В статье рассмотрен такой инструмент поддержки малого предпринимательства как бизнес-инкубатор. Описаны преимущества, предоставляемые резидентам, а также указаны существующие проблемы в сфере инкубирования бизнеса в России.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, предприниматель, стартап, малый бизнес, инновации, высокие технологии
Экономический рост и модернизация отраслей экономики возможны лишь при развитии высокотехнологичных отраслей. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли, поддержка отечественных производителей и содействие по продвижению продукции — всё это элементы государственной политики.
Создание бизнес-инкубаторов и технопарков является одним из наиболее эффективных механизмов развития высокотехнологичного сектора экономики.
Бизнес-инкубатор — это особая организация, предметом деятельности которой является создание наиболее благоприятных условий для стартового развития малых предприятий путём обеспечения их площадью на льготных условиях, а также предоставления дополнительных услуг на бесплатной основе.
50-е годы XX века считают временем зарождения самой идеи инкубирования бизнеса. Наиболее стремительно число бизнес-инкубаторов начало расти в период с 1985 по 1995 год.
Изначально бизнес-инкубаторы создавались как некоммерческие организации, целью которых было общее стимулирование предпринимательства, заполнение пустых площадей, а также предотвращение оттока квалифицированных ресурсов. 2000-й год стал переломным моментом в истории функционирования бизнес-инкубаторов — коммерческие БИ стали активно вытеснять некоммерческие.
В настоящее время бизнес-инкубатор можно по праву назвать одним из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития малого предпринимательства в мире. Следует подчеркнуть, что в агрессивной рыночной среде до 5 лет «доживают» только 30 % малых предприятий, а в условиях бизнес-инкубаторов — 85 % [4].
Государство признаёт эффективность деятельности рассматриваемой организации и с 2005 года бизнес-инкубаторы становятся элементами трёх широких направлений государственной политики: общая поддержка малого и среднего бизнеса, развитие высокотехнологичных отраслей экономики и развитие инновационного предпринимательства в российских вузах [1].
Обозначим практическую пользу бизнес-инкубатора для предпринимателя.
Первое преимущество состоит в том, что происходит снижение издержек фирм-резидентов по следующим направлениям:
‒ установленная законодательно налоговая ставка на прибыль в размере 20 % снижается до 13,5 %;
‒ проценты по кредиту в банке, сотрудничающем с бизнес-инкубатором, снижаются до 8–10 %;
‒ арендная плата за помещение в среднем ниже на 20–30 %, чем рыночная;
‒ аренда оборудования по более низкой цене;
‒ предоставление консультационных услуг по вопросам ведения бухгалтерского учета, налогообложения, кредитования, правовой защиты предприятия, а также услуги повышения квалификации и обучения [2].
Подводя итог относительно этого преимущества, следует отметить, что бизнес-инкубатор не предоставляет уникальных возможностей, дефицитных ресурсов или услуг, т. е. здесь можно получить всё то же самое, что и вне стен инкубатора, но по более низкой цене.
Концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных договоров аренды. Как правило, договор заключают на срок не более 3-ёх лет с возможностью продления на 2 года.
Следует отметить, что площадь офисного помещения ограничивается предъявляемыми к бизнес-инкубатору требованиями. Одному арендатору может быть предоставлено не более 15 % всех нежилых помещений.
Интересной особенностью является и то, что в отношении размещения собственной инфраструктуры также существуют некоторые правила. Общая площадь учреждения не должна быть менее 900 м2, из которых лишь на 15 % могут располагаться сотрудники бизнес-инкубатора, а 85 % должны быть предоставлены для размещения предпринимателей.
Второе преимущество представляет собой возможность привлечение венчурного капитала или частного инвестора. В бизнес-инкубаторах часто состоят компании, успешно функционирующие на рынке, плюсом для резидентов здесь является возможное сотрудничество и перенимание опыта у более опытных предпринимателей. К тому же именно в инкубаторе появляется возможность найти бизнес-партнера.
В-третьих, бизнес-инкубатор способствует в получении патентов и лицензий. Кроме того, всевозможные конкурсы на гранты в области НИОКР не обходятся без участия резидентов инкубатора.
Четвёртым пунктом нужно отметить, что часто бизнес-инкубаторы оказывают рекламную поддержку, путём организации участию в выставках, конференциях, проведении презентаций и даже при создании фирменного стиля.
В современном мире общение с «правильными людьми» играет немалую роль в развитии бизнеса, бизнес-инкубаторы также способствуют в поиске и налаживании подобных связей.
Каким бы привлекательным не казалось резидентство, стать участником бизнес-инкубатора может не каждый. В различных населенных пунктах в учреждениях возможно установления определенного перечня видов бизнеса, который может претендовать на членство. Большая часть БИ в России имеют общий профиль, то есть оказывают поддержку практически всем направлениям бизнеса. В таких бизнес-инкубаторах при отборе кандидатов учитывается зрелость и качество проектов, предоставляемых к рассмотрению, а также компетентность самих предпринимателей.
В России бизнес-инкубаторы появились в момент перехода от командной экономической системы к рыночной, отставая от Запада на 30 лет. Именно относительно недавнее функционирование выделяют как одну из основных причин проблем, существующих в сфере инкубирования бизнеса.
На сегодняшний день выделяют следующие проблемы в этой сфере:
- Недостаточный опыт предпринимательской деятельности у сотрудников бизнес-инкубатора, оказывающих образовательные услуги. В свою очередь для резидентов важна поддержка именно опытных предпринимателей и практикующих специалистов.
- Непопулярность среди начинающих бизнесменов [5]. Возможной причиной непопулярности инкубирования является непонимание выгод, которые приносит резидентсво. К тому же многие бизнес-инкубаторы предъявляют существенные требования к стартапам, например, наличие чёткой идеи и готового бизнес-плана с указанием совокупных затрат и сроков окупаемости инвестиций.
- Отсутствие необходимых лабораторий и производственных площадей. Ввиду этого фактора бизнес-инкубатор не может в полной мере выполнять свою основную цель — повышение инновационной активности бизнеса. Это послужило причиной мнения, что бизнес-инкубатор это лишь офисные помещения, предоставляемые по льготной цене.
- Нехватка специалистов. Одним из ключевых факторов успешности инкубаторов является широкий спектр предоставляемых услуг, однако компетентных специалистов для их предоставления зачастую не хватает.
- Слабая связь с внешним миром. Лишь малая часть инкубаторов поддерживает международные контракты и осуществляет взаимодействие с зарубежными аналогами и представителями бизнес-среды.
- Отсутствие единой, правильно выстроенной системы ключевых показателей эффективности. На сегодняшний день развитие бизнес-инкубатора оценивают, прежде всего, по количеству резидентов и обученных по программе предпринимательства граждан. Качественные показатели при этом не учитываются [3].
Бизнес-инкубаторы занимаются решением большинства выявленных проблем, а государство в этом активно помогает. Сегодня в России действует более 300 инкубаторов и научных парков, источником финансирования которых является государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [3].
Несмотря на наличие существующих проблем в сфере инкубирования бизнеса, а также принимая во внимание все предоставляемые преимущества, бизнес-инкубаторы вне всякого сомнения можно назвать отличным трамплином для начинающего предпринимателя.
Дальнейшее развитие бизнес-инкубаторов в России может способствовать укреплению и активизации развития малого и среднего предпринимательства и его инновационной составляющей, от которой зависит конкурентоспособность не только единичного бизнеса, но и экономики страны в целом.
Литература:
- Магомедова Х. А., Хатуиева Х. И., Абдулазизова Э. А. Бизнес-инкубирование в России: роль и оценка современного состояния // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61322
- Минеева Т. В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства // Вестник АГТУ № 2(37) — 2007. — 336 с.
- Панасюк Е., Архангельская О. Проблемы и решения: технопарки и бизнес-инкубаторы России. Независимое исследование РВК [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201403_Business_incubators.pdf
- Седаков Дмитрий Михайлович Государственное финансирование бизнес-инкубаторов в России // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 2 (21). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-finansirovanie-biznes-inkubatorov-v-rossii
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smb.gov.ru/statistics/navy/report