В статье автор предлагает идеи для активизации творческого потенциал учащихся через исследовательскую деятельность на уроке искусства по программе международного бакалавриата.
Ключевые слова: творчество, пейзаж, ТРИЗ, рубрика оценивания, анализ художественных картин,
В программе Международного бакалавриата креативность определяется как способность генерировать новые идеи и рассматривать существующие идеи из новых перспектив, а также способность распознавать ценность идеи для того, чтобы решить проблемы или инновации [1].
В своей деятельности после дистанционного формата обучения я обнаружила наиболее значимую проблему в том, что учащиеся среднего класса испытывали сложности в создании новых идей при выполнении творческих заданий на уроке изобразительного искусства. И было принято решение провести исследование уроков, чтобы достичь поставленых целей. Принимая во внимание данную проблему, необходимо было пересмотреть контент учебной программы для активизации творческих способностей учащихся. В результате ожидается, что через исследование уроков у учащихся сформируется понимание контекста, которое способствует улучшению творческого мышления, и следовательно, формированию креативности и раскытию своих способностей. Это позволит построить свою деятельность так, чтобы уроки были последовательны, и анализировать процесс для улучшения своей практики. Данное исследование состояло из трех этапов: исследовать творческие работы художников, исследовать собственные разработанные идеи и исследовать результат собственного достижения.
Раздел «Сила природы» наиболее удачно подходил для исследования.
Для первого этапа учащиеся выполнили визуальный анализ, также называемый формальным анализом, к картине художников в жанре пейзажа. Они анализировали формальные качества произведения искусства, такие как изобразительное пространство, форма, линия, композиция, цвет, движение, узор, текстура, обсуждали содержание, а также проводили интерпретацию [2].
Почему важен визуальный анализ? Потому что это требует очень внимательного изучения произведения искусства. Именно благодаря вдумчивому визуальному анализу учащиеся наблюдают многие качества, составляющие изображение, и получают более глубокое знание и понимание. Наблюдение и расшифровка того, как художники использовали формальные качества для организации, структурирования и иного создания образа, поможет им более целенаправленно создавать свои собственные образы. Данный вид деятельности уместен так, как способствует развитию мышления и самоанализа ученика. Во время просмотра художественных картин вопросы «Почему художник...?», «Каким образом художник...?», «Для чего художник...?» систематизируют полученные знания и придут к выводам, которые используют в практической деятельности.
На втором этапе исследование урока учащимся было предложено выполнить мозговой штурм, как их идеи и намерения начинаются и развиваются, и как выбор образов и художественной техники передает эти идеи для создания творческой работы в жанре пейзажа. Следующие вопросы помогут сфокусировать развитие идеи «Что вас вдохновило?», «Что вы увидели, прочитали, подумали, чтобы заставить развить эту идею?», «Какие методы вы используете для реализации своей идеи?», «Какая техника или материал наиболее подойдут?». Не стоит забывать, что в начале урока необходимо побуждать учащихся к творческой деятельности, и удачным методом в моей практике явился «метод фокальных объектов» по технологии ТРИЗ, это позволяет анализировать и уточнять идеи, размышлять о своих навыках, методах, процессах и о своем развитии. Учащиеся создают новые связи между объектами, на основе которых разработывают рисунок нового объекта. Таким образом, предоставляется поддержка в процессе обучения, а также активизируется творческое мышление.
После выполнения мозгового штурма и написания художественного замысла, учащиеся начинают исследовать различные стили экспериментируя с выбранными художественными материалами для развития идеи. Стоит не забывать, чтобы оценивать уровни процесса заблаговременно подготовить рубрики с критериями. Слоу Р. Е. и Ломан Д. Ф. описали концептуальную основу лежащую в основе практик, которые необходимо изучить причины и способы обучения. Знающий ученик получает возможность контролировать и способствовать правильности вывода, распознавая и избегая ошибок. Процедурное знание становится автоматизированным, требуя все меньше и меньше размышлений и внимания и поддержания качества перед лицом одновременных задач или требований. Знание показывает степень композиции, целостность. Шаги становятся менее необходимыми или очевидными, а успеваемость учащихся сглаживается и происходит с большей готовностью. Учащийся с процедурными знаниями осознает возможности и ограничения передачи этих знаний и делает соответствующие обобщения. Наконец, у учащихся развивается метапознание: они думают о своем мышлении. Использование рубрики с богатым описанием позволяет учителю раскрывать большой объем информации большому количеству студентов, отвечать на многие вопросы и демистифицировать получаемое обучение. Более четко раскрываются само собой разумеющиеся процедурные знания, увеличивается процент хорошо успевающих учащихся [3]. Рубрика с критериями также предоставляет менее опятным учащимся четкую информацию о том, что нужно сделать, чтобы улучшить свою работу.
После выполнения творческих работ учащимся необходимо анализировать и уточнять идеи, размышлять о своих навыках, методах, процессах и о своем развитии в целом как художника. Следует провести парную работу, где учащиеся исследуют ход процесса работы друг друга. Они могут обсудить выбор материалов и технологий; Проанализировать визуальные качества: цвет, вес, текстуру, свет, тень, прозрачность и т. д.; обсудить идеи или убеждения, лежащие в основе вашей работы; какие влияния (от других художников, книг, поп-культуры, средств массовой информации, событий, горячих тем) влияют на работу?
Анализ исследований уроков позволил активизировать творческое мышление учащихся и направить на творческий путь, где под творчеством мы понимаем процесс, который позволяет развить духовные и материальные ценности. Главная ценность детского творчества заключается в развитии личности и ее творческого потенциала.
Литература:
- Предметное руководство «Искусство». — IBMYP, 2014.
- Хизер Макрейнольдс. Четыре взгляда на искусство. Ресурс государственного образования.
- Слоу Р. Е. и Ломан Д. Ф. Значение когнитивной психологии дляизмерения образования. — Нью-Йорк.: Macmillan, 1989.