В современных экономических условиях функционирование и дальнейшее развитие машиностроительных предприятий напрямую зависит от их инновационной активности. Однако, как свидетельствуют статистические данные последних лет, промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере. Важным является принятие активных мер по его преодолению и стимулированию инновационной деятельности. В данных условиях особое значение приобретает оценка экономической эффективности инноваций, а также выявление специфики и особенностей развития инновационной деятельности в отечественном машиностроении. Несмотря на многочисленные исследования ученых в области инноваций необходимо отметить недостаточную разработанность методики оценки эффективности инновационной деятельности. Существующие в литературе подходы представляют собой рекомендации по решению отдельных вопросов данной проблемы, которые нуждаются в дальнейшем развитии, углублении и систематизации. Поэтому рассматриваемый нами вопрос является весьма актуальным.
Машиностроение представляет собой промышленный комплекс, изготавливающий с помощью наукоемких технологий средства производства, транспорта, оборонную продукцию, а также предметы потребления. Сегодня оно объединяет девять бывших отраслевых министерств, насчитывает в своем составе около 1650 крупных и средних предприятий с численностью работающих более 2,2 млн. человек. Машиностроительный комплекс является базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.[1, c.47]
Сегодня в России доля машиностроения в выпуске промышленной продукции составляет около 20%. Следует отметить, что объемы машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах (США, Германия, Япония) составляют от 36 до 45%, что обеспечивает возможность перевооружения промышленности в этих странах каждые 7-10 лет. В России темпы обновления технологической базы составляют от 0,1 до 0,5% в год, а выбытие основных фондов – от 1,5 до 2,5%, что во многом определяет технический уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.[2,c.123]
Инновационная активность машиностроительных предприятий и объясняется, главным образом, их экономическим положением, хотя объективная потребность в нововведениях существует в производстве постоянно. Главной причиной осуществления инноваций (75-80%) является расширение ассортимента выпускаемой продукции. Инновации, обеспечивающие конкурентоспособность, имеют небольшой удельный вес: достижение современным требованиям качества – 25-30%, повышение эффективности – 15-20%.[2,c.126]
Анализируя последние годы преобразований, необходимо признать, что большинство экономических показателей ухудшились почти в два раза. Основными причинами такого положения стали:
1. Попытка спонтанного (без стратегии) перехода с административно-плановой системы управления экономикой страны сразу к рыночной экономике.
2. Переход с естественно-научного (немецкого) подхода к подготовке специалистов, применявшегося в России почти 300 лет, к гуманитарному (американскому) подходу.
3. Отказ на всех уровнях управления от методов научного планирования: системного анализа, программирования, оптимизации, программно-целевых методов и т.д.
4. Разработка законопроектов не для переходной экономики, а сразу для рыночной.
5. Слабое государственное регулирование экономики.
По сравнению с другими отраслями машиностроительная отрасль характеризуется: самым высоким уровнем проведения собственных НИОКР – 45% от опрошенных предприятий; самым высоким процентом внедрения новой продукции – 74% предприятий; вторым местом по внедрению новых технологий (40%) после предприятий химической и нефтехимической промышленности; достаточно высоким уровнем приобретения нового оборудования - 55% опрошенных предприятий; обучением и подготовкой персонала занимались 46% предприятий; процент предприятий, проводивших маркетинговые исследования составил 38% (самый высокий показатель); количество предприятий, занимавшихся покупкой патентов и лицензии невелико во всех отраслях, а в машиностроении составило 8%. [3, c.74]
Рассмотрим некоторые особенности машиностроительного производства, влияющие на характер инновационной деятельности в продуктовой и технологической сферах отечественного машиностроения.
Существенной особенностью инновационной деятельности в машиностроении следует считать постоянно увеличивающиеся темпы изменения потребностей в машинотехнической продукции, связанных с революционным влиянием развивающегося научно-технического прогресса. С учетом жесткой конкурентной борьбы, машиностроительные фирмы не всегда имеют возможность достаточно точно прогнозировать продолжительность жизненного цикла нового товара, таким образом, создание конкурентных преимуществ должно осуществляться за счет максимального сокращения исследовательской, предпроектной и подготовительной фаз развития нововведения. Указанная ситуация должна решать на пути установления баланса между потребностью массового выпуска машинотехнических изделий и требований к предельной гибкости используемых технологических процессов.
Наличие большого количества разноплановых технологических операций влечет за собой необходимость инновационных действий по всем направлениям производственного комплекса. Продуктовая инновационная деятельность на машиностроительном предприятии не может осуществляться путем внесения изменений в одну технологическую операцию. Предприниматель должен быть готов к внедрению целой гаммы нововведений, зачастую не связанных между собой, что в свою очередь, требует привлечения научно-технического потенциала из противоположных научных сфер.
Одной из основных особенностей продуктовой инновационной деятельности на предприятиях следует считать высокую степень наукоемкости и конструктивной сложности окончательного продукта. В этой связи на первый план выходит научно-исследовательская и опытно-конструкторская стадии жизненного цикла. Особые требования должны быть предъявлены к научному потенциалу фирмы. Финансовая составляющая процесса выпуска нового продукта (расходы на НИОКР в отношении к объему продаж) в передовых машиностроительных фирмах Запада достигают по данным зарубежных исследователей до 7-10%, что позволяет данным предприятиям оставаться безусловными лидерами в своих отраслях. Активная инновационная деятельность на машиностроительном предприятии невозможна без наличия мощного кадрового потенциала (сложившиеся научные команды во главе с признанными лидерами-экспертами) и развитой материально-технической составляющей исследовательской деятельности, количественная величина которой может быть определена путем сравнения стоимости экспериментально-лабораторной базы и стоимости основных активов фирмы.[1, c.51]
Значительные издержки, которые машиностроительное предприятие несет при внедрении технологических или продуктивных нововведений, чреваты колоссальными потерями, возникающими в случае негативного развития внешних и внутренних процессов на фирме. Существенный выигрыш, достигаемый в результате успешного внедрения нововведения, может обернуться невосстановимым катастрофическим проигрышем ввиду реализации какого-либо рискового события. Практически каждое начинание в области нового машинотехнического продукта связано с необходимостью привлечения большого инвестиционного ресурса, доступ к которому может быть открыт действующими финансово-кредитными институтами только при условии высочайшей степени экономической обоснованности проекта.
С учетом представленных выше особенностей продуктово-технологической инновационной активности в машиностроении в рыночных условиях многократно повышаются требования к научному обоснованию номенклатуры выпускаемой продукции.
Дальнейшее развитие российского машиностроительного комплекса возможно при решении ряда проблем. Остановимся на них.
Одной из самых сложных проблем в машиностроении является моральный и физический износ технологического оборудования, достигающий в подотраслях 60-80%. При этом инвестиционные вложения предприятий крайне малы, и темпы выбытия оборудования в 3-5 раз превышают темпы ввода новой техники. По данным Госкомстата РФ оборудование, которое можно назвать современным (срок эксплуатации которого меньше 5 лет), составляет по отрасли менее 5%.[2, c.164]
Такое положение складывается по ряду причин. Во-первых, многие предприятия загружены всего на 30-50% от своей мощности (в 2010 г. средняя загрузка в машиностроении составила 45%), что предопределяет недостаток у них не только инвестиционных, но и оборотных средств. Эта ситуация, в свою очередь, связана с недостаточной развитостью внутреннего рынка машиностроительной продукции и недостаточной конкурентоспособностью многих видов продукции на мировых рынках. При этом опыт электроэнергетики, где продукция вполне конкурентоспособна, и на мировых рынках (до 70% продукции эта отрасль поставляет на экспорт) показывает, что отсутствие развитого внутреннего рынка – это все же главное препятствие.
Еще одна существенная проблема заключается в том, что машиностроительный комплекс (за исключением, может быть, автомобилестроения) слабо структурирован. В нем существуют многие весьма сильные ассоциации, объединения, группы, часть из них создается под непосредственным влиянием Минпромнауки России. Однако, в ряде подотраслей степень интеграции пока явно недостаточна. Это снижает устойчивость отрасли по отношению к ценовым колебаниям, снижает ее инновационный потенциал, не позволяет осуществлять отдельным предприятиям достаточные вложения в ниокровские работы, ограничивает возможности проведения масштабных маркетинговых исследований, рекламных кампаний, требующих серьезных финансовых затрат. Проблемы укрупнения и укрепления структурных связей особенно обостряются в связи с процессами глобализации, идущими в мире. Крупные транснациональные корпорации, конкурируя с российскими разрозненными производителями (как на мировом, так и на внутреннем рынках) и обладая несомненным финансовым, интеллектуальным и организационным превосходством, легко завоевывают ниши рынка, принадлежавшие ранее российским фирмам. Отвоевывать их, затем оказывается всегда намного сложнее.[3, c.162]
К этой же проблеме примыкают вопросы развития лизинга дорогостоящей машиностроительной продукции и поддержка (в т.ч. со стороны государства) экспорта высокотехнологичных и наукоемких изделий. Учитывая, что, например, из имеющегося в стране станочного парка в 2,5 млн. единиц оборудования около 1,5 млн. единиц уже выработали свой амортизационный ресурс, трудно себе представить, что предприятия многих отраслей смогут в короткие сроки обновить свой производственный аппарат без необходимой государственной поддержки.
В качестве основных факторов, сдерживающих инновационную деятельность, выделяются: недостаток собственных финансовых средств (15,7%) и высокая стоимость нововведений (10,3%).Среди других причин, препятствующих проведению инноваций, следует отметить низкий инновационный потенциал организаций (6,4%), неразвитость рынка технологий (4,6%), длительные сроки окупаемости инновационных проектов (6,6%) и неопределенность сроков инновационного процесса (3,4%).[2, c.165]
Преобразование и развитие машиностроения, как приоритетной отрасли промышленности, должно осуществляться путем ее реструктуризации, на основе эффективных хозяйственных и правовых механизмов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность отечественных товаропроизводителей по выпуску наукоемкой конкурентоспособной продукции. Важная роль при этом принадлежит государству.
Поэтому государство должно принимать на себя часть непосредственных расходов на науку. Такое решение проблемы создает дополнительные трудности, связанные с распределением бюджета. Трудности заключаются в том, что инвестиции в сферу НИОКР на национальном уровне не может рассматриваться только из соображений будущей прибыли. Так, традиционные рыночные критерии оценки эффективности инвестиций неприменимы для фундаментальных исследований.
В силу несовершенства на текущий момент кредитной, страховой, налоговой систем и законодательной базы, стимулирующих частный капитал к развитию в условиях рыночных отношений, государство должно создавать механизмы экономической заинтересованности предпринимателей в активном обновлении своего бизнеса.
- Литература:
1. Макарова В.И., Бобренева К.Л. Инновационно-инвестиционная деятельность стратегического развития предприятия // Машиностроитель, 2004. №8. С. 45-52.
2. Социально-экономическое положение России. Госкомстат РФ. – М.: Госкомстат, 2009.
3. Федорова Е.А. Стратегическое управление машиностроительным предприятием в условиях нестабильной экономики. / Тул. гос. ун-т. – Тула, 1999. 266с.