В последнее время на рынке продукции, работ и услуг наблюдается тенденция к снижению эффективности такого маркетингового метода продвижения товаров на рынке как традиционная реклама. Под традиционной рекламой авторы подразумевают в первую очередь рекламу на телевизионных каналах, в средствах массовой информации (СМИ) и реклама на радио. В условиях высокой развитости IT технологий, все большую популярность приобретает продвижение товаров, работ, услуг посредством средств сети Интернет, социальных сетей, а также благодаря небезызвестному «сарафанному радио». Данное направление привлечения потребителей стало самостоятельным и получило название Social Media Marketing (SMM) [1], т. е. маркетинг, целью которого является продвижение бренда с помощью социальных платформ.
На сегодняшний день, для многих интернет-пользователей страничка в социальных сетях является основным источником доступа к огромному спектру услуг, таких как: просмотр видеороликов, фильмов, прослушивание и скачивание музыки др. Для России данный вид маркетинга является относительно новым, хотя и многообещающим направлением привлечения потребителей посредством социальных сетей. Так, уже сегодня многие представители малого бизнеса в первую очередь создают не веб-сайт их компании, а «паблик» или страничку в наиболее популярных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Instagram и др.). А порой многие локальные бизнесы и вовсе обходятся без полноценного сайта, ограничиваясь «пабликом» и несложным лендингом: вспомните маленькие кофейни, всяческие антикафе, креативные пространства и т. д. [2]. Все это свидетельствует об актуальности вопроса применения SMM в России.
Стоит отметить, что SMM — это в первую очередь работа с подписчиками. Главной целью такого маркетинга является так называемый вирусный эффект, т. е. распространение вашего контента пользователями без вашего участия, т. е. самостоятельно. Достижение данной цели возможно только при выполнении основных условий медиа маркетинга. Ниже авторы приводят ряд правил, характерных для эффективного SMM.
Во-первых, «правило тишины». Недаром русская половица гласит «Больше слушай, меньше говори» [3]. Данное правило актуально и для медиа маркетинга. Изучайте вашу аудиторию, изучайте ее комментарии, тем самым выявляя «болевые точки» и, наоборот, ваши преимущества, то, что нравится вашим подписчикам/читателям и что требует усовершенствования, доработки. Только таким способом вы можете создать ту самую «непринужденную» атмосферу, которая так важна в Social Media Marketing; атмосферу причастности, участия вашей компании в жизни потребителей.
Говоря о важности данного аспекта в области медиа маркетинга можно привести большое количество примеров, когда компании как местного, так и международного уровня запускают разнообразные конкурсы, розыгрыши, с целью не только привлечения новых клиентов, и поддержания интереса у постоянных клиентов, но и с целью создания доверительной атмосферы, атмосферы причастности клиентов к одному общему делу. Например, одним из наиболее популярных каналов видео-ресурсов является YouTube. И как начинающие, так и известные блогеры (люди ведущие свой блог, т. е. веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа [4]) запускают свои каналы именно на YouTube. Так вот распространенной практикой является постановление вопроса своей аудитории о том, какое видео они бы хотели видеть следующим? Какую тему обсудить? А ответы на эти вопросы непосредственно блогер просит оставлять в комментариях, предусмотренных под этим видео. Таким образом, такой простой ход позволяет не только узнать мнение своей аудитории о вашем канале, но и показать, как вам важно их мнение, что вы делаете свою работу ради них.
Во-вторых, правило концентрации. Общеизвестно, что наибольших результатов можно добиться в том случае, если сконцентрировать свое внимание на какой-то одной задаче, а не распыляться на все и сразу. Зачастую, пытаясь успеть и здесь, и там, результат оказывается один — Вы везде и нигде. Тот же принцип касается и выбора темы контента. Ваши шансы на успех увеличиваются при специализации на каком-то конкретном контенте. Например, всемирно известная поисковая система Google. Изначально, основной целью Ларри Пейджа и Сергея Брина было создание наиболее эффективной поисковой системы. Пейдж и Брин были убеждены, что страницы с наибольшим количеством ссылок на них из других страниц с высоким рейтингом должны быть наиболее релевантными при поиске, и это положение стало основой их поисковой системы [5]. То есть изначально они выявили проблему — отсутствие удобной и эффективной поисковой системы, а затем уже начали анализировать и искать пути решения этой проблемы. Таким образом, еще на этапе создания бизнес-проекта необходимо четко решить в каком направлении вы хотите двигаться и на какую аудиторию будете нацелены. Далее поставить цели, задачи, разработать стратегию…И только после этого начать воплощать ваш бизнес-проект в реальность.
В-третьих, правило качества. Не секрет, что качественная продукция — это залог успеха в любом деле. Но говоря конкретно о Social Media Marketing качество здесь подразумевает и залог количества, в частности количество подписчиков/читателей. Лучше иметь 1000 онлайн подписчиков, которые постоянно читают ваши статьи, делятся ими на своих социальных страницах, обсуждают с друзьями/коллегами/собственными подписчиками. Чем иметь 10000 так называемых «разовых» подписчиков, т. е. тех, кто однажды зашел на ваш сайт/страницу, вышел и забыл. Поэтому необходимо выкладывать актуальную, качественную информацию, а также немаловажно интересно ее преподносить. Только таким способом вы сможете заслужить доверие своих подписчиков и увеличить их число, посредством «сарафанного радио», которое, несомненно, сработает при соблюдении предыдущих пунктов.
В-четвертых, запаситесь терпением. Не ожидайте того, что после запуска или открытия «паблика», страницы, блога успех придет к вам в течение нескольких дней, о вас узнают и ваши рейтинги взлетят «до небес». Нет, так не бывает, результат — это действие не одного дня, это результат постоянных усилий, работать на успех необходимо каждый день, каждое мгновение. Как говорится «Терпение и труд все перетрут» [3] и никак иначе. Волшебства не бывает. И даже если успех какого-то другого проекта, работающего также в вашей сфере деятельности порой в ваших глазах может выглядеть как «удача на его стороне», поверьте, за каждой победой кроется постоянная работа, а главное целеустремлённость и любовь к своему делу.
В-пятых, так называемое правило преумножение. Данное правило напрямую связано с пунктом номер три — правилом качества. Если вы размещаете/публикуете качественные статьи/материалы, то тем самым вы привлекаете большее количество потенциальных читателей, который в последствии могут стать вашими постоянными подписчиками.
Как показывает практика подписчики, которые действительно заинтересованы в ваших статьях и разделяют с вами ваши идеи, мысли делятся этим со своими подписчиками в Instagram, ВКонтакте, Одноклассни, Twitter и др., тем самым повышая количество просмотров ваших материалов. Это впоследствии приводит к увеличению ваших рейтингов, а, следовательно, вашей позиции в популярных поисковых системах, таких как Google, Mozila, Яндекс и др. А это в свою очередь увеличивает ваши шансы быть замеченным другими пользователями.
Шестое правило — правило факторного влияния. Потратьте время на изучение факторов, влияющих на сферу вашей деятельности. После анализа и выявления этих факторов, постарайтесь найти людей, работающих в этих сферах и имеющий влияние в этой среде. Постарайтесь построить деловые отношения с такими людьми, заинтересовать их своим продуктом или убедить в полезности информации, предоставленной вашим источником. То есть, создавая партнерские отношения, вы увеличиваете шансы открыть новую аудиторию, посредством взаимодействия с людьми, имеющими влияние в других сферах.
Следующим правило можно назвать правилом ценности. Если в вашем контенте слишком много навязчивой рекламы вашего продукта, то рано или поздно вашим слушателям это надоест и они «уйдут» от вас, т. е. ваша информация для них потеряет ценность. А как говорилось выше, что касается SMM, то главной ценностью здесь являются как раз-таки подписчики или читатели. Помните, необходимо привнести ценность в ваш так называемый диалог с подписчиками. Наладить отношения с ними, а затем поддерживать постоянную связь. SMM очень динамичен и вам всегда необходимо следить за изменениями, анализировать активность ваших подписчиков. Отслеживать какие темы их больше всего волнует, какие вызывают негативные отзывы, в какое время наблюдается наибольшая активность на вашей страничке или «паблике», по каким дням и т. д.
Необходимо упомянуть и о важности признания ваших читателей и подписчиков. Никогда не стоит игнорировать обращения ваших подписчиков к вам. Построение отношений является одной из важнейших составляющих успешного маркетинга в социальных сетях, поэтому всегда признавайте каждого, кто обращается к вам. Кроме того, ваш контент всегда должен быть в доступности и постоянно обновляться. Если вы запускаете проект на социальных платформах, будьте готовы к тому, что необходимо будет постоянно выгружать актуальную информацию. Т. е. вы не можете позволить себе опубликовать что-то, а затем исчезнуть, если конечно вы хотите достичь определённых результатов в вашем деле. Онлайн-подписчики очень непостоянны, и они могут легко заменить вас на другого, более активного конкурента в вашей сфере деятельности.
Ну и наконец, правило взаимности. Не стоит ожидать, что вашим контентом будут делиться и обсуждать его, если вы не делаете того же для других. То есть, не стоит забывать о таком важном моменте, как взаимность. Не забывайте читать/смотреть других блогеров/авторов и ссылаться на них в своих материалах.
В заключение хотелось бы сказать, что Social Media Marketing на сегодняшний день находится на стадии активного развития в нашей стране. Этот вид маркетинга является наиболее перспективным во времена, когда жизнь в социальных сетях становится неотъемлемой частью наших дней, а, следовательно, и продвижение бренда стоит постепенно смещать с традиционных методов маркетинга на новые, такие как SMM, основанные на взаимодействии посредством социальных платформ. Несомненно, данный вид маркетинга предполагает во многом абсолютно новые правила продвижения бренда, на изучение которых необходимо уделить достаточно много времени. Но как говорится «мир не стоит на месте», а следовательно, и методы маркетинга тоже, поэтому необходимо активно внедрять новые технологии в нашу жизнь, а в частности в сфере продвижения бренда.
Литература:
- Бращин Р. М. Перспективы развития Social Media Marketing в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2–14. № 10–2.
- Что такое и как происходит SMM и SMO продвижение в социальных сетях? [Электронный ресурс]. URL: http://lpgenerator.ru/blog/2015/05/21/chto-takoe-i-kak-proishodit-smm-i-smo-prodvizhenie-v-socialnyh-setyah/#ixzz4azcpLV2T http://lpgenerator.ru/blog/2015/05/21/chto-takoe-i-kak-proishodit-smm-i-smo-prodvizhenie-v-socialnyh-setyah/
- Пословицы: большой сборник пословиц [Электронный ресурс]. URL: http://posloviz.ru/ (Дата обращения 11.03.2017)
- Блог [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %91 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 (Дата обращения 11.03.2017)
- История Google [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %98 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F_Google (Дата обращения 11.03.2017)