В статье говорится об особенностях использования социальных сетей в качестве платформы для продвижения бизнеса. Описаны базовые компоненты по продвижению бизнеса в социальных сетях.
Ключевые слова: SMM, социальная сеть, целевая аудитория, малый бизнес, Россия, сайт компаний, продвижение бизнеса.
«Свой бизнес» — какое приятное словосочетание, не правда ли? Сразу представляется любимое дело, удовольствие от работы, ты — хозяин и, конечно же, очень богат. Но жизнь показывает, что «ваши ожидания — ваши проблемы», ведь часто начинающие предприниматели сталкиваются не со столь радужной реальностью. Бизнес — это сложноорганизованный и трудноконтролируемый механизм.
Согласно одной из классификаций выделяют три разновидности бизнеса: малый, средний и крупный. Объединяет их одно — ориентир на прибыль, но она же их и различает, точнее ее размер. Так же отличительными качествами этих разновидностей бизнеса является объем производства и реализации продукта производства, уровень и степень риска, количество задействованного капитала и людей, а также охват территории и количество филиалов.
Во время пандемии во многих странах ввели блокировку на прямые продажи, а правительство со своей стороны поощрило удаленные покупки. В связи с этим многим организациям пришлось полностью изменять уклад работы: переводить продажи и выставлять товары на онлайн-платформы, развивать или создавать социальные сети для привлечения клиентов и дополнительной рекламы. В следствии чего компаниям пришлось нанимать дополнительный персонал (PR, SMM-менеджеров и т. д.), что потребовало лишних затрат. Особую сложность в данном процессе почувствовал малый бизнес, ведь не всегда в этой разновидности деловой деятельности присутствует высокий доход, на котором бы отрицательно не сказались дополнительные траты. В связи с этим в своей работе я сделаю акцент именно на малый бизнес, с целью поддержки и помощи в продвижении своей продукции в социальных сетях.
Что потребуется для продвижения своего бизнеса в социальных сетях?
На данный момент не существует универсального и эффективного алгоритма по продвижению бизнеса в социальных сетях. Так как в этом деле все зависит от индивидуальности компании, продукции, дохода и т. д. Но стоит рассказать о базовых компонентах интернет-маркетинга, которые будут содержаться в любом алгоритме по продвижению.
- Анализ целевой аудитории
Целевая аудитория (ЦА) — потенциальные клиенты, которые заинтересованы в вашей продукции. Анализ данного компонента очень важен для продвижения, так как вы поймете потребности, интересы и предпочтения своих клиентов. В основные характеристики целевой аудитории входят: возраст, пол, город, уровень дохода. Качественное определение целевой аудитории даст возможность выбрать именно те виды рекламы, которые смогут эффективно воздействовать на выбранную аудиторию. Что, в дальнейшем послужит отправной точкой и для создания самих рекламных объявлений.
Способы анализа ЦА условно можно разделить на автоматические и ручные. Автоматический способ — это поиск при помощи специальных сайтов и приложений. Например: SocialKit, Zengram, DoInsta, Insta.Tools, н Церебро Таргет и др. К ручным способам отнесем поиск людей без использования специализированных программ. То есть вы примерно представляете своих клиентов, заходите к ним на страницу и подписываетесь, то есть занимаетесь массфоловингом. В поиске ЦА этим способам вам поможет:
— анализ подписчиков конкурентов
— отбор людей по хэштэгам, геолокации
- Выбор социальной сети
Выбор социальной сети во много зависит от характеристики ЦА компании. Небезызвестный факт, что каждая социальная сеть имеет свою аудиторию, поэтому крайне важно, чтобы они совпадали.
Так согласно исследованию, Hootsuite и We are Social от 2021 года, наиболее популярен в России YouTube (на него заходило 85,4 % пользователей интернета в нашей стране). На втором месте находится ВКонтакте (78 %), следом идут WhatsApp (75,8 %), Instagram (61,2 %), Одноклассники (47,1 %) и Viber (42,5 %). Facebook в России использует 38,9 % пользователей, TikTok — 30,3 %, Telegram — 24,4 % [5].
Таблица 1
Качественные характеристики аудитории [2]
Название соц. сети |
Основные характеристики [5] |
Возможности для SMM |
YouTube |
— 60,2 % аудитории в России — мужчины. — Больше всего на платформе пользователей в возрасте от 25 до 34 лет (24,8 %) |
— Размещение видео со скрытой рекламой, популяризация бренда через влогинг |
ВКонтакте |
— 54,9 % аудитории — женщины. — Больше всего пользователей — в возрасте от 25 до 34 лет (25,4 %). |
— 47,4 % переходов на сайты компаний; — Использование в качестве мессенджера |
|
— 77,9 % аудитории-женщины — В основном молодежная аудитория |
— 41 % переходов на сайты компаний; — Скрытая реклама-рекомендация |
Одноклассники |
— Перевес аудитории среднего и старшего возраста; — ежедневное посещение — 19 %; |
— 43 % переходов на сайты; — Рекомендации тех или иных услуг и товаров |
|
— 60,1 % аудитории- женщины — доля аудитории до 45 лет снизилась, а аудитория 45+ заметно подросла. |
— 37 % перехода на сайты компаний; — Рекомендации тех или иных услуг и товаров |
TikTok |
— 55,4 % аудитории –женщины — 68 % аудитории- старше 25 лет. |
- Привлечение аудитории
Привлечение аудитории включает в себя зарождение интереса к продукции у покупателей. В данном пункте важно учитывать тот факт, что в нынешнее время экономической нестабильности, обычная реклама не отвечает запросам аудитории. Люди все чаще заходят в социальные сети для нахождения более выгодных предложений. [3] Данная ситуация открывает большие возможности для рекламы, поэтому представителям малого бизнеса остается только выбрать подходящую форму интернет-маркетинга:
— Медийная реклама
— Контекстная реклама
— Мобильная реклама
— Видеореклама [1]
- Вовлечение аудитории
Вовлеченность (в англоязычных источниках Engagement rate) — это совокупность реакций на ваши публикации [4]. Реакцией в данном случае могут стать «лайки», комментарии пользователей, репосты, а также количество подписчиков группы или страницы в социальной сети. При этом количество подписчиков не так важно, поскольку многие из них могут не реагировать на реальные шаги по привлечению внимания, оставаясь «мертвыми душами» данной группы или паблика.
Для увеличения «вовлеченности» практики в сфере SMM советуют сделать следующее [3]:
— сделать акцент на персональном бренде компании;
— завязать диалог с пользователями;
— взаимодействовать с аудиторией посредством личного общения, диалога, комплиментов, лайков и т. д.
— придерживаться конкретных рамок при создании контента;
— быть актуальными (отвечать на события сегодняшнего дня);
— создать альбомы в группе и регулярно их пополнять.
- Удержание
— Удержание один из сложных компонентов продвижения бизнеса. Будущее ваших рекламным действий будет зависеть от двух компонентов: качества вашей продукции (плохой товар не спасет хорошая реклама) и взаимодействие с аудиторией. Для способствования последнему компоненту профессионалы в SMM-сфере советуют следующее:
— Создавать новые сообщества, группы
— Регулярно проводить интересные розыгрыши, акции
— Коммуникация с аудиторией (комментарии, диалоги)
— Создавать партнерские программы
— Выходить на новые платформы (создание приложения) [1]
В заключении хотелось бы сказать, что не стоит недооценивать социальные сети, как платформу для продвижения бизнеса. Многие данные подтверждают, что из обычных мессенджеров для общения, они переросли в некое онлайн-представительства человека. Поэтому социальные сети в наше время- развивающаяся платформа для продвижения брендов, компаний без особых материальных затрат.
Литература:
- Алдарова И. К. Социальные сети как инструмент современного маркетинга // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 2 (7).
- Батурин А. Главный вопрос SMM: почему надо продвигаться в соцсетях? // Webevolution. Блог. [Электронный ресурс].– URL: https://webevolution.ru/blog/marketing/smm-pochemu-nado-prodvigatsya-v socsetyah/ (дата обращения: 01.03.2022).
- Пермяков, И. А. Развитие бизнеса в социальных сетях: специальность 38.04.05 «бизнес-информатика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Пермяков И. А.; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». — Екатеринбург, 2019. — 93 c.
- Шесть способов повысить уровень вовлеченности в социальных сетях / Интернет-портал Socialair.ru. [Электронный ресурс]. — URL:https://socialair.ru/articles/6-sposobov-povysit-uroven-vovlechennosti-v-sotsialnykh-setyakh/ (дата обращения: 01.03.2022).
- Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2021. — Текст: электронный // brand analytics: [сайт]. — URL: (дата обращения: 03.03.2022).