В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интереса школьников к музыке, а также, особенности организации концертов классической музыки в школе.
Ключевые слова: музыкальная культура, эстетическое воспитание, дети, школьный возраст, интерес, филармония, классическая музыка.
В повседневной жизни очень небольшое количество людей находит время на прослушивание классической музыки. Еще меньший процент посещает консерватории и филармонии. Получается существовать в вакууме, настойчиво предлагаемой современной музыки, которая зачастую не дает пищи для ума и сердца. А как мало семей в принципе слушают вместе музыку, читают в слух? Отсутствие времени перерастает в ситуацию отсутствия потребности в подобном времяпрепровождении.
Скудность смыслового и мелодического наполнения, а также простота музыкальных образов не дают полноценного понимания искусства и говорят об очень невысоком уровне музыкальной культуры школьников.
Основным препятствием на пути повышения уровня музыкальной грамотности является отсутствие интереса к классической музыке. Важно помнить о музыкальной культуре, как о средстве эстетического воспитания детей. Музыкально-эстетическое сознание ребёнка формируется только в процессе непосредственного соприкосновения с музыкой, а именно при прослушивании в живую.
Л. В. Школяр утверждает, что при общении ребёнка к музыкальной культуре невозможно без развития его способности: «искусство слышать, искусство видеть, искусство чувствовать, искусство думать» [8].
Для повышения общего уровня культуры учащихся необходимо повышать музыкальную культуру, так как она является фундаментом в деле становление культурной личности. Однако в современной жизни замечается понижение интереса к достижению музыкального искусства. Так, классическая музыка не вызывает интерес у неподготовленного слушателя. [9]
При поступлении в школу у ребёнка возникает противоречие между требованиями и его уровнем развития. Известно, что эмоциональная сфера имеет связь с областью нравственных чувств. У подростков возникают проблемы, связанные с нарушением этических норм. Здесь на помощь приходит приобщение ребенка к общепризнанным шедеврам мировой культуры и искусства. В этом вопросе одной из главных задач является зарождение подлинного интереса.
Детям необходимо давать целостные знания о музыкальном искусстве. Зародить интерес к изучению музыки, вызвать эмоциональную реакцию на музыкальное произведение, научить видеть красоту.
Воспитание эстетически развитой личности невозможно без обращения к блестящим образцам музыкального искусства прошлого. Это проблема побуждает нас рассмотреть возможности школьной филармонии для приобщения детей к музыкальной культуре.
Прослушивание классической музыки в живом исполнении невероятно полезно! Сложность мелодии, ритма, формы, тембров увлекают наш мозг и создаются новые нейронные связи. Для детей это возможность соприкоснуться с классической музыкой вместе с родителями! Родитель показывает пример хорошего вкуса, и ребенок, включаясь в пространство родителя, будет тянуться к хорошей музыке.
Школьная филармония дает возможность детям напрямую взаимодействовать с миром классической музыки. Особенным является не только непосредственное вовлечение учеников в процесс подготовки мероприятия, но и возможность проявить себя в роли исполнителя.
Конечно, существует большое количество музыкальных мероприятий доступных для проведения в стенах школы. Это может быть и конкурс талантов, и музыкальный вечер, и квартирник, в котором могут принимать участие все желающие. Однако именно формат филармонии способен охватить весь спектр задач, которые ставят перед собой цель приобщения детей к музыкальной культуре.
Акцент на классическом репертуаре, привлечение выступающих из числа юных исполнителей и профессиональных музыкантов, а также разнообразие музыкальных инструментов и аспект выступления в живом формате, преследует цель воспитания эстетического вкуса.
Формат живого выступления, исполнение музыкального произведения «здесь и сейчас» дает возможность исполнителю передать подлинную красоту и чувственность музыкального материала.
Для слушателя это возможность погрузится в гармонию звуков, ритмов и темпов. Создается невидимая связь между слушателем и музыкантом. Живые эмоции способны пробудить неподдельный интерес к прослушиваемой музыке. Воспитывается эмоциональная отзывчивость к мировым шедеврам классической музыки.
При организации филармонии необходимо помнить о том, что прежде всего важен процесс выстраивания партитуры зрительского восприятия. Все происходящее должно пробуждать живой интерес у зрителя. Общая атмосфера концерта должна быть выстроена с особой деликатностью и отвечать тематике исполняемого репертуара.
Немаловажным является качество исполнения музыкальных произведений юными музыкантами. Музыка как временное искусство накладывает на исполнителя большую ответственность как за решение технических задач, так и за создание художественного образа.
Филармония в школе может стать традицией. Музыка, объединяющая родителей, преподавателей и учеников. Школьникам приятно видеть на сцене своих учителей и одноклассников.
При проведении концерта важно отнестись с должным вниманием и уважением к специфике исполняемых музыкальных произведений и перенести слушателей в эпоху их написания. Так же важно рассказать юным зрителям о культуре поведения на концерте. Подключение осознанности при знакомстве с классическим произведением совершенно необходимо.
Филармония в школе способна обогатить внутренний мир ребенка яркими красками и впечатлениями.
Важно помнить о том, что формирование высоконравственной духовной личности надо начинать с детства. Главные условия становления такой личности — это создание среды, которая способствует единству формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребёнка.
Именно искусство и метод художественного познания создают благоприятную атмосферу для воспитания эстетически развитой личности ребенка, которая в будущем даст общества человека с высоким уровнем духовности и музыкальной культуры.
Литература:
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — М.: Изд-во Музыка, 1968. — 214 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства. 3-е изд. / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Искусство, 1986. — 573 с.
- Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. — М.: Изд-во Парсифаль, 1997. 160 с.
- Гордон, Л.Α. Потребности и интересы // Советская педагогика / Л.А. Гордон. — М.: Изд-во Просвещение, 1939. с. 5–8.
- Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. — М., 2007. — 292с.
- Каган М. С. Философия культуры : учебное пособие. Санкт-Петербург 1996 г.
- Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста) / В. А. Сухомлинский. — Москва: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1961. — 224 с
- Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М.: Флинта; наука, 1998. — 336 с.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / АПН РСФСР. — М., 1947. — 252с.