Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 2601 раз

Библиографическое описание:

Графина, Е. М. Приоритетные инновации в образовании / Е. М. Графина, Т. П. Мареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3 (110.3). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27157/ (дата обращения: 16.12.2024).



Приоритетные инновации вобразовании

Графина Екатерина Михайловна, студент; Мареева Татьяна Павловна

Орловский государственный аграрный университет

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Ключевые слова: модернизация образовательного процесса, портфолио, организационное обеспечение, научно-педагогическое обеспечение, инновационная направленность.

В последнее время модернизации социальной и экономической составляющим общества уделяется значительное внимание. Речь здесь идет не только о проработке определенных механизмов взаимодействия и осуществления ряда государственных программ, а скорее об эффекте, связанном с их реализацией. Ориентация на экономику знаний для России в этой связи порождает множество различных вопросов в области образования, ибо именно эта сфера является основной «кузницей кадров» нового общества [4].

На сегодняшний день, при оценке качества образовательных услуг в Российской Федерации, следует выделить ряд негативных проявлений: низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления; слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров; недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики; отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности [6].

С другой стороны, нельзя не отметить положительные тенденции, проявляющиеся в виде реализации приоритетных национальных проектов, различных федеральных и региональных программ поддержки, а также комплексная материально-техническая модернизация образования. Последняя представляет собой процесс, который, на наш взгляд, должен опираться не только на прошлый мировой и отечественный опыт, но и прогнозировать общие тенденции развития в будущем. Необходимо не просто перенимать современные технологии в области и адаптировать их в стране, но прорабатыватьи создавать качественно новые образовательные институты на той существующей материально-технической базе с активным государственным и частным инвестированием.

В России происходит формирование новой системы образования, ориентированной на глобальное образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными инновациями как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы. Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности — это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы [9].

В своей статье мы рассмотрим приоритетные инновации, которые, по-нашему мнению, могли бы улучшить образование.

  1. Портфолио

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике. Помимо этого бытует мнение, что школа XXI-го века — это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании. Однако, не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя. Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется. Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются: повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»; раскрытие личных способностей каждого школьника; постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития. развитие положительных нравственных качеств; развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях; мотивация стремления к самосовершенствованию. «Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам. Портфолио школьника — это первый шаг на этапе формирования собственногоЯ ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции. Среди особенностей портфолио школьников можно выделить: портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке; портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений; портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах — социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию. портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения. применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха». [3,4]

  1. Усовершенствование организационного обеспечения системы образования.

Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации способствует удовлетворению спроса работников и предприятий на актуальные знания, навыки, компетенции, соответствующие быстро меняющимся тенденциям научно-технологического и социального развития, а также созданию институциональных условий, позволяющих предприятиям наиболее эффективно осуществлять повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров, а работникам — активно участвовать в различных формах непрерывного образования.

В последние годы ЕГЭ — предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности.

Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.

Во-первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.

Во-вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенции учеников.

В-третьих, созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования. [2]

Важнейшие направления инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического обеспечения системы образования.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Таким образом, нашему образованию требуется ещё много доработок, чтобы стать лучше и доступнее. Но главным образом, образование можно улучшить через развитие мотивации к обучению у детей. Уровень образования зависит также от компетентности педагогов. [2]

Литература:

  1. Инновации в образовании. Макарова Светлана Эдвардовна ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» кандидат филосовских наук, доцент кафедры философииhttp://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538
  2. Инновационные процессы в образовании. Важнейшая инновационнаядеятельность в образовании. http://otveti-examen.ru/pedagogika/22-voprosy-k-ekzamenu-po-innovatsionnym-protsessam-v-obrazovanii.html?start=11
  3. Кузнецова М. С., Турек Ю. И., Польшакова Н. В. Место и роль информационных технологий в экономической науке и практике //Сборник: Современное общество, образование и наукасборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 89–91.
  4. Юдакова А. В., Польшакова Н. В. Внедрение информационных технологий в образование студентов // Сборник:Инновации, качество и сервис в технике и технологияхСборник научных трудов 5-ой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А. А.. Курск, 2015. С. 374–376.
  5. Фатеева И. А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом [Текст] / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. — 2012. —№ 12. — С. 526–528. http://www.moluch.ru/archive/47/5923/
  6. Яковлев А. С. Механизм образовательного процесса и необходимость его совершенствования./А. С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. — № 4(14), 2010, С. 127–131
  7. Яковлев А. С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А. С. Яковлев. — автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 — Экономическая теория, 2012, 24с.
Основные термины (генерируются автоматически): образование, инновация, педагогическая деятельность, портфолио, процесс, учитель, инновационная деятельность, инновационная направленность, непрерывное образование, передовой педагогический опыт.


Ключевые слова

портфолио, модернизация образовательного процесса, организационное обеспечение, научно-педагогическое обеспечение, инновационная направленность

Похожие статьи

Стимулирование инновационного развития в сельском хозяйстве

В статье рассматривается разработка практических рекомендация и теоретическое обоснование по совершенствованию государственного стимулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства. Раскрыта сущность понятия «инновационное развит...

Инновационная деятельность медицинской организации: состояние и перспективы развития

В данной публикации рассматривается тема инновационного развития медицинских организаций. В статью включены рекомендации по внедрению инновационных программ в здравоохранение с целью оптимизации работы лечебных учреждений. Объясняется значимость рыно...

Приоритетные направления развития инновационных проектов

В статье рассмотрены основные направления развития науки и техники, изложены основные виды и разделы инновационного проекта, основные критерии инновационных проектов.

Управление инновациями в ДОУ

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Закономерности развития института предпринимательства и его место в процессе модернизации системы экономических отношений России

Статья содержит обоснование необходимости инновационного развития институтов предпринимательства. Выявлены проблемы, тормозящие процесс внедрения современных технологий в отечественные предприятия, указаны стимулирующие факторы. Доказана необходимост...

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Проблемы развития инновационного менеджмента на предприятиях

В работе рассмотрены и определены основные факторы, замедляющие инновационное развитие российских предприятий, а также предложены меры по реализации стратегии стимулирования и развития инновационной активности.

Похожие статьи

Стимулирование инновационного развития в сельском хозяйстве

В статье рассматривается разработка практических рекомендация и теоретическое обоснование по совершенствованию государственного стимулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства. Раскрыта сущность понятия «инновационное развит...

Инновационная деятельность медицинской организации: состояние и перспективы развития

В данной публикации рассматривается тема инновационного развития медицинских организаций. В статью включены рекомендации по внедрению инновационных программ в здравоохранение с целью оптимизации работы лечебных учреждений. Объясняется значимость рыно...

Приоритетные направления развития инновационных проектов

В статье рассмотрены основные направления развития науки и техники, изложены основные виды и разделы инновационного проекта, основные критерии инновационных проектов.

Управление инновациями в ДОУ

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Закономерности развития института предпринимательства и его место в процессе модернизации системы экономических отношений России

Статья содержит обоснование необходимости инновационного развития институтов предпринимательства. Выявлены проблемы, тормозящие процесс внедрения современных технологий в отечественные предприятия, указаны стимулирующие факторы. Доказана необходимост...

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Проблемы развития инновационного менеджмента на предприятиях

В работе рассмотрены и определены основные факторы, замедляющие инновационное развитие российских предприятий, а также предложены меры по реализации стратегии стимулирования и развития инновационной активности.

Задать вопрос