Основные направления модернизации образовательно-научного кластера в целях инновационной трансформации экономики
Автор: Финашина Светлана Александровна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 523 раза
Библиографическое описание:
Финашина, С. А. Основные направления модернизации образовательно-научного кластера в целях инновационной трансформации экономики / С. А. Финашина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1452/ (дата обращения: 16.01.2025).
Сутью инноваций являются человеческая изобретательность и предпринимательский дух, то есть человеческий капитал. В наше время научно-технологических ноу-хау, продвигаемых талантливыми учеными и предпринимателям, их разнородными знаниями, требуется все больше. Инновация основывается на обширном и соответствующем образовании, которое способствует формированию предпринимательских навыков, активности и способности творчески самореализоваться, освоению работы в сетевых коллективах.
Исчерпание возможностей экономического роста на основе существующего технологического уклада - это одна из причин экономического кризиса 2008-2011 гг. Экономикам необходим рост, причем на основе рычагов долгосрочного действия. В этих условиях особое значение приобретает состояние системы высшего профессионального образования как источника интеллектуального капитала и необходимых компетенций. Необходимы значительные изменения в технологической и организационной базе как отдельных стран, так и мировой экономики. От того, как то или иное государство трансформирует свою структуру, приспособится к новым глобальным вызовам, зависит его позиция в посткризисном мире.
По индексу глобальной конкурентоспособности (The Global Competitivness Index) Российская Федерация уступает странам G8 и БРИК. По значению этого индекса в области инноваций и факторов сложности бизнеса Россия в 2009 – 2010 гг. также уступала странам G8 и БРИК (рисунок 1).
Индекс инновационного потенциала (Innovation Capacity Index) Российской Федерации в 2009 – 2010 г. (рисунок 2) составил 52,8 ед., что превышает уровень остальных государств БРИК, но существенно уступает показателям стран G8.
Подобные данные свидетельствуют, что для повышения конкурентоспособности нашей страны необходимо развитие человеческого потенциала и системы поддержки науки, образования и национального управления. Переход на инновационный путь развития предъявляет качественно новые требования к человеческому потенциалу и институтам, которые обеспечивают его развитие.
В существующих условиях наиболее реальными агентами развития образования представляются:
государство;
бизнес-сектор как непосредственный потребитель результатов профессионального образования;
корпус менеджеров, осуществляющих управление образовательными организациями [3, с. 34].
Рис. 1 – Индекс глобальной конкурентоспособности в области инноваций и факторов сложности бизнеса стран G8 и БРИК в 2009–2010 гг. [1]
Рис. 2 – Индекс инновационного потенциала стран G8 и БРИК в 2009–2010 гг. [2]
С 1990-х гг. начался процесс реформ, вызванный стремлением обновить образовательную деятельность в соответствии с новой политико-экономической ситуацией. Девяностые характеризуются острой нехваткой финансирования и размежеванием науки и образования, что отрицательно сказалось на уровне образования и, как следствие, социально-экономической ситуации. Первое десятилетие XXI века для сектора науки и образования в России характеризуется усилением централизации управления системой высшего образования, а также поиском путей обеспечения взаимодействия образования и науки.
Современный этап характеризуется пересмотром роли, которую университеты и государственные научно-исследовательские организации играют в их экономике. Часто университеты рассматриваются только в качестве проводников образования, а не в качестве основных центров инноваций. Это не обоснованная и не соответствующая ни истории университетов, ни их нынешней деятельности оценка. Зачастую высшие учебные заведения позволяют установить связь между наукой, образованием, игроками бизнеса и государством. Часто вузы выступают в качестве якорей, которые местные кластеры используют для участия в глобальных сетях.
Рассмотрим сферу образования и науки Ставропольского края в период с 2005 по 2010 гг. Как видно из рисунка, число государственных самостоятельных высших образовательных учебных заведений в крае оставалось на одном уровне в 9 вузов на протяжении всего рассматриваемого периода. Это закономерно и обусловлено стабильностью этих учебных заведений. Однако число филиалов государственных самостоятельных высших учебных заведений колебалось от 40 филиалов в 2005 году до 37 в 2010. Наибольшее число филиалов было отмечено в 2007 и 2008 гг. Уменьшение числа филиалов связано с политикой Министерства образования и науки Российской Федерации по сокращению подведомственных филиалов. При рассмотрении данных о количестве предприятий, выполнявших научные исследования и разработки, можно отметить, что движение этой кривой напоминает движение кривой числа филиалов государственных вузов, при этом число предприятий увеличилось с 14 в 2005 году до 16 в 2010 г. Сокращение числа филиалов вузов, предприятий, занимавшихся НИР, по сравнению с 2007-2008 гг., а также необходимость повышения качества образования, облегчения адаптации региональных вузов к изменениям внешней экономической среды актуализируют необходимость взаимодействия кластерного типа между наукой и образованием.
Среди основных проблем управления высшим профессиональным образованием в регионах России, тормозящих развитие региональной высшей школы, необходимо отметить:
отсутствие объективной оценки потребности региона в трудовых ресурсах;
недостаточную гибкость организационной структуры, что не позволяет «настраивать» систему образования в регионе в соответствии с необходимыми стандартами качества подготовки специалистов;
устаревшую материально-техническую базу региональных высших учебных заведений;
отсутствие на региональном уровне управления необходимых административных и финансовых рычагов для эффективного воздействия на региональную образовательную систему [6, с. 15].
Рис. 3 – Динамика числа вузов и предприятий, занимавшихся научными исследованиями и разработками в Ставропольском крае с 2005 по 2010 гг. [По материалам 4, с. 4 и 5, с. 3].
Необходимость модернизации образовательно-научного кластера как на региональном, так и на федеральном уровнях, в том числе и за счет современных информационных и информационно-коммуникационных технологий, становится особенно заметной в условиях реформ образования и науки последних лет, Болонской системы и, прежде всего, требований экономики знаний.
В первый этап инновационного развития российской экономики с 2008 по 2012 годы, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, к основным приоритетам социальной и экономической политики относят завершение формирования национальной инновационной системы, модернизацию фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования [7].
Следующим шагом с целью стимулирования разработки и внедрения технологических инноваций в реальном секторе отечественной экономики, стало создание Проекта Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [8]. Согласно этому проекту, ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. А достижение глобальной конкурентоспособности научного комплекса требует решения целого ряда задач, включая: повышение качества кадрового потенциала; повышение эффективности сектора исследований и разработок, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций; наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях; развитие механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса. Типам соединения научных разработок с их практической реализацией в иностранных государствах посвящен обзор инновационных кластеров в ряде стран Министерства экономического развития Российской Федерации [9].
Федеральные государственные образовательные стандарты [10] также ставят новые задачи перед системой образования, которые можно решить, в том числе, и за счет области информационных технологий.
В начале XXI в. индивидуум уже не может обеспечить свою конкурентоспособность на протяжении всей жизни на базе образования, полученного в университете в юности. Существует множество причин, по которым современный человек вынужден встраиваться в процесс life-long learning. Возникновение понятия life-long learning («образование на протяжении всей жизни») ни в коем случае не есть дань моде, а является следствием постепенной трансформации образования как важнейшего элемента социальной структуры [11, с. 57].
При переходе к инновационному образованию возникает проблема поиска новых педагогических позиций и новых образовательных компетенций при подготовке специалистов разного уровня. Инновационная экономика требует «быстрой» подготовки кадров высокой квалификации, способных «мгновенно» осваивать новые профессиональные позиции, легко адаптироваться к новым условиям и командам, не теряя высокого уровня квалификации. Поэтому требования к качеству инновационного образования со стороны экономики связаны и с сокращением времени на профессиональную подготовку, и с более высоким уровнем профессионализма выпускников [12, с. 300]. В частности, при модернизации образовательно-научного кластера необходимо найти способы, позволяющие эффективно как для преподавателя, так и для студента, сочетать научно-исследовательскую деятельность и учебную. Одним из таких путей является налаживание системы электронного взаимодействия. Важность эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в образовании обусловлена изменениями в нашем обществе, его информатизацией, требованиями, выдвигаемыми укладом экономики знаний, концепцией life-long learning.
Среди значимых тенденций в области информатизации образования можно отметить:
внедрение электронного управления вузом,
обучение в среде технологий e-learning;
влияние Интернета на все сферы деятельности людей;
активное информационное наполнение Интернета рядовыми пользователями, в том числе из сектора науки и образования;
рост количества коммуникаций работников сферы науки и образования в Интернет;
энергичное внедрение непрофильных технологий веб 2.0 в образовательной и научной среде;
возможности создания виртуальных рабочих сред для студентов с целью эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с наукой и бизнесом.
Также последнее время широко обсуждается проектный подход в образовании. Это связано с разработкой Федеральных государственных образовательных стандартов. Одним из видов деятельности, которыми должен владеть магистр в соответствии с этими стандартами, является проектная. Магистр должен уметь разрабатывать стратегические концепции и бизнес-проекты, осуществлять работы по их реализации, проводить оценку качества и эффективности этих проектов. Однако овладеть навыками проектирования можно только в практической деятельности. Вовлечению в практическую и научную деятельность способствует активное использование электронного обучения.
Как показывает наличие большого количества проблем в области взаимодействия науки и бизнеса, необходимо особое звено между ними. Таким звеном стал класс «новых предпринимателей» экономики знаний, которые находятся на пересечении интересов бизнеса и науки и занимаются продажей идей ученых, а также схем производства традиционным предпринимателям. Предприниматели общества знаний будут иметь особенные компетенции, которые позволят им строить эффективные коммуникации с представителями как академической культуры, так и бизнес-культуры [13, с. 83]. В свою очередь, перед системой высшего образования стоит задача по налаживанию подготовки именно таких инновационных предпринимателей.
В условиях постиндустриального общества система образования становится определяющим фактором социально-экономического развития. Инновационность образования и пути ее достижения – важнейшие цели модернизации образовательно-научного кластера. Инновационная экономика требует изменений от большой части явлений общественной жизни, эти изменения являются условиями функционирования в реалиях постиндустриальной эпохи. Наука и образование не могут не участвовать в этом процессе, постоянное воспроизводство инноваций происходит на основе инновационных идей людей особого склада.
Задачи современного образования и науки состоят в том, чтобы определить основные направления модернизации образовательно-научного кластера, который и должен производить высококвалифицированных ученых и специалистов, способных создавать инновации. На наш взгляд, такими направлениями могут быть выработка инструментов налаживания взаимодействия реальных агентов образования; пересмотра роли университетов как центров инноваций; разработка программ обучения инновационных менеджеров и предпринимателей. В сфере образовательных программ необходимо обеспечение программ для life-long learning, а также его инфраструктуры; насыщение образовательной среды разнообразными образовательными услугами; активное внедрение e-learning и использование непрофильных веб-технологий. Выработка корректных процедур мониторинга успешности проводимых действий поможет оценить эффективность реализуемых мероприятий. Модернизация образовательно-научного кластера по таким направлениям поможет инновационной трансформации экономики Российской Федерации.
Литература:
The Global Competitiveness Report 2009-2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://members.weforum.org/documents/GCR09/index.html
The Innovation for Development Report. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.innovationfordevelopmentreport.org/Report2009/
Галкин В.В. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В.В. Галкин, Д.С. Зуева, А.Е. Волков, А.А. Климов, Д.С. Конанчук, П.Б. Мрдуляш / под ред. А.А. Климова. – М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010. – 104 с.
Высшие и средние специальные учебные заведения в крае. Статистический сборник. – Ставрополь: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2011. – 43 с.
Научно-техническая, инновационная деятельность предприятий, организаций Ставропольского края за 2010 год. – Ставрополь: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2011. – 19 с.
Шимко П.Д. Методология управления услугами высшего профессионального образования в регионе на интеграционной основе: автореф. дис. д-ра экон. наук / Шимко Петр Дмитриевич. – Санкт-Петербург, 2010. – 36 с.
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/doc1248450453794
Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1
Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах (Министерство экономического развития Российской Федерации), 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depSvod/doc20110531_04#
Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
Филонович С.Р. Life-long learning: последствия для высшей школы / С.Р. Филонович // Вопросы образования, 2009. – № 4. С. 55 – 66.
Васильев В.Г. Опыт, высокий профессионализм и качество образования / В.Г. Васильев // Вопросы образования, 2009. – № 2. С. 300 – 305.
Шиверских М.Р. Взаимодействие предпринимательской и академической культуры в экономике знаний / М.Р. Шиверских // Вопросы образования, 2010. – № 4. С. 70 – 83.