Встатье рассматривается влияние инноваций на эффективность образовательного процесса. Автор дает обоснование необходимости внедрения инноваций на современном этапе развития общества. Особое внимание в работе уделяется внедрению информационных технологий, как способу создания единой системы, объединяющей традиционное и инновационное образование. Обосновывается мысль о том, что современное образование ставит своей целью развитие умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В целом автор приходит к выводу, что новые технологии в образовании необходимы и должны объединяться с традициями для воспитания конкурентоспособной личности. В целом описание необходимости использования инновационных технологий в образовании может быть полезно как учителям, так и методистам различных уровней.
Ключевые слова: современное образование, информационные технологии, методы и формы обучения, инновации, наука, общественная жизнь.
Почти век назад известный французский политик и экономист Ж. А. Кондорсе сказал: «Образование не должно оставлять человека в момент окончания школы, оно должно охватить все возрасты» [3, с.174]. Это замечание, без сомнения, справедливо и для современного образования. Внедрение системно-деятельностного подхода и многочисленных инноваций в учебный процесс ориентирует нас на то, что человек на начальной ступени образования изучает и усваивает элементарные (впоследствии усложняющиеся с повышением образовательной ступени) способы получения новых знаний. По сути, получая алгоритмы дальнейшей успешной деятельности в любой области, так как непрерывный образовательный процесс не останавливается после завершения школы и вуза, а лишь переходит в область саморазвития. Вместе с тем необходимость саморазвития определяет, насколько специалист сможет оптимизировать свой труд, увеличить его эффективность со снижением затрат. А эффективный специалист необходим для развития Туркестана, так как несет процветание государству. Таким образом, перед современными теоретиками педагогики встает вопрос: как обеспечить мотивацию к процессу обучения у школьников, как развить необходимые навыки самообучения, поиска и переработки информации, какими способами повысить эффективность обучения? Ответ очевиден: решение этих вопросов лежит в области активного внедрения инноваций в педагогический процесс.
Опираясь на изложенные выше рассуждения, необходимо учитывать, что инновации без опоры на традиционные, проверенные временем методы и формы обучения, педагогические идеи классиков дидактики утрачивают свою эффективность. Другими словами, образование было всегда и в современности должно опираться на традиции, опыт поколений, национальное самосознание, но в то же время включать необходимые в условиях современного мира новаторские элементы. Следует всегда помнить об историческом развитии Туркестана, о том, что наша Родина нуждается в личностях, духовно развитых, помнящих свою историю и не допускающих нарушения традиций. Это позволит воспитать конкурентоспособную личность, знакомую с современными технологиями, нравственные основы которой заложены традициями и обычаями предков. Это гармония, к которой, на наш взгляд, должна стремиться образовательная система сегодня.
Согласно К. Ф. Вольфу, «инновация — … преобразование старого в новое» [1, с.113]. Человек, имеющий способность к непрерывному интеллектуальному познанию, обладает не только способностью познавать окружающий мир, но и постоянно расширять свою область познания. Инновации в образовании не в силах изменить процессы высшей нервной деятельности, они лишь дают человеку возможность генерировать новое знание. Педагог в инновационной системе образования выступает не передатчиком знаний и даже не тьютором, сопровождающим обучающегося, а скорее проектировщиком [4]. Именно от его способности видеть цель всего процесса обучения, уметь ставить соответствующие задачи, становящиеся целями освоения отдельных модулей (блоков, уровней), и умения подбирать для реализации этой цели соответствующие инструменты (методы и приемы) и зависит то, насколько качественным получится обучение.
В области педагогического процесса инновации могут затрагивать все аспекты деятельности образовательной организации. От приведения процесса обучения в соответствие новым целям, установленным ГОСО, до обновления содержания обучения и всего спектра форм, методов и технологий организации образовательного процесса. Ключевая тенденция внедрения инноваций в образовании — всеобщая информатизация общества. Современный мир немыслим без вычислительной техники. Компьютеры используются на всех производствах, во многих профессиях без знания информационных технологий невозможно добиться карьерного роста; выпускник школы, незнакомый с новыми компьютерными технологиями, оказывается неконкурентоспособным. Поэтому задачей школы должно становиться формирование такой личности, которая будет успешной в новом мире.
Внедрение компьютерного обучения совершенно не подразумевает отказа от традиций и следования исключительно требованиям прогресса. Ведь Интернет, например, значительно расширяет возможности по изучению тех ресурсов, которые раньше были недоступны. Облачные технологии позволяют не только хранить нужные файлы, но и существенно обогатить потенциал передачи передового педагогического опыта. Обмен опытом происходит не только в рамках, ограниченных территориально, но и по всему государству и даже миру. А ведь именно эта трансляция опыта важна для профессионального развития педагогов, которые так же, как и выпускники, работают в рамках системно-деятельностного подхода и «учатся учиться». Развитие информационных технологий позволяет переносить уроки в формат веб-страниц, когда любой ребенок в онлайн-режиме имеет доступ ко всем материалам урока, интерактивным заданиям, дополнительным сведениям для расширения кругозора и многому другому [2, с.9].
Конечно, инновации в образовании не ограничиваются только информационными технологиями. Это и проектное обучение, и дифференцированное, и развитие критического мышления, и модульные технологии. И это далеко не полный список инструментов, которые может использовать учитель, чтобы его проектирование будущего выпускника достигло своей цели.
Новейшие формы и методы проведения уроков (скрайбинг, квест, интеллект-карты, сторителлинг и др.) уже своим применением создают мотивацию к обучению, когда школьники видят, что их учитель — не «из прошлого», а «из будущего». И, кроме того, способствуют обучению в том формате, который легче воспринимается учащимися — современными детьми. Безусловно, увлекаясь компьютерными технологиями, необходимо помнить о том, что тысячелетняя культура государства не должна оставаться без внимания. Становящаяся сегодня модной этнопедагогика, если отбросить весь популизм, — это бездонный кладезь знаний о культуре и традициях родного народа. И все это богатство можно передавать посредством современных образовательных технологий.
Итак, инновационное образование — это система, которая не только развивает, но и сама развивается. Когда приходит осмысление такой роли образования, тогда и осознается историческая миссия образования: сохранение целостности культуры и народа, национального самосознания, общности старшего и младшего поколения. Образование должно нести развитие каждой личности и общества в целом. Какими же способами это будет реализовываться, будет ли это традиционная система или инновационная, не так важно. Главное состоит в том, чтобы происходило развитие, повышение качества обучения, формирование новой конкурентоспособной личности, которая сможет защитить и привести к процветанию свое государство.
Литература:
- Брылёва У. В. Роль инноваций в развитии современного образования/ У. В. Брылёва // Наука и современность. — 2011. — № 14. -С. 112–118.
- Квасникова Н. М. Построение модели стратегического управления нововведением в образовательном учреждении/ Н. М. Квасникова // Образование и общество. — 2010. — № 2. -С. 9–13.
- Кондорсе, Ж. А. Доклад об общей организации народного образования [Текст] / Ж. А. Кондорсе // Педагогические идеи великой французской революции / Пер. с франц. — М.: Работник просвещения, 1926. — С.163–197.
- Юсупова, Э. Ф. Инновационные процессы в образовании / Э. Ф. Юсупова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 37–39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4921/ (дата обращения: 22.04.2022).