Развитие творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 17.05.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Жаксипаева, А. C. Развитие творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения / А. C. Жаксипаева, А. Ж. Казимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 616-618. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114179/ (дата обращения: 17.07.2024).



В данной работе авторы рассматривают вопрос о развитии творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения.

Ключевые слова: творческое мышление, способы дифференциации, типы восприятия, дифференциация.

Актуальной проблемой на сегодняшний день остается воспитать молодых людей, стремящихся быть думающими, используя критические и креативные навыки мышления для анализа и решения сложных проблем. Развивая данные качества, мы понимаем важность сохранения баланса в разных аспектах нашей жизни: интеллектуальной, физической и эмоциональной. Мы видим нашу взаимозависимость с другими людьми и миром, в котором мы живем. Для решения данной проблемы рассматривается дифференцированное обучение, это методика обучения, которая учитывает индивидуальные потребности, интересы, уровень знаний каждого учащегося. Дифференцированное обучение стремится адаптировать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог показать результаты своей работы. Творческое мышление и работа являются фундаментальными для искусства Основной школы, и они могут легко стать предметом внимания и в других предметных группах. Повышенная осведомленность о творческом мышлении поощряет обучение, ориентированное на учащихся, и развивает у учащихся навыки обучения на протяжении всей жизни [1].

Поддержка связи между различными предметными областями, что способствует развитию творческого мышления и способствует формированию у учащихся комплексного взгляда на проблемы.

Преимуществом же использования дифференцированного подхода в казахстанских школах является выход учителей за определенные рамки, в пределах которых они работали на протяжении многих лет для создания комфортных условий обучения. В условиях обновления содержания образования у учителя появляется свобода в выборе ресурсов, источников информации, форм работы на уроке. Самое главное — создать такие условия, чтобы каждый обучающийся достиг хотя бы малейшего успеха на

уроке и был вовлечен в процесс обучения. Принципы дифференцированного

обучения включают самый важный элемент образования — создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному — иметь возможность творческого роста [2].

Программа Международного Бакалавриата (IB) поощряет учащихся быть более внимательными к собственному художественному развитию и к той роли, которое Искусство занимает в мире. Предмет искусства в программе IB для начальной школы предоставляет учащимся возможность исследовать свои собственные личные интересы, убеждения и ценности и участие в личном творческом пути [1].

Творческое мышление — это способность мыслить и решать проблемы с использованием оригинальных, нестандартных подходов. Оно включает в себя способность генерировать новые идеи, видеть проблемы с разных точек зрения.

В программе Международного Бакалавриата в основной школе дифференцированное обучение создает благоприятную среду для развития индивидуальных способностей каждого ученика, в том числе и их творческого потенциала. Поддерживать учащихся в исследовании своих интересов и задавать им вопросы, которые требуют творческого мышления для ответа. Учащимся предоставляются задачи и ситуации, требующие нестандартного подхода и решения. Это развивает их способность к творчеству.

Существуют подходы и способы дифференциации (ускорение, усложнение, углубление, вызов, креативность). Мы рассматриваем креативность. Креативность на уроках искусства — это способность выражать себя через формы, цвета, движение, свои идеи и эмоции в собственной работе или анализ произведения, которые могут вдохновлять, трогать и вызывать размышления. имеет название, элементы в искусстве. Креативность в искусстве подталкивает к нестандартным решениям, экспериментам [2].

Так, на уроках химии для получения хорошего образования недостаточны школьные учебники по теории и задачники с анализом решения типовых задач. К главным навыкам 21 века относятся умения использования полученных знаний в незнакомых условиях, требующих проявления творческих способностей в условиях неопределенности, когда ученику неясно, какие знания и какой науки применимы в данной ситуации, не составлен план действий, чаще всего неизвестен и конечный результат поиска. И в такой ситуации переплетаются логические предположения и интуитивные умозаключения, постоянно возникают сомнения в правильности направления в решении проблемы, приходится осмысливать и переосмысливать свои действия и действия товарищей при групповой работе. Идет напряженная внутренняя интеллектуальная работа, которая в конечном итоге завершается оригинальным решением. Главное — учащиеся должны понять, каких знаний недостает и найти источник его пополнения: учебник старших классов, вузовский учебник, справочники, энциклопедия и т. д. При решении творческих заданий полезны так называемые эвристические приемы: на различных этапах поиска решения задания они отражают особенности закономерностей творческого процесса. Приведем некоторые из них. Прежде чем выполнить задание, нужно досконально изучить условие, лучше представить его в виде схемы. Не нужно сомневаться, что не хватит знаний, чаще всего не хватает навыков использования имеющихся знаний. В ходе творческого поиска учащиеся могут предложить несколько вариантов решения проблем, а затем в ходе обсуждения отобрать самые подходящие. Все предложенные идеи желательно записывать. Наиболее ценится простое решение проблемы. Задания творческого содержания успешнее выполняются в условиях сотрудничества, которое является мощным средством поиска оригинального решения задания, именно при совместном обсуждении и поиске проявляются способности каждого участника, формируются, развиваются,закрепляются навыки коммуникации [3].

На уроках искусства на этапе вызова, учащиеся разделяются по типу восприятия. Задания даются для визуалов вопросы в распечатанном варианте. Для аудиалов прокомментированы и обсуждены вслух, для кенестетов объясняется индивидуально и наглядно. Для дигиталов задание дается на формате в таблице. Как развивать творчество у учащихся основной школы? Обучать умениям, важным для творчества, и включать их в отобранное содержание. Поощрять творческое поведение (принятие риска, открытость новым идеям и впечатлениям, различные ответы). Обучать понятиям высшего порядка, которые охватывают творческое мышление.

Разрабатывать творческие проекты с учетом содержания учебной программы. Оценивать практические навыки учащихся, в том числе использовать портфолио как свидетельство аутентичности обучения. Постепенно увеличивать уровень сложности выполняемой работы.

Предоставить цель и направление творческих проектов.

На данном этапе школа стремится воспитать личность, которая стремиться к познавательной, исследовательской деятельности, с высоким уровнем рефлексии и саморегуляции. Учителя казахстанских школ активно применяют дифференциацию на уроках, используют разноуровневые задания. Разделяют задания по типу восприятия, по индивидуальным способностям, что помогает развитию личности ученика. Самое главное, чтобы ученик достиг малейшего успеха на уроке и был вовлечен в процессе обучения.Дифференциация эффективно работает при диагностики индивидуальных психологических особенностей учащихся (Типы темперамента, доминирующий профиль). Диагностики способностей учащихся (Общие способности, специальные способности, типы множественного интеллекта. Применение дифференциации на уроке (формы работы с учащимися). Также при коллегиально разработанном учебном материале, получении на уроке обратной связи, поддержки интереса учащихся, итоговой оценки. Учитель использует различные методы обучения, чтобы обеспечить понимание материала разными способами, реагирует на обратную связь учащихся. Учащимся предоставляется возможность выбора заданий по индивидуальным способностям. Целью творческого мышления является создание интересного продукта, означает либо повторить стиль художника, либо создать что-то новое. Творческая работа оценивается результатом созданного. Творческое мышление важно для здания новых и полезных идей, продуктов или решений проблем. Оно включает в себя способность генерировать новые идеи, видеть проблемы с нестандартной перспективы и находить инновационные способы их решения. Творческий процесс включает в себя использование разных техник, генерацию идей, а далее выбор наилучшего решения идеи, разумеется, начиная с исследовательской работы. Принцип дифференциации в контексте креативности подразумевает оригинальность в создании новых идей, продуктов или решений. Креативные идеи должны отличаться от того, что уже существует. Применение в обучении видов и форм позволяет разнообразить его процесс. Чем больше их применяет учитель, тем выше интерес к обучению у учащихся. Только правильный подход к процессу обучения обеспечит качественный результат.

Таким образом, дифференцированное обучение способствует более эффективному обучению, поскольку оно учитывает индивидуальные различия учеников и создает условия для максимального их развития. Оно также способствует повышению мотивации и учебной заинтересованности каждого ученика, так как они видят, что учебный процесс адаптирован к их потребностям.

Литература:

  1. Руководство по искусству в основной школе МБ, сентябрь 2014/январь 2015
  2. АбишеваР. Б. Дифференциация обучения: опыт, проблемы, перспективы./ Р. Б. Абишева, С. Б. Мамлеева, У. Б. Темиргалиева. Астана. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». — 64 с.
  3. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи ПО не органической химии. Москва, АРКТИ,1998
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, дифференцированное обучение, учащийся, основная школа, способность, процесс обучения, тип восприятия, малейший успех, творческий процесс, учебный процесс.


Ключевые слова

творческое мышление, дифференциация, типы восприятия, способы дифференциации

Похожие статьи

Задать вопрос