Современный интенсивно и масштабно меняющийся мир диктует новые формы социального взаимодействия. Активно развивающиеся социальные сети позволяют нам, не выходя из дома, узнать, как идут дела у всех «друзей», находящихся по ту сторону экрана, находясь в своей «маске». Мы можем легко завести новое общение и прекратить уже начатое, поскольку виртуальные знакомства не требуют социальной и эмоциональной ответственности, а само общение перестает быть общечеловеческой ценностью. Вспомнив Антуана де Сент-Экзюпери, который считал, что «самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения», можно сказать, что современный человек лишился главной роскоши, оказавшись в сети и плену технологического, виртуального, информационного взаимодействия.
Современные дети, к сожалению, копируют модель социального поведения взрослых и, следовательно, воспитываются в культуре отсутствия эмоционального отклика, эмоциональной отзывчивости на ближнего. Как справедливо отмечает Н. М. Ань, «…кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа, и тормозит развитие эмоциональности ребенка, либо искажает этот процесс» [1]. В. А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека [4]. Между тем сензитивным возрастом для развития эмоциональной отзывчивости является именно дошкольный возраст. Об этом писал В. А. Сухомлинский: «Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника в современных условиях жизни является актуальным вопросом для педагогов, исследователей, родителей, психологов. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 г. «…развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания…» определяется в качестве требований в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Иными словами, актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск наиболее эффективного средства развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, каковой может выступать музыка [6].
Музыка — это средство, которое в наибольшей степени передает всю гамму чувств и их оттенков и, следовательно, может расширять эмоционально-чувственную палитру у детей. Именно музыка является уникальным средством развития эмоциональной отзывчивости, потому что она сама представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. Б. М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания, музыка перестаёт быть искусством» [5].
Одним из главных условий развития эмоциональной отзывчивости на музыку является необходимость накопления опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального наследия как эталонов красоты.
Известный музыкант-педагог В. Н. Шацкая постоянно делала акцент на том, что музыкальные произведения, на которых воспитывается вкус, должны быть высокохудожественными, доступными восприятию, близкими детским интересам. Это произведения композиторов прошлого, музыка народная и разнообразная по жанрам (но неизменно высококачественная) музыка современных композиторов. «Художественный материал для эстетического воспитания детей должен отражать жизнь, близкую детям, понятную им; очень важно в то же время, чтобы это было отражением многогранной действительности со всем новым, типическим, что ей присуще» [7].
В музыкальном воспитании, по мнению О. П. Радыновой, дошкольник, усваивая интонационный словарь эпох (термин, который ввел Б. В. Асафьев), приобщается к мировой музыкальной культуре. Опыт музыкальных впечатлений, полученных в детстве, — важный этап для последующего развития ребёнка. Если содержанием музыкального воспитания являются шедевры музыкальной культуры, как отмечает О. П. Радынова, ребёнок привыкает к интонационному языку народной, классической, современной музыки, что позволяет сформировать интонационный музыкальный опыт. Источником формирования такого опыта является репертуар, который звучит в музыкальном окружении дошкольника. На основе восприятия шедевров музыкальной культуры у детей развивается эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные музыкальные произведения.
Однако, как показывают многочисленные исследования, наряду с богатством музыкальных впечатлений, полученных в первые годы жизни, существенную роль в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку имеют процессы осмысления музыкальных произведений в ходе их восприятия. Для того, чтобы процесс восприятия музыки детьми носил осмысленный характер, необходимо личностное общение со взрослым, побуждающее ребёнка к проявлениям различных форм активности — двигательной, речевой, вызывающей эффект сопричастности звучащей музыке.
Более глубокому постижению музыкального произведения способствует общение ребёнка со взрослым, сопровождающееся не только эмоционально-выразительными пояснениями содержания музыки, но и тактильным контактом, мимическими проявлениями, вокализацией. Психологи считают, что «чистых” типов восприятия не существует: в восприятии окружающего реально участвует система анализаторов. В акте художественного восприятия показания всех органов чувств, как источников дополнительной информации, организуются в той эмоциональной модальности, в которой выступает художественный образ, что способствует более глубокому постижению содержания произведения.
Возникновение многообразных межчувственных ассоциаций в восприятии произведения искусства — необходимое условие постижения художественного образа. Особую значимость имеют ассоциации ощущений, объединяющие их с представлениями и эмоциями. Одним из наиболее ярких явлений качеств полимодальных ощущений выступает синестезия. Е. В. Назайкинский [3], рассматривая вопросы генезиса восприятия музыки и анализируя материалы наблюдений музыкального развития детей, отмечает, что проявление синестезии возможно уже в раннем возрасте, чем может быть предопределено формирование эстетического восприятия музыки в период дошкольного детства. Он выделяет коммуникативный, речевой и двигательный опыт как источники образования синестезии и считает, что, соотнося элементы музыкального языка с какими-либо действиями, образными выражениями, движениями и явлениями синестезии, дети учатся мыслить, но в иной сфере, сфере интонационно-музыкальных форм.
Осознание эстетической значимости музыкального произведения, основанное на эмоционально-оценочном к нему отношении, открывается ребёнку в особо организованном педагогическом процессе, главным компонентом которого становится личностное общение ребёнка со взрослым, опосредованное художественным содержанием.
Опираясь на положения исследователей Л. Н. Комиссаровой [2], К. В. Тарасовой, С. Х. Шоломович, которые считают, что в случае, когда объектом изучения является музыкальная ткань, моделирование её отдельных компонентов будет способствовать более глубокому выявлению их свойств и взаимосвязей, мы используем внешние ориентировочные действия детей, направленные на постижение элементов движения музыкальной ткани, метроритмических, темповых, динамических её особенностей. В использовании ориентировочных действий важное значение имеет ощущение ребёнком характера движения музыки. Моторные ощущения в сочетании с другими (слуховыми, зрительными, тактильными), объединяясь в синестезийную связь, дают возможность осознать ребёнку настроение и эмоции, выраженные в музыке, их смену и развитие.
Изучение особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку позволяет утверждать, что её развитие в дошкольном возрасте является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал музыкальной и общей духовной культуры личности.
Литература:
- Ань Н. М. Развитие эмоционального интеллекта / Н. М. Ань // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 5.
- Комиссарова Л. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6–7 лет: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. -М., 1980.
- Назайкинскии Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. — Киев: Рад. шк., 1985.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Наука, 2003.
- Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 г.
- Шацкая, В. Н. Эстетическое воспитание в детском доме [Текст] / В. Н. Шацкая // Сохраним то, что есть в детях: С. Т. Шацкий и В. Н. Шацкая / Сост., предисловие М. Б. Зацепиной. — М.: Карапуз, 2011.