данной связи роль высшей школы состоит, прежде всего, в обеспечении участников образовательного кластера инновациями и квалифицированными специалистами.
Инновация в образовании - это специфическая форма управления развитием образования, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса в целом. В результате трансформируется и сама культура управления, поскольку инновационный способ развития предъявляет к ней особые требования[1].
Согласно определению основоположника теории кластерного развития М.Портера, кластеры – сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу [2].
Использование личностноцентристского подхода в системе профессионального образования также, во многом, зависит от типа общества и его требований к личности специалиста. Например, развитие демократического общества, в большей степени, осуществляется за счет личностного потенциала и творческих способностей личности в различных сферах социально-значимой деятельности. Задача социализации специалиста не имеет такой же значимости, хотя и здесь совместное производство требует согласованных действий квалифицированных работников в реализации технологических процессов [3]. При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы.
В настоящее время в республике Татарстан ведется вопрос о балансе количества образовательных учреждений, объемов и профилей подготовки квалифицированных специалистов с потребностями отраслей региона.
Оценивая создание образовательных кластеров, ректор Казанского технологического университета С.Г.Дъяконов на совещании в Кабинете Министров РТ (17 ноября) подчеркнул: "3 ноября был опубликован Федеральный закон № 174 "Об автономных учреждениях", где определялась степень их финансовой свободы и ответственности, так что реформа образования, можно сказать, свершилась"[4]. В этой области, как отметил С.Г.Дъяконов, госзаказ может стать мощным инструментом выбора в пользу организации автономного учреждения.
Формируемая в стране национальная инновационная образовательная система — это механизм преобразования общества в целях придания ему свойств динамично развивающейся системы, способной быстро и эффективно воспринимать и реализовывать инновации на основе научно- технических достижений, а построение данной системы должно осуществляться на базе тех структур, которые имеют возможность, с одной стороны, готовить специалистов в области работы с инновациями, а с другой стороны, обладают знанием о тенденциях и путях развития отечественной науки.
Достижение поставленной цели требует реализации ключевых задач[5]:
- Наращивание инновационно-образовательного потенциала высшей школы за счет вхождения в систему кластерного разделения процесса образования, реализующего конкурентные преимущества республики Татарстан. Роль высшей школы при ее вхождении в кластеры должна связываться с решением принципиальной задачи, стоящей перед республикой: сохранение и полноценное использование научно-технического потенциала. Подобное включение вузов в кластеры позволит обеспечить дополнительное преимущество: институциональные инвестиции могут быть направлены одновременно в интересующие их сегменты реального сектора, образовательные и научно-исследовательские процессы.
- Создание инновационной среды для устойчивого развития деятельности высшей школы на основе интеграции образования, науки и производственной деятельности; международного сотрудничества; социального партнерства с предприятиями и организациями, научными институтами и др.; применения перспективных технологий, активизирующих инновационно-образовательную деятельность республики.
- Увеличение доли конкурентоспособности участников (выпускников высшей школы) на рынке труда.
- Организация и проведение комплекса взаимосогласованных реформ с реализацией проектов по разработке и внедрению в высшей школе конкретных инновационных образовательных программ.
Среди основных мероприятий по направлениям в директиве реализации поставленных задач можно перечислить[6]:
- Развитие информационно-телекоммуникационных систем.
- Переоснащение лабораторий по проблемам информационной безопасности.
- Создание мультимедийных аудиторий для проведения занятий с использованием современных информационных образовательных технологий.
- Переоснащение научной библиотеки вузов новым оборудованием и оргтехникой.
- Создание региональных научно-образовательных центров.
- Проведение научных исследований по основным региональным приоритетным образовательным направлениям.
- Создание центров инновационного развития кафедр.
Результатом выполнения региональных инновационно-образовательных проектов должно послужить[7]:
- Создание инновационно-образовательного региональный кластера, центром которого являются ведущие вузы республики Татарстан.
- Получение единого информационного и образовательного пространства для студентов и жителей республики с доступом к ресурсам инновационнообразовательного кластера.
- Конкурентоспособный специалист, востребованный на региональном рынке труда.
- Создание инновационной инфраструктуры вузов, решающей задачи коммерциализации результатов научных исследований, задачи подготовки специалистов для инновационной сферы РТ.
- Повышение научно-технологического, научно-методического уровня преподавания.
- Условия для преподавания новых дисциплин, а также коренного пересмотра форм и методов традиционного образовательного процесса.
Структура и содержание подобных инновационно-образовательных программ должна быть включена в процесс изучения трансформации системы образоования с целью выработки оптимальной стратегии развития кластерной системы образования в РТ.
На сегодняшней день, исследование места, которое занимает инновация в общественной системе позволяет соединить указанное понятие, как органического единства, в качестве:
1. Процесса и результата, получающих свое воплощение в качественно определенном состоянии новой образовательной системы;
2. Трех взаимодействующих структур, составляющих целостный механизм развития любой социальной системы, в рамках которой осуществляется инновационное изменение;
3. Трех стадий ее полного жизненного цикла, в процессе развития которого возможности используемого предметного содержания могут быть и счерпаны и возникает проблема само - воспроизводства инновации как механизма развития, способного породить новое содержание[8].
Точность подходов теоретико-методологического анализа, применяющаяся при моделировании инновации образования как системы, должна быть апробирована на материале, представляющем особый интерес для трансформации российского образовательного пространства. Речь идет об освоении отдельных элементов, создаваемых государственных образовательных стандартов. Здесь параллельное движение в поле теоретических изысканий и широкого социологического исследования современной российской образовательной действительности подтверждает необходимость разработки новых моделей инноваций, что позволит в будущем оптимизировать направления дальнейших научных разработок в данной области.
Материалы социологических исследований подтверждают высокую значимость высшей школы как коллективного субъекта образовательной деятельности, в связи с чем встает необходимость прогнозирования тенденций в трансформации системы образования как социального механизма.
Наука и высшая школа — это перспектива, это завтрашний день, это будущее государства. В современных условиях развития общества важно научиться превращать научно-технические идеи и достижения в эффективно работающую экономику, в успешные предприятия, в высокооплачиваемые рабочие места, в конкурентоспособный массовый продукт[9].
В настоящее время необходимо создание модели национальной инфраструктуры в республике Татарстан, которая позволила бы обеспечить свободное обращение предприятий к интеллектуальному потенциалу РТ для решения краткосрочных и стратегических производственных задач, т.е., развитие национальной инвестиционной системе, основу которой должны составлять высококвалифицированные кадры — выпускники высшей школы.
Высшая школа, выступающая в качестве интеграционной единицы в системе: образование-наука-производство должна быть ориентирована на обеспечение устойчивого развития РТ.
В настоящее время создание в высшей школе РТ инновационно-инвестиционного механизма, необходимого для комплексного развития региональных предприятий должно позволить республике Татарстан перейти на качественно новый уровень в системе подготовки и распределения участников рынка труда и производственных отношений.
Таким образом, кластерная система образования, а также переход на двухуровневую модель является предметом многих рассуждений и исследований. Однако обсуждение наиболее актуальных вопросов развития современного российского высшего профессионального образования, а так же связанная с ней реализация основных положений Болонской декларации в деятельности образовательных учреждений должно соответствовать основным задачам повышения уровня системы образования как в РТ, так и в рамках РФ в целом, способствуя улучшению качества подготовки специалистов за счет перехода на компетентностно-ориентированное образование, а так же системному развитию инноваций в высшем профессиональном образовании.
Литература
1. Гумерова Л. З. Инновационная деятельность руководителя образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Л. З. Гумерова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html
- Кашбразиев Р.В., Панасюк М.В. Региональные кластеры как форма территориальной организации производства // Актуальные проблемы экономики и права. – 2007. - № 1. – С. 6.
3. Бабочкин П.И. Студент как субъект учебно-воспитательного процесса в Вузе // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / №1 2007
4. Электронный ресурс http://www.ksu.ru/kuoo/gazeta/5/s2.htm
- Социология образования. Т.1. Вып.1. /Под ред. Собкина В. С. - М., 1993
- Социология образования. Т.2. Вып3. / Под ред. Собкина В. С. - М., 1994
- Рубцов В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. - М., 1997
- Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образования // Социологические исследования, - 1997
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М., 1995