Роль инноваций в современной системе образования Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 28.04.2022

Статья просмотрена: 1060 раз

Библиографическое описание:

Бопиева, Г. Т. Роль инноваций в современной системе образования Казахстана / Г. Т. Бопиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 291-292. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90722/ (дата обращения: 15.11.2024).



Встатье рассматривается влияние инноваций на эффективность образовательного процесса. Автор дает обоснование необходимости внедрения инноваций на современном этапе развития общества. Особое внимание в работе уделяется внедрению информационных технологий, как способу создания единой системы, объединяющей традиционное и инновационное образование. Обосновывается мысль о том, что современное образование ставит своей целью развитие умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В целом автор приходит к выводу, что новые технологии в образовании необходимы и должны объединяться с традициями для воспитания конкурентоспособной личности. В целом описание необходимости использования инновационных технологий в образовании может быть полезно как учителям, так и методистам различных уровней.

Ключевые слова: современное образование, информационные технологии, методы и формы обучения, инновации, наука, общественная жизнь.

Почти век назад известный французский политик и экономист Ж. А. Кондорсе сказал: «Образование не должно оставлять человека в момент окончания школы, оно должно охватить все возрасты» [3, с.174]. Это замечание, без сомнения, справедливо и для современного образования. Внедрение системно-деятельностного подхода и многочисленных инноваций в учебный процесс ориентирует нас на то, что человек на начальной ступени образования изучает и усваивает элементарные (впоследствии усложняющиеся с повышением образовательной ступени) способы получения новых знаний. По сути, получая алгоритмы дальнейшей успешной деятельности в любой области, так как непрерывный образовательный процесс не останавливается после завершения школы и вуза, а лишь переходит в область саморазвития. Вместе с тем необходимость саморазвития определяет, насколько специалист сможет оптимизировать свой труд, увеличить его эффективность со снижением затрат. А эффективный специалист необходим для развития Туркестана, так как несет процветание государству. Таким образом, перед современными теоретиками педагогики встает вопрос: как обеспечить мотивацию к процессу обучения у школьников, как развить необходимые навыки самообучения, поиска и переработки информации, какими способами повысить эффективность обучения? Ответ очевиден: решение этих вопросов лежит в области активного внедрения инноваций в педагогический процесс.

Опираясь на изложенные выше рассуждения, необходимо учитывать, что инновации без опоры на традиционные, проверенные временем методы и формы обучения, педагогические идеи классиков дидактики утрачивают свою эффективность. Другими словами, образование было всегда и в современности должно опираться на традиции, опыт поколений, национальное самосознание, но в то же время включать необходимые в условиях современного мира новаторские элементы. Следует всегда помнить об историческом развитии Туркестана, о том, что наша Родина нуждается в личностях, духовно развитых, помнящих свою историю и не допускающих нарушения традиций. Это позволит воспитать конкурентоспособную личность, знакомую с современными технологиями, нравственные основы которой заложены традициями и обычаями предков. Это гармония, к которой, на наш взгляд, должна стремиться образовательная система сегодня.

Согласно К. Ф. Вольфу, «инновация — … преобразование старого в новое» [1, с.113]. Человек, имеющий способность к непрерывному интеллектуальному познанию, обладает не только способностью познавать окружающий мир, но и постоянно расширять свою область познания. Инновации в образовании не в силах изменить процессы высшей нервной деятельности, они лишь дают человеку возможность генерировать новое знание. Педагог в инновационной системе образования выступает не передатчиком знаний и даже не тьютором, сопровождающим обучающегося, а скорее проектировщиком [4]. Именно от его способности видеть цель всего процесса обучения, уметь ставить соответствующие задачи, становящиеся целями освоения отдельных модулей (блоков, уровней), и умения подбирать для реализации этой цели соответствующие инструменты (методы и приемы) и зависит то, насколько качественным получится обучение.

В области педагогического процесса инновации могут затрагивать все аспекты деятельности образовательной организации. От приведения процесса обучения в соответствие новым целям, установленным ГОСО, до обновления содержания обучения и всего спектра форм, методов и технологий организации образовательного процесса. Ключевая тенденция внедрения инноваций в образовании — всеобщая информатизация общества. Современный мир немыслим без вычислительной техники. Компьютеры используются на всех производствах, во многих профессиях без знания информационных технологий невозможно добиться карьерного роста; выпускник школы, незнакомый с новыми компьютерными технологиями, оказывается неконкурентоспособным. Поэтому задачей школы должно становиться формирование такой личности, которая будет успешной в новом мире.

Внедрение компьютерного обучения совершенно не подразумевает отказа от традиций и следования исключительно требованиям прогресса. Ведь Интернет, например, значительно расширяет возможности по изучению тех ресурсов, которые раньше были недоступны. Облачные технологии позволяют не только хранить нужные файлы, но и существенно обогатить потенциал передачи передового педагогического опыта. Обмен опытом происходит не только в рамках, ограниченных территориально, но и по всему государству и даже миру. А ведь именно эта трансляция опыта важна для профессионального развития педагогов, которые так же, как и выпускники, работают в рамках системно-деятельностного подхода и «учатся учиться». Развитие информационных технологий позволяет переносить уроки в формат веб-страниц, когда любой ребенок в онлайн-режиме имеет доступ ко всем материалам урока, интерактивным заданиям, дополнительным сведениям для расширения кругозора и многому другому [2, с.9].

Конечно, инновации в образовании не ограничиваются только информационными технологиями. Это и проектное обучение, и дифференцированное, и развитие критического мышления, и модульные технологии. И это далеко не полный список инструментов, которые может использовать учитель, чтобы его проектирование будущего выпускника достигло своей цели.

Новейшие формы и методы проведения уроков (скрайбинг, квест, интеллект-карты, сторителлинг и др.) уже своим применением создают мотивацию к обучению, когда школьники видят, что их учитель — не «из прошлого», а «из будущего». И, кроме того, способствуют обучению в том формате, который легче воспринимается учащимися — современными детьми. Безусловно, увлекаясь компьютерными технологиями, необходимо помнить о том, что тысячелетняя культура государства не должна оставаться без внимания. Становящаяся сегодня модной этнопедагогика, если отбросить весь популизм, — это бездонный кладезь знаний о культуре и традициях родного народа. И все это богатство можно передавать посредством современных образовательных технологий.

Итак, инновационное образование — это система, которая не только развивает, но и сама развивается. Когда приходит осмысление такой роли образования, тогда и осознается историческая миссия образования: сохранение целостности культуры и народа, национального самосознания, общности старшего и младшего поколения. Образование должно нести развитие каждой личности и общества в целом. Какими же способами это будет реализовываться, будет ли это традиционная система или инновационная, не так важно. Главное состоит в том, чтобы происходило развитие, повышение качества обучения, формирование новой конкурентоспособной личности, которая сможет защитить и привести к процветанию свое государство.

Литература:

  1. Брылёва У. В. Роль инноваций в развитии современного образования/ У. В. Брылёва // Наука и современность. — 2011. — № 14. -С. 112–118.
  2. Квасникова Н. М. Построение модели стратегического управления нововведением в образовательном учреждении/ Н. М. Квасникова // Образование и общество. — 2010. — № 2. -С. 9–13.
  3. Кондорсе, Ж. А. Доклад об общей организации народного образования [Текст] / Ж. А. Кондорсе // Педагогические идеи великой французской революции / Пер. с франц. — М.: Работник просвещения, 1926. — С.163–197.
  4. Юсупова, Э. Ф. Инновационные процессы в образовании / Э. Ф. Юсупова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 37–39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4921/ (дата обращения: 22.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособная личность, образование, современное образование, инновационное образование, инновация, национальное самосознание, образовательный процесс, процесс обучения, современный мир, том, традиция, форма обучения.


Похожие статьи

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Современные технологии цифровой образовательной среды

Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различн...

Приобретение иноязычной компетенции в российском неязыковом вузе: возможности и проблемы

Автор подчеркивает, что в современных условиях иноязычная компетенция означает прежде всего коммуникативную компетенцию, для формирования которой в российских вузах используются разнообразные средства, в том числе электронные технологии. Рассматривая...

Роль медицинский сестры в охране репродуктивного здоровья женщин в Республике Казахстан

Становление современного здравоохранения выдвигает новые условия и проблемы в нем, но репродуктивное здоровье остается одной из основных проблем, стоящих как перед медицинскими работниками, так и обществом в целом, совокупность социальных, физических...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям

В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...

Мотивированное стремление студентов технических вузов к непрерывному самообразованию при овладении иностранным языком, способствующее успешной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются современные подходы и приемы обучения к активизации деятельности студентов при овладении иностранным языком, что должно привести к их иноязычной профессиональной компетенции. Особенностью данной статьи является то, что для по...

Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека

Цель статьи заключается в выявлении механизмов влияния цифровых технологий на достойную жизнь человека. Методология исследования состоит в логико-гносеологическом анализе проблемы с учётом факторов, определяющих достойную жизнь человека, а также в пр...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС

Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...

Похожие статьи

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Современные технологии цифровой образовательной среды

Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различн...

Приобретение иноязычной компетенции в российском неязыковом вузе: возможности и проблемы

Автор подчеркивает, что в современных условиях иноязычная компетенция означает прежде всего коммуникативную компетенцию, для формирования которой в российских вузах используются разнообразные средства, в том числе электронные технологии. Рассматривая...

Роль медицинский сестры в охране репродуктивного здоровья женщин в Республике Казахстан

Становление современного здравоохранения выдвигает новые условия и проблемы в нем, но репродуктивное здоровье остается одной из основных проблем, стоящих как перед медицинскими работниками, так и обществом в целом, совокупность социальных, физических...

Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления

В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правит...

Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям

В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...

Мотивированное стремление студентов технических вузов к непрерывному самообразованию при овладении иностранным языком, способствующее успешной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются современные подходы и приемы обучения к активизации деятельности студентов при овладении иностранным языком, что должно привести к их иноязычной профессиональной компетенции. Особенностью данной статьи является то, что для по...

Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека

Цель статьи заключается в выявлении механизмов влияния цифровых технологий на достойную жизнь человека. Методология исследования состоит в логико-гносеологическом анализе проблемы с учётом факторов, определяющих достойную жизнь человека, а также в пр...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС

Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...

Задать вопрос