В условиях создания демократического государства на основе рыночной экономики, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения в постоянно меняющихся условиях. Серьезные изменения происходят в системе образования. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, формирование успешной активной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В современной школе преобладает аналитический левополушарный стиль обучения с опорой на языковое, логическое мышление. В этой ситуации дети с доминированием левого полушария оказываются в более выгодном положении. Правополушарным детям в такой системе не очень комфортно. С правым полушарием связано чувственное восприятие, образное мышление, творчество, которое может проявляться во всех сферах деятельности человека, обеспечивая нестандартность, неоднозначность способов решения тех или иных проблем. Уроки музыки в школе позволяют уравновешивать однобокость развития личности, развивать не только левое, но и правое полушарие. Роль музыки для решения этой проблемы огромна. Приобщение к слушанию музыки, исполнение ее на музыкальных инструментах, знание ее, изучение — одно из важнейших решений этой глобальной задачи. Для того, чтобы развить у учащихся всю тонкость проникновения в классическую музыку нужно посмотреть, как это развитие происходит у профессиональных музыкантов и что такое музыкальность.
Под музыкальностью подразумевается ряд способностей: музыкальный слух, который развивается в детском возрасте и ритм (внешний и внутренний), музыкальная память, способность сознания воспринимать истинную красоту музыкальных звуков, способность их анализировать и, наконец, способность переживания различных настроений, даваемых музыкальными пьесами. Три последние способности можно назвать высшими и главными, а первые- низшими и второстепенными. При отсутствии высших способностей стоит ли развивать низшие? Их исключительное развитие может создать только музыкальный автомат. Музыкальным человеком может считаться только тот, кто понимает и чувствует красоту в музыке.
Отсюда ясно, что для развития музыкальности требуется прежде всего расширение сознания для восприятия музыкальной красоты, а остальные способности, после расширения сознания, уже гораздо легче поддадутся развитию. Что же такое расширение сознания? Всякое знание о предмете внешнем или внутреннем(психическом) есть расширение сознания. Когда человек изучает целый ряд предметов в течение более или менее продолжительного времени, то у него постепенно расширяется кругозор мышления: для него мир внешний и внутренний становится шире и интереснее. Следовательно, посредством изучения предметов, его сознание начало видеть, если так можно выразиться, внешний и внутренний мир более полно и глубже; и с его сознанием происходит именно то, что я называю расширением сознания: при внимательном изучении каждого предмета, последний становится все интереснее. На самом же деле предмет остается неизменным, изменяется только или, вернее, расширяется познавательная способность о нем, а следовательно, и о других предметах. Возможно, что у ученика не остается потом в памяти подробных сведений о предмете, но зато остается результат его знаний — расширенное сознание, а это главное в области психического совершенства.
Если же человек, при изучении предметов, ограничивается только запоминанием их в большом количестве, не уделяя времени для размышления (концентрация сознания) о них,то он может помнить о многих предметах с подробным описанием их. Но это будет не знание, а только автоматическая способность подсознания, которое при усилии воли всегда выводит в сознание раз навсегда запечатленный предмет. Поэтому человек, обладающий только хорошей памятью, не является еще человеком знания. Истинно знающий (так называемый ученый) может обладать средней памятью, а обладающий феноменальной памятью еще не есть знающий.
Итак, развитие музыкальности зависит от расширения сознания, а не только от развития слуха, а следовательно, и методы должны строиться на этом положении. Творческая сила есть сила психическая, и от ее развития зависит и развитие слуха и пр. Другого пути нет.
В процессе изучения музыки недостатки существующей системы особенно явно обнаруживаются в работе с подростками. Не случайно этот возрастной этап называется в психологии этапом кризиса детского изобразительного творчества. Чрезмерное возбуждение левого и торможение правого полушария приводит к тому, что свобода, смелость и спонтанность, характерные черты детского музыкального творчества сменяются пунктуальностью и аналитичностью, пропадает непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию. Музыкальность — искусство познания красоты посредством органа слуха — зависит не только от развития кортиева органа, но, главным образом, и от расширения сознания в познании красоты в звуках, и восприятии идеи, которую композитор хотел выразить в своей музыке. Слух, как и всякий орган, будет постольку развиваться, поскольку на него обращается внимание, которое проявляется благодаря двум факторам: интереса и воли. Давление воли на внимание всегда наступает, как только интерес начинает ослабевать. Но так как у большинства учеников внимание пропорционально интересу, то при частом повторении какого-нибудь дела интерес к нему ослабевает и ослабевает также и внимание. При отсутствии, или почти отсутствии, внимания (психической силы, благодаря которой все совершенствуется) наступает автоматическая работа и тогда всякий прогресс прекращается. Если при посредстве воли внимание начнет опять участвовать в деле, то возобновляется и прогресс.
Не подлежит сомнению, что секрет Паганини в его громадной силе воли, удивительной концентрации внимания и сознания на исполняемом предмете, оригинальной индивидуальности, которая благодаря воле и концентрации внимания, проявлялась во всей силе и блеске.
Литература:
- Кандинский. В. В. О духовном в искусстве. М., Архимед, 1992
- Борисова А. И. Развитие художественного восприятия в младшем подростковом возрасте средствами абстрактного искусства. Актуальные вопросы современной психологии. — Орехово — Зуево. 2001,с. 41–43.
- Назаров И. Т. психо-физиологический метод изучения музыки. С.-Петербург, Т-в «А. Иогансен» 1914
- Эдварс Б. Художник внутри вас. Курс раскрытия творческих способностей. Минск. Попурри, 2001