- Почему мы решили заняться исследованием в действии
Работая с учащимися 7 класса, внедряя Интегрированную образовательную программу по предмету «Искусство», куда входят два компонента, музыка и изобразительное искусство, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, которое связано именно с развитием музыкальных или художественных навыков. Безусловно, развитие художественных и музыкальных способностей – это далеко не новый предмет исследования. Этой проблемой занимаются давно, данная тема вызывает интерес людей во все времена. Однако, только сегодня в Назарбаев Интеллектуальной школе проводится интеграция двух предметов, когда учащийся должен обладать разным типом мышления, уметь «видеть» и «слышать», а также исполнять, сочинять и импровизировать. В связи с новыми требованиями и затруднениями моих учеников я решали исследовать эту проблему и найти пути решения для улучшения результата моих учеников.
2.Как начиналась работа
Целями моего исследования являются:
- Изучить проблему развития художественно-музыкальных способностей учащихся среднего звена, а именно тех ее аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности на уроках искусства по Интегрированной программе;
- Выявить основные компоненты художественных и музыкальных способностей на основе анализа литературы;
- Определить благоприятные условия для развития художественных и музыкальных способностей учащихся;
- Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей у учащихся среднего звена;
- Определить эффективность работы различных методик в отношении развития художественных и музыкальных способностей, навыков и умений.
Изучив литературу по теме моего исследования, я пришла к выводу, что в мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно. Я выяснила, что творчество в подростковом возрасте основано на подражании, которое служит важным фактором развития ученика, в частности его художественных способностей. Теперь я понимаю, что моя задача, как современного учителя опираться на склонность у учеников к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Если же говорить о развитии музыкальных способностей, то современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать с первых дней пребывания в школе. Очень часто сегодня я встречаю таких учеников, которые любят петь, хотят играть на музыкальных инструментах, рисовать, создавать поделки. Я понимаю, как важно, чтобы рядом оказался тот педагог, который вовремя заметит эти стремления и поможет раскрыть всю красоту искусства.
3.План исследования
После того, как я определила проблему, я составила для себя план работы:
- Изучить особенности развития музыкальных и художественных способностей у детей подросткового возраста;
- Выявить уровень развития творческих способностей, посредством уроков искусства;
- Проанализировать педагогические условия для развития творческих способностей;
- Разработать и апробировать серию вариативных заданий на уроках музыки и искусства;
- Определить уровень развития музыкальных и художественных способностей после проведения исследования;
4.Пути решения проблемы
Изучив теоретические вопросы исследования, я выделила, что с психологической точки зрения именно школьный период является благоприятным для развития творческих способностей детей. Музыкальные способности развиваются через все виды деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Мне как учителю, необходимо грамотно организовывать деятельность на уроке, создавая все условия для развития способностей.
Я выявила критерии и показатели, уровни музыкальных и художественных способностей. В течение исследования я проверяла влияние разнообразных видов деятельности на восприятие учеников, на их успех или затруднения.
Для решения проблемы на уроках музыки я проводила такие задания, которые бы способствовали бы:
- установления уровня развития ладового чувства;
- установления уровня развития музыкально-слуховых представлений;
- установления уровня развития чувства ритма;
- оценки уровней развития музыкальных способностей;
Достижение цели исследования я видела через задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к искусству;
2. Развитие слуха и голоса детей;
3. Формирование творческого мышления учащихся;
4. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
5.Результаты
В результате исследования в действии учащиеся 7 класса имеют представление о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной грамотности, графическом моделировании (ритма, динамики темпа). На сегодняшний день учащиеся могут создавать ритмические композиции, варьировать исполнение, изменять и дополнять его, интонировать семиступенный звукоряд, определять характер прослушанного музыкального произведения, жанр, темп, динамику.
6.Что не получилось
Однако наряду с успехами моих учеников, я наблюдаю и недочеты. Это легко объясняется тем, что формирование творческого мышления и развитие творческих способностей – это процесс долгий и требует времени.
7. Наши дальнейшие действия
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет добиться качественных результатов:
- положительный эмоциональный комфорт на уроках;
- высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию;
- положительное отношение к предмету, учителю.
В связи с этим, чтобы усовершенствовать процесс развития творческих способностей учащихся можно за счет интеграции предметов эстетического цикла, межпредметной связи, дополнительных занятий, выступлений на школьных и внешкольных мероприятиях и т.д.
Литература:
- Константин Плужников: Вокальное искусство. Учебное пособие. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/525014/
- Петр Чайковский: Руководство к практическому изучению гармонии. Учебное пособие Подробнее: http://www.labirint.ru/books/525018/
- Изобразительное искусство - Часть 3 - Учебник для 5-8 классов - Основы композиции - Сокольникова Н.М. - 1998
- Изобразительное искусство, 7 класс, Сулаймонов А., Абдуллаев Н., 2006