Использование подхода Lesson Study для активизация творческого потенциала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 05.06.2022

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Муканова, А. А. Использование подхода Lesson Study для активизация творческого потенциала / А. А. Муканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 506-508. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92598/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор предлагает идеи для активизации творческого потенциал учащихся через исследовательскую деятельность на уроке искусства по программе международного бакалавриата.

Ключевые слова: творчество, пейзаж, ТРИЗ, рубрика оценивания, анализ художественных картин,

В программе Международного бакалавриата креативность определяется как способность генерировать новые идеи и рассматривать существующие идеи из новых перспектив, а также способность распознавать ценность идеи для того, чтобы решить проблемы или инновации [1].

В своей деятельности после дистанционного формата обучения я обнаружила наиболее значимую проблему в том, что учащиеся среднего класса испытывали сложности в создании новых идей при выполнении творческих заданий на уроке изобразительного искусства. И было принято решение провести исследование уроков, чтобы достичь поставленых целей. Принимая во внимание данную проблему, необходимо было пересмотреть контент учебной программы для активизации творческих способностей учащихся. В результате ожидается, что через исследование уроков у учащихся сформируется понимание контекста, которое способствует улучшению творческого мышления, и следовательно, формированию креативности и раскытию своих способностей. Это позволит построить свою деятельность так, чтобы уроки были последовательны, и анализировать процесс для улучшения своей практики. Данное исследование состояло из трех этапов: исследовать творческие работы художников, исследовать собственные разработанные идеи и исследовать результат собственного достижения.

Раздел «Сила природы» наиболее удачно подходил для исследования.

Для первого этапа учащиеся выполнили визуальный анализ, также называемый формальным анализом, к картине художников в жанре пейзажа. Они анализировали формальные качества произведения искусства, такие как изобразительное пространство, форма, линия, композиция, цвет, движение, узор, текстура, обсуждали содержание, а также проводили интерпретацию [2].

Почему важен визуальный анализ? Потому что это требует очень внимательного изучения произведения искусства. Именно благодаря вдумчивому визуальному анализу учащиеся наблюдают многие качества, составляющие изображение, и получают более глубокое знание и понимание. Наблюдение и расшифровка того, как художники использовали формальные качества для организации, структурирования и иного создания образа, поможет им более целенаправленно создавать свои собственные образы. Данный вид деятельности уместен так, как способствует развитию мышления и самоанализа ученика. Во время просмотра художественных картин вопросы «Почему художник...?», «Каким образом художник...?», «Для чего художник...?» систематизируют полученные знания и придут к выводам, которые используют в практической деятельности.

На втором этапе исследование урока учащимся было предложено выполнить мозговой штурм, как их идеи и намерения начинаются и развиваются, и как выбор образов и художественной техники передает эти идеи для создания творческой работы в жанре пейзажа. Следующие вопросы помогут сфокусировать развитие идеи «Что вас вдохновило?», «Что вы увидели, прочитали, подумали, чтобы заставить развить эту идею?», «Какие методы вы используете для реализации своей идеи?», «Какая техника или материал наиболее подойдут?». Не стоит забывать, что в начале урока необходимо побуждать учащихся к творческой деятельности, и удачным методом в моей практике явился «метод фокальных объектов» по технологии ТРИЗ, это позволяет анализировать и уточнять идеи, размышлять о своих навыках, методах, процессах и о своем развитии. Учащиеся создают новые связи между объектами, на основе которых разработывают рисунок нового объекта. Таким образом, предоставляется поддержка в процессе обучения, а также активизируется творческое мышление.

После выполнения мозгового штурма и написания художественного замысла, учащиеся начинают исследовать различные стили экспериментируя с выбранными художественными материалами для развития идеи. Стоит не забывать, чтобы оценивать уровни процесса заблаговременно подготовить рубрики с критериями. Слоу Р. Е. и Ломан Д. Ф. описали концептуальную основу лежащую в основе практик, которые необходимо изучить причины и способы обучения. Знающий ученик получает возможность контролировать и способствовать правильности вывода, распознавая и избегая ошибок. Процедурное знание становится автоматизированным, требуя все меньше и меньше размышлений и внимания и поддержания качества перед лицом одновременных задач или требований. Знание показывает степень композиции, целостность. Шаги становятся менее необходимыми или очевидными, а успеваемость учащихся сглаживается и происходит с большей готовностью. Учащийся с процедурными знаниями осознает возможности и ограничения передачи этих знаний и делает соответствующие обобщения. Наконец, у учащихся развивается метапознание: они думают о своем мышлении. Использование рубрики с богатым описанием позволяет учителю раскрывать большой объем информации большому количеству студентов, отвечать на многие вопросы и демистифицировать получаемое обучение. Более четко раскрываются само собой разумеющиеся процедурные знания, увеличивается процент хорошо успевающих учащихся [3]. Рубрика с критериями также предоставляет менее опятным учащимся четкую информацию о том, что нужно сделать, чтобы улучшить свою работу.

После выполнения творческих работ учащимся необходимо анализировать и уточнять идеи, размышлять о своих навыках, методах, процессах и о своем развитии в целом как художника. Следует провести парную работу, где учащиеся исследуют ход процесса работы друг друга. Они могут обсудить выбор материалов и технологий; Проанализировать визуальные качества: цвет, вес, текстуру, свет, тень, прозрачность и т. д.; обсудить идеи или убеждения, лежащие в основе вашей работы; какие влияния (от других художников, книг, поп-культуры, средств массовой информации, событий, горячих тем) влияют на работу?

Анализ исследований уроков позволил активизировать творческое мышление учащихся и направить на творческий путь, где под творчеством мы понимаем процесс, который позволяет развить духовные и материальные ценности. Главная ценность детского творчества заключается в развитии личности и ее творческого потенциала.

Литература:

  1. Предметное руководство «Искусство». — IBMYP, 2014.
  2. Хизер Макрейнольдс. Четыре взгляда на искусство. Ресурс государственного образования.
  3. Слоу Р. Е. и Ломан Д. Ф. Значение когнитивной психологии дляизмерения образования. — Нью-Йорк.: Macmillan, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): идея, учащийся, визуальный анализ, жанр пейзажа, знание, мозговой штурм, развитие идеи, творческий потенциал, творческое мышление, художник.


Ключевые слова

творчество, пейзаж, ТРИЗ, рубрика оценивания, анализ художественных картин

Похожие статьи

Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства

В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недос...

Влияние концептуального обучения на мотивацию учащихся

Исследование имело целью повышение мотивации учащихся с помощью концептуального обучения. Практическое часть состоит из обзора литературы и трех уроков проведенных с использованием концептов. Результаты исследования показали возможность мотивации уча...

Обучение, ориентированное на концептуальное понимание в учебной программе IB посредством изобразительного искусства

В статье авторы исследует значение преподавания искусства в учебной программе IB и то, как оно развивает концептуальное понимание учащихся основной школы для создания собственных творческих работ через анализ произведения искусства.

Иллюстрирование художественных произведений как средство активации интереса и понимания читающих

Статья описывает методы использования иллюстраций, как способ стимуляции визуального мышления на примере учебной программы по предмету литература среднего звена общеобразовательной школы.

Развиваем творческие способности на уроке технологии

В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.

Изучение и преподавание линейной перспективы на уроках рисования

Данная статья исследует важность изучения линейной перспективы на уроках рисования в контексте художественного образования. Она подчеркивает роль учителя в мотивации студентов, индивидуальном подходе к обучению и развитии технических навыков. Статья ...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Похожие статьи

Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства

В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недос...

Влияние концептуального обучения на мотивацию учащихся

Исследование имело целью повышение мотивации учащихся с помощью концептуального обучения. Практическое часть состоит из обзора литературы и трех уроков проведенных с использованием концептов. Результаты исследования показали возможность мотивации уча...

Обучение, ориентированное на концептуальное понимание в учебной программе IB посредством изобразительного искусства

В статье авторы исследует значение преподавания искусства в учебной программе IB и то, как оно развивает концептуальное понимание учащихся основной школы для создания собственных творческих работ через анализ произведения искусства.

Иллюстрирование художественных произведений как средство активации интереса и понимания читающих

Статья описывает методы использования иллюстраций, как способ стимуляции визуального мышления на примере учебной программы по предмету литература среднего звена общеобразовательной школы.

Развиваем творческие способности на уроке технологии

В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.

Изучение и преподавание линейной перспективы на уроках рисования

Данная статья исследует важность изучения линейной перспективы на уроках рисования в контексте художественного образования. Она подчеркивает роль учителя в мотивации студентов, индивидуальном подходе к обучению и развитии технических навыков. Статья ...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Задать вопрос