Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочнение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В таких условиях буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса вынуждены обращаться к инновационному менеджменту.
Инноваторы необходимы предпринимателям для повышения эффективности производств, внедрения новейших технологий, снижения издержек. Но существуют определенные сложности в управлении инноваторами. Как показывает практика, отличительные деловые качества, присущие инноватору таковы: креативность, мобильность, постоянный поиск нового, может быть и не совсем логичного на данном этапе развития общества, но нового и логичного для самого искателя. Здесь могут иметь место высокая степень коммуникации, открытости и иррационализма. Требуются особы условия подготовки таких специалистов.
В РФ на настоящий момент ведется широкая подготовка менеджеров. Но в основном это менеджеры широкого профиля (специальность «менеджмент организации»), либо профильных отраслей (например, специальность «менеджмент в нефтегазовой промышленности»). Однако как таковых специалистов по управлению инновациями и инноваторами следует готовить. Инноваторы – это специалисты, работающие на грани творчества и точных наук, технологий. Руководить ими могут менеджеры с творческим подходом.
Современная система образования во всем мире строится в соответствии с двумя концепциями: непрерывного и опережающего образования. Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создает для нее оптимальные условия для такого движения, то есть осуществляется переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». Опережающее образование означает следующее: уровень развития системы общего и профессионального образования должен опережать и формировать уровень развития личности, общества и производства, его техники и технологии (производство рассматривается в самом широком смысле, включая и материальное, и духовное производство). Концепции непрерывного и опережающего образования в данный период времени находят практическое применение в практике ведущих мировых образовательных центров и транснациональных корпораций. Успешное внедрение концепций влечет наиболее эффективное развитие бизнеса и личности как специалиста [4].
Важно, чтобы специалисты по управлению инноваторами обучались в соответствии с обозначенными выше концепциями. В то же время сейчас подготовка специалистов по управлению инновациями ведется в различных формах:
- отдельные дисциплины в вузах (основы инноватики);
- специальность в вузах;
- краткосрочные курсы в консультационных и инжиниринговых центрах
- долгосрочные курсы с разработкой индивидуального инновационного проекта – наиболее эффективны.
Однако необходимо учитывать такие особенности подготовки специалистов, как:
1) необходим значительный объем самостоятельной работы слушателей
2) обязателен подбор преподавателей из числа профессионалов-практиков
3) программы целесообразно осуществлять без отрыва слушателей от работы и обеспечивать оригинальными учебными пособиями
В обучении менеджеров есть некая двоякость: для менеджеров из разных областей деятельности есть некие общие принципы работы. Управлять инновациями — значит уметь увеличивать их стоимость. В этом основной смысл и цель работы менеджера. В то же время управление инновациями строится на различных практических подходах. В связи с этим большинство преподавателей в Европе — профессиональные консультанты консалтинговых фирм или реальных инновационных компаний. В качестве еще одного момента бенчмаркинга стоит упомянуть об известной программе "Коммерциализация науки и технологии" Техасского университета в городе Остин – в ней преподаватели поднимают вопросы, связанные с правовой охраной, управлением интеллектуальной собственностью [2].
В России на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ введены разнообразные обучающие программы, но их эффективность, как показывает практика, оставляет желать лучшего. Зачастую пытаются просто внедрить скопированные европейские и американские программы, минимально адаптируя их к российским условиям [3].
На данный момент в России слабые условия для поддержки и развития инноваторов: работа специалистов разрознена, нет единого информационного центра. Практически не ведется статистика изобретательства. Институт защиты интеллектуальной собственности только начинает развиваться. Между изобретением и внедрением его в производство и дальнейшую реализацию проходит достаточно большой промежуток времени. В связи с этим необходимо создание механизма, который выделил бы инноваторов, способствовал воплощению их идей, юридически консультировал, а также помогал бы при их ущемлении их прав.
В связи с развитием научного прогресса России, обусловленным экономическими, политическими факторами, необходимость поддержки инноваторов ярко выражена. Реализующиеся программы недостаточно эффективны. Однако намеченная позитивная тенденция дает надежду на благоприятное научное развитие не только науки и инноваций, но и на качественный кадровый состав и потенциал тех людей, которые ведут непосредственно работу с инноваторами и результатами их деятельности.
В качестве решения проблемы стоит рассмотреть такой вариант. Предлагается идея создания информационно-аналитического центра, который будет интегрировать предложения инноваторов и спрос предпринимателей и государства, способствовать развитию потенциала, а также мотивации самих инноваторов. Информационно-аналитический центр «Союз инноваторов» должен иметь определенную организационную структуру и включать как минимум шесть достаточно крупных отделов: юридический отдел, планово-экономический отдел, образовательный отдел, благотворительный фонд, отдел по работе с инноваторами и инновациями, отдел по работе с «потребителями» инноваций. Центр должен быть организован на независимой основе (т.е. непосредственно не связан ни с вузами, ни с администрацией города, ни с каким-либо предприятием). Впоследствии предполагается развитие сотрудничество с тремя основными элементами внешней среды.
- Литература:
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
- Зинов В. Государственная политика России в области развития науки и технологий подразумевает взаимосвязь двух базовых направлений: формирование национальной инновационной системы и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса// Цифровая библиотека Украины, рубрика: сфера образования. – 2006. - 27 октября.
- Зинов В. Инновационный процесс: все решают кадры // Экономика России: ХХI век. – 2006 - № 19.
- Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / Под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003.