В настоящее время экономика России в большей степени основана на добыче и экспорте нефти и газа. Для достижения стабильности и устойчивого развития экономики необходимо осуществлять мероприятия по ее модернизации и, соответственно, совершать уход от сырьевой зависимости. Основой, фундаментом процесса модернизации является использование современных технологий, научных достижений и разработок.
Необходимо повсеместное внедрение инноваций во все сферы экономики, целью которого станет создание потенциала для будущего развития. Большинство индустриально развитых стран связывает свои надежды на долгосрочный стабильный экономический рост с переходом к инновационному пути развития. Именно поэтому повышение инновационной восприимчивости экономики - одна из основных задач современного индустриально развитого государства.
Инновация - это внедрённое новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности продукции или процессов, востребованное рынком. Она представляет собой конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его творческого процесса, фантазии, изобретений, открытий и рационализации. Примером инновации может служить внедрение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Задачи, которые выполняют инновации в области развития экономики и общества, многочисленны. Выделим основные из них. Инновации содействуют:
росту экономики страны в долгосрочной перспективе;
организации новых отраслей экономики;
организации единого рыночного пространства;
стимулированию и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны в целом;
укреплению обороноспособности и экономической безопасности страны;
получению коммерческой выгоды;
снижению затрат производства за счет использования более экономичных технологий, которые позволяют сокращать объемы потребления энергии, воды и т.д.;
улучшению качества выпускаемой продукции и т.д.
Инновации в современном мире играют важную роль. Но, несмотря на это, инновационная деятельность в России очень слабо развита.
Ни государственный, ни частный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности отечественных предприятий заметно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. «Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии.
Баланс платежей за технологии с положительного в 2000 г. (20 млн. долл.) поступательно снижался и в 2009 году составил минус 1000,8 млн. долл. При этом примерно за это же время, страны-лидеры в области инноваций достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США в 1,5 раз, Великобритания в 1,9 раз, Япония в 2,5 раза).
Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%).
Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%). Низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,9% (аналогичный показатель в Швеции 5,5%, в Германии – 4,7%).».1
Серьезное отставание России в инновационной сфере обусловлено рядом проблем.
Одними из основных являются так называемые административные проблемы. К данной группе относятся проблемы, касающиеся предоставления льгот, коррупционной составляющей, нормативно-правовой стороны и т.д.
В Российской Федерации на сегодняшний день не разработана правовая база, которая решала бы вопросы, касающиеся разработки и внедрения инноваций. Существует проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», но до сих пор данный закон не вступил в силу.
Правительство производит недостаточный контроль деятельности государственных заказчиков, не обеспечивает массовой реализации рыночных механизмов для поддержки науки и ее развития, уделяет незначительное внимания практическому применению результатов НИОКР (научно-исследовательские организационно-конструкторские работы), которые финансируются из федерального бюджета. В инновационных затратах предприятий часть бюджетных средств составляет не более 5%.
Очередным минусом является то, что в законодательстве представлен незначительный набор льгот для предприятий, которые осуществляют инновационную деятельность, что сказывается отрицательно на темпах и масштабах научно-технического прогресса. В результате при внушительном научном потенциале инновационная деятельность отмечается слабыми показателями инновационной активности.
Также, проблема административных барьеров и коррупции, чаще всего числится в первой тройке опросов и рейтингов на тему минусов и трудностей ведения экономической деятельности в России, а в частности и инновационной деятельности.
Данный перечень группы административных проблем далеко не полный. Однако с первого взгляда видно, что для их ликвидации необходима системная и тщательная работа в первую очередь органов власти. Государство должно создавать благоприятные условия для развития инноваций с целью внедрения собственных и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, поддерживать реализацию программ технологической модернизации производства, реструктуризацию предприятий, иметь программы поощрения инновационно-ориентированного предпринимательства, отслеживать, разрабатывать, и дополнять правовую базу и, что не менее важно, следить за ее исполнением. Возможно, эту роль сумеет сыграть автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», которая создана во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина и действует с 11 августа 2011 года. Одной из целей данного агентства является создание возможностей для реализации и внедрения продуктов инновационной деятельности.
Еще одна группа проблем - проблемы инновационной инфраструктуры.
Инновационной инфраструктура - это объединение взаимосвязанных структур, которые обслуживают и обеспечивают развитие инновационной деятельности.
Основными составляющими являются: инновационный центр, бизнес-инкубатор, технопарк, наукоград, технополис и т.д. В России наибольшее распространение получили технопарки и бизнес-инкубаторы.
Технопарк - специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, деловые центры, объекты индустрии, учебные заведения, выставочные площадки, а также обслуживающие объекты: подъездные пути, средства транспорта, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы объединить на одной территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ (научно-исследовательский институт), преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.
Бизнес-инкубатор - это структура, которая специализируется на создании благоприятных условий для поддержания эффективной деятельности небольших фирм.
Государство делает шаги в сторону создания инфраструктуры для развития и внедрения инноваций. Так, уже запущен многообещающий проект «Инновационный центр «Сколково»» - научно-технологический комплекс по созданию и коммерциализации новых технологий. В развитых регионах страны создают технопарковые структуры, такие как: Наукоград Кольцово и технопарк новосибирского Академгородка, Кузбасский технопарк, автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор», Агропарк в Татарстане - первый в России и т.д.
Однако стоит отметить, что настоящие проекты рассчитаны на перспективу и для того, чтобы добиться необходимых результатов требуются определенное время и немалые финансовые вложения. Главный технопарковый проект - «Сколково» представляет собой прообраз «Кремниевой долины» - самой успешной и крупнейшей в мире технопарковой зоны, которая находится в штате Калифорния в США. Однако своего сегодняшнего вида «Кремниевая долина» достигла только спустя шестьдесят лет после образования.
Еще одной очень важной проблемой, которая встает на пути развития инноваций является изношенность основных средств предприятий России (колеблется на разном уровне по отраслям и регионам и достигает около 80%). Данное положение оказывает отрицательное влияние на развитие процесса модернизации и освоение предприятиями инноваций, поскольку складывается ситуация, когда при высоком уровне изношенности фондов предприятия внедрить какую-либо новую технологию оказывается довольно сложно. Новое оборудование, новая производственная система или узел просто не могут быть объединены с остальной цепочкой по различным техническим причинам. Получается ситуация, когда внедрение отдельной продуктовой инновации приводит к обновлению основной части производственного комплекса. В установившихся экономических условиях России, большинство предприятий не могут найти на это денежных средств и отказываются от преобразований или откладывают до «лучших времен».
Рассматриваемые в данной статье вопросы составляют не весь список проблем, которые препятствуют внедрению новшеств в России. Но даже они представляют весьма серьезную угрозу для процесса развития инновационной деятельности и экономики страны в целом. Однако сегодня принимаются успешные действия по ликвидации рассмотренных проблем или сведению к минимуму их влияния. Создание особых экономических зон и технопарковых структур, подготовка закона об инновационной деятельности, объявление президентом политики модернизации экономики страны, основанной на инновациях, как национальной задачи (разработанный в 2010 г. Министерством экономического развития России проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)»). Все перечисленные выше мероприятия, безусловно, оказывают положительное воздействие на развитие инновационной деятельности. Не смотря на это, создавшаяся ситуация требует серьезных мер для решения рассмотренных проблем, а все вышеперечисленные тенденции находятся в начале пути своего развития и требуют эффективной поддержки и тщательного контроля со стороны органов власти.
Развитие инноваций в Российской Федерации представляет собой ключевой фактор выживания и стратегического позиционирования России в мировом сообществе.
Литература:
Проект Федерального закона N 97090719-2 "Об инновационной деятельности в Российской Федерации": внесен депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским, членом Совета Федерации В.М. Крессом.
Проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Минэкономразвития России. Москва, 2010. URL: http://innovus.biz/media/uploads/resources/Innovative-Russia-2020.pdf (дата обращения 04.11.2012).
- Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ: Принят Государственной Думой 21 сентября 2010 г.: одобр. Советом Федерации 22 сентября 2010 г.
Проблемы инноваций // Азбука инноваций. URL: http://cl177-187-247-80.cl.metrocom.ru/i2011/press_center/abc_innovation/problems_innovation.php (дата обращения 04.11.2012).
Проблемы формирования инновационного развития экономики России // Центр Инноваций. Некоммерческое партнерство. http://www.center-inno.ru/materials/library/08-2 (дата обращения 04.11.2012).
1 Проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Минэкономразвития России. Москва, 2010. URL: http://innovus.biz/media/uploads/resources/Innovative-Russia-2020.pdf (дата обращения 04.11.2012).