В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.
Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-технология, кейсовая технология.
Дистанционное обучение — совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий [1].
Объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового индивидуализированного образования.
С экономической и организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему.
Обучение по интернет-технологии [2].
Дистанционное обучение — это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.
Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно интернет-обучении. Действительно, если пять-семь лет назад получение знаний с доставкой на дом — через Интернет казалось многим студентам привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный вуз готов предоставить своим учащимся такую возможность.
Возможности дистанционного обучения [3].
В настоящее время развитие Интернет и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части их граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности.
Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для жителей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования [4].
Типы дистанционных технологий
Можно выделить следующие типы дистанционных технологий, внедренных в процессе действия эксперимента:
Кейсовая технология (портфельная) — технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase — портфель).
Кейсовая технология (тренинговая) — технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case — случай, ситуация).
Телевизионная технология — технология обучения с использованием телевизионных средств [5].
Интернет-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.
Локально-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.
Информационно-спутниковая сетевая технология — технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.
Учебно-вахтовая технология — технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.
Аттестационно-вахтовая технология — технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.
Могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но участники эксперимента этих технологий не применяют ввиду их малой эффективности [6].
Все представленные типы технологий применяются в вузах-участниках эксперимента полностью или частично в чистом виде или в смешанном.
Таблица 1
Представлен анализ используемых технологий в вузах-участниках эксперимента
№ |
Наименование вуза участника |
ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ |
||||||||
Традиционная технология |
Кейсовая /портфельная |
Кейсовая/тренинговая |
Телевизионная |
Сетевая/интернет |
Сетевая/локальная |
Сетевая/информацинно- спутниковая |
Учебно-вахтовая |
Аттестационно-вахтовая |
||
1 |
Казахский национальный университет им. аль-Фараби |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Карагандинский государственный университет им. Букетова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли им.Т.Рыскулова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Казахский агротехнический Университет им.С.Сейфуллина; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме указанных типов дистанционных технологий в таблице приведена традиционная технология, поскольку многие вузы-участники применяют для обучения дистанционных студентов традиционную технологию заочной формы с добавлением дистанционных методов [7]. В таблице по горизонтали указаны вузы-участники, а по вертикали — типы применяемых технологий. Серым цветом отмечено наличие в вузе указанной технологии обучения.
Литература:
1. Лобачев С. Л. «Корпоративная информационная среда сетевого дистанционного образования — основа образовательной среды вуза в условиях рынка» — «Дистанционное Образование» 2007.- 89 с.
2. Шевчук Е. В., Шпак А. В., Краснолуцкая А. Г. «Образовательный портал как виртуальный учебный центр вуза» материалы международной конференции «Дистанционное обучение: проблемы и перспективы развития». — Алматы: КазРЕНА, Алматинская Академия экономики и статистики, 2005.- C.14–16
3. Стандарт Республики Казахстан СТ РК 34.016–2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения» 2006.-255 с.
4. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения.- Академия, 2007.- 336 с.
5. Солдаткин В. И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. Дистанционное Образование.- М.: МЭСИ, 2008.- 167 с.
6. Нуждин В. Н., Коровкин С. Д., Кадамцева Г. Г. «Тотальное управление качеством образования и новые информационные технологии» — «Проблемы информатизации высшей школы», N 1–2 (11–12).- Москва, 2008.- 92 с.
7. Тихомиров В. П. «Основные принципы построения Системы дистанционного образования» — «Дистанционное образование», N1.- Москва, 2008.- 99 с.