Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 982 раза

Библиографическое описание:

Кондакова, В. О. Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект / В. О. Кондакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 474-477. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71526/ (дата обращения: 18.11.2024).



Образование XXI в. не может ограничиваться усвоением личностью только научных знаний, оно должно обеспечивать жизнедеятельность человека в обществе знаний и продолжаться в течение всей его жизни [Шитов, 36]. Императивом развития современного общества становится инновационность, охватывающая в том числе образовательную сферу.

На сегодняшний день в сфере образования происходит внедрение различных инноваций. Каким-то свойственно приживаться, а какие-то так и остаются на уровне «идеи». Основными целями внедрения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) являются обеспечение государственных гарантий доступности и обеспечение равных условий при поступлении школьников в любое высшее учебное заведение страны. Сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ в России существует уже около пятнадцати лет, но однозначного мнения о пользе или вреде этого новшества в педагогической практике нет [Джевала С. С.]. Относительно недавно в высшую школу внедрилась новая образовательная инновация — Федеральный интернет-экзамен бакалавра (ФИЭБ). Спецификой ФИЭБ является не только проверка теоретических знаний, но и оценка умений, навыков и их применение в будущей профессиональной деятельности.

По мнению С. С. Джевала и Л. И. Бутенко, любое нововведение переживает три стадии роста: «этого не может быть», это «естественно» и «так и должно быть» [Джевала С. С.]. Приведенные выше образовательные инновации до сих пор находятся на первой стадии, так как до сих пор не утихают споры по порядку проведения экзаменов и содержанию контрольно-измерительных материалов.

В научной терминологии широкое распространение получили такие термины как «инновация», «инновационное образование», «инновационные технологии».

С. А. Кравченко в социологическом словаре определяет понятие инновация как процесс изменения, связанный с внедрением в жизнь новых элементов материальной и духовной культуры. [Кравченко, с. 140].

Инновации (от лат. innovatio — введение ч.-л. нового) — процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе [Краснова]

По мнению С. Б. Шитова, инновационное образование — это целенаправленный процесс воспитания и инновационного обучения человека, в результате которого у него развиваются творческие способности, формируются навыки самообучения, самосовершенствования, позволяющие ему приобретать знания и опыт для жизнедеятельности в обществе знаний [Шитов, с. 36].

Возникает вопрос, кто измеряет эффективность инноваций?

В рамках нашего исследования на базе Сургутского государственного педагогического университета нами был проведен экспресс опрос с представителями образовательного сообщества. Цель заключалась выяснить, что такое инновация в образовании и их характер сквозь призму мнения экспертов.

Профессорско-преподавательский состав считает, что инновация в образовании — это процесс и результат внедрения новшеств в образовательную практику, признак развития педагогической системы, условие конкурентоспособности образовательной организации. А руководители подразделений утверждают, что это то, что востребовано и будет иметь эффективность как определённый продукт деятельности.

По мнению респондентов, инновации, характерные для современной высшей школы России, это внедрение ИКТ в получении и передаче знаний, дистанционное обучение, введение новых методик преподавания, формирование компетенций, модульная балльно-рейтинговая система, создание образовательных консорциумов (отход от локальных проектов), цифровизация, междисциплинарные исследования, деятельностный подход.

Почти все опрошенные утверждают, что поддерживают инновации, но главное условие «чтобы не мешали рабочему процессу преподавателей и студентов».

По результатам проведенного опроса можно сделать вывод: каждый из опрошенных вкладывает свой смысл в интерпретацию понятия «инновация в образовании», но вопрос об их нужности остается открытым.

Более подробно рассмотрим теоретические направления соотношения традиций и инноваций. Уже в 19 столетии в структуре теоретических подходов, определился ряд противоречий, к изучению проблематики.

Первое направление (К. Маркс иМ. Вебер) заключается в дихотомическом противопоставлении традиции рационализации. При этом традиции считаются пережитком прошлого, их следует устранять, уничтожать в угоду прогрессу, техническому развитию.

Второе направление (О. Конт, Г. Спенсер) — это попытка объяснить, что два данных явления (традиции и инновации) есть взаимосвязанные части единого процесса развития общества, нельзя поступаться традициями в угоду прогрессу, следует учитывать, насколько общество традиционно и, опираясь на традицию, осуществлять инновационное развитие [3].

Третье направление (Э. Дюркгейм. М. Мосс, М. Хальбвакс)заключается в понимании традиции как важнейшего фактора социальной жизни. Традиции выступают в качестве средства адаптации и источником социокультурных инноваций.

В начале XX века возникает интерес к человеку как субъекту деятельности (Г. Тард, Й. Шумпетер и др.) Исследователи концепции инноваций считали, что роль личности является основным элементом инновационной системы. Рассматривая деятельность субъектов инновационного процесса, Л. Я. Косалс использует такие понятия, как инновационное сознание, инновационное поведение, инновационная активность [Е. Г. Павлова, 2009, стр. 107.]

Инновационное сознание, по мнению Л. Я. Косалс, это часть экономического сознания, включающую интересы, цели, мотивы, ориентации, связанные с осуществлением инновационной деятельности. Инновационное сознание акторов высшей школы выступает неким регулятором их инновационного поведения, трактуемого как система действий и поступков, совершаемых субъектом в процессе инновационной деятельности.

Инновационное поведение — это инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. [Инновационное поведение, Кобяк О. В.] В высшей школе инновационное поведение становится массовым, естественным. В качестве высшей формы Л. Косалс выделяет такой его тип, как самостоятельная разработка новшеств и их активное внедрение [Е. Г. Павлова, 2009, стр. 107].

По мнению Н. Ю. Молостова огромное влияние на формирование инновационного поведения личности оказывает инновационное сознание. К особенностям инновационного поведения можно отнести следующий универсально-целостный комплекс качеств личности: 1) интеллект; 2) лидерство; 3) инициативность; 4) коммуникабельность; 5) ответственность; 6) организаторские способности;7) решительность [Н. Ю. Молостова, 2011, стр. 1160].

Проблематика инновационного и традиционного так же может быть рассмотрена сквозь призму теории модернизации. В своем развитии теория предполагает переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному, а далее постиндустриальному. Если традиционные общества характеризуются приоритетом общества над индивидом, ориентацией на устойчивость, стабильностью, установкой на воспроизводство себя в неизменной форме, то в модернизированных обществах, наоборот, приоритет отдается индивиду, его свободам и ответственности, сами же общества характеризуются динамичностью, высокой степенью изменчивости [А. Б. Гофман]. В своё время промышленная революция требовала подготовки большого числа обученных сотрудников. Образование приобрело «массовый характер», основоположником которого являлся Я. А. Коменский. В условиях индустриализации стремительно растет новый класс «образованных людей», происходит диаметральная смена приоритетов: если раньше в большей степени наниматель диктовал свои условия работнику, то теперь новый класс может диктовать требования при трудоустройстве.

В условиях глобализации модернизированные общества имеют особенность быстрее развиваться. Очевидно, что в традиционных обществах основой поведения является традиция. Для модернизированных напротив, характерной чертой является инновация. Таким образом, «знаниевая парадигма» перестала отвечать внешним запросам общества, и на смену ей пришел новый системно-деятельностный подход, основоположниками которого являются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.

В. Панина в статье «Инновационные методы и технологии опережающего обучения в высшей школе» определяет основные различия между традиционными и инновационными школами на уровне образовательных технологий (рис. 1)

Рис. 1.

Традиционная система образования представляет стандартизацию всех охватываемых сфер высшей школы. Основная цель: исполнение госзаказа, т. е. выпуск специалистов с дипломом об окончании вуза. В приоритете остаются пассивные методы обучения, которые имеют одностороннюю образовательную связь преподаватель — студент. Основные методы обучения: традиционная лекция без раздаточного материала и мультимедийного сопровождения, лабораторная работа, практическая работа в виде обсуждения основных содержательных вопросов.

Основной концепт инновационной образовательной деятельности — целеобразование. Именно образовательные технологии формируют у акторов инновационное мышление. С помощью внедрения в систему образования новых технологий (дистанционное обучение, открытые образовательные платформы, электронное портфолио, создание базы «электронный университет и так далее) образовывается новая образовательная парадигма. «Если еще несколько десятилетий назад не было возможности получать образование дистанционно, то на сегодняшний день ведущие российские вузы продвигают данную форму обучения» [Ароянц А. А.]. Традиционные методы обучения неспособны сформировать общие и специальные компетенции, позволяющие выпускнику гибкоориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования [Панина, 316 стр.].

Таким образом, необходимость внедрения инноваций в образовательное пространство в современных условиях развития общества определяется следующими детерминантами:

− преобразования в социально-экономической сфере обусловили необходимость обновления системы образования;

− если раньше внедрённое новшество воспринимали как рекомендацию к использованию, теперь сами акторы высшей школы являются инициаторами инноваций;

− традиционные технологии и методы обучения не всегда отвечают внешним запросам института образования, поэтому необходимо внедрение новых образовательных технологий;

− внедрение деятельностной технологии обучения является образовательной инновацией, а это влечёт массу изменений в организации учебного процесса.

Таким образом, инновации в высшем образовании — это нечто новое для системы высшей школы, внедрение которых приводит к значительным трансформациям внутри системы, вплоть до системных и структурных изменений.

Литература:

  1. Гофман, А. Б. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). — 543 с. 2008
  2. Молостова, Н. Ю. Проблема формирования инновационного поведения у современных подростков: [Текст] / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. С. 1159–1162.
  3. Богданов, А. В. Традиция и инновация как факторы развития политического процесса: [Текст] / Саратовский государственный университет, 2013. С. 93–96.
  4. Павлова, Е. Г. Предрасположенность к инновационной деятельности как социологическая категория: [Текст] // Социология, 2009. № 3. С. 105–111.
  5. Кобяк, О. В. Инновационное поведение [Электронный ресурс] // Социологический словарь. Режим доступа: http:// mirslovarei.com/content_soc/TNNOVACIONNOE-POVEDENIE-11379.html)
  6. Ароянц А. А. Специализированные журналы в контексте подготовки студентов специальности «связи с общественностью» // PR в России: образование, тенденции, международный опыт. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2008. — С. 7–11.
  7. Панина, В. З. Инновационные методы и технологии опережающего обучения в высшей школе [Текст]/ Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 16. С. 316–320
  8. Кравченко, С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10 000 единиц. М., 2004, 511 с
  9. Краснова Н. А. Инновации в экономических теориях разных школ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3476
  10. Шитов, С. Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2009. — № 4(12). — С.35–41.
  11. Джевала С. С., Бутенко Л. И. Инновации в современном образовании, анализ нововведений в оценке качества образования — Единого государственного экзамена // Международный журнал экспериментального образования. — 2017. — № 5. — С. 46–48; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11663
Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, инновационное поведение, инновация, инновационное сознание, дистанционное обучение, духовная культура, инновационная деятельность, образовательная инновация, Павлово, Россия.


Задать вопрос