Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 06.11.2018

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Медведева, Т. В. Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологий / Т. В. Медведева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53497/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, рассуждать, мыслить, вносить предложения, работать с различными источниками информации.

Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал.

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Они заложены и существуют в каждом человеке. Но для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию учебной деятельности, творческой, способствующей раскрытию и развитию природных данных.

Как известно, физика, в отличие от информатики, не всегда является любимым предметом обучающихся. Поэтому одна из главных задач учителя — вызвать интерес к изучению предмета. Как научить творчеству, пробудить у обучающихся интерес к предмету? Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают задания творческого характера. К заданиям творческого характера относят проблемные задачи, вопросы, ситуации, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множества решений одной и той же задачи. Именно, творческие задания требуют от учащихся большой самостоятельности мышления, способность увидеть или найти проблему.

Приведу пример конкретных заданий: посредством опыта учащимся можно предложить объяснить быстроту заварки чая в холодной и теплой воде? Проверить на опыте, одинаковы или различны силы притяжения у двух разных веществ, например у меди и стали (7-й класс). Тем самым ученики сами выдвигают проблему и самостоятельно работают над идеей опыта.

Использование проблемных вопросов и заданий на уроках будет способствовать желанию сравнивать и рассуждать, анализировать и делать вывод. Что будет предполагать качественное усвоение материала и делать процесс познания более интересным. Например, в 7 классе по физике при изучении темы «Атмосферное давление», я предлагаю учащимся исследовать зависимость между значением атмосферного давления, которое они измеряют в одно и то же время в течение нескольких суток, и изменением погодных условий, которые происходят за указанный интервал времени.

Преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока заставляет заинтересовать и разобраться в данной проблеме.

Например, в информатике: «Как измерить количество информации?» вместо «Единицы измерения информации». «Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами». «Как правильно сложить числа в двоичной системе счисления?» вместо «Сложение чисел в двоичной системе счисления».

В физике проблемной ситуации можно добиться путём выполнения эксперимента: «Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?», «Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?», «От каких факторов зависит сила трения?».

Использование конструкторских задач ориентирует учащихся на самостоятельное изготовление приборов. Например, изготовить динамометр, в котором вместо спиральной пружины использовалась бы упругая пластина; весы, сообщающиеся сосуды, рычаги, источник питания, модель атома, маятник.

Изобретение таких самодельных приборов содействует не только развитию у учащихся творческого мышления, но и повышение уровня знаний.

С большим интересом учащиеся выполняют практические задачи (это задания, в которых требуется отыскать физический способ решения).

Например, «Придумайте способ определения мощности лампочки, пользуясь только амперметром и реостатом», «Имеются две одинаковые электрические лампочки. К одной из них от батарейки карманного фонарика подведены железные провода, а к другой — медные (провода имеют одинаковую длину и площадь поперечного сечения). У какой лампочки будет ярче светиться нить накала?», «Что может случиться с проводом, если сила тока превысит допустимую норму? Как избежать негативных последствий?».

Такая форма работы на уроке способствует формированию приемов мыслительной деятельности; развивает научно-техническое, логическое и образное мышление; развивает исследовательские, творческие, познавательные, коммуникативные, рефлексивные и практические умения.

Повысить эффективность уроков, активность ребёнка в процессе обучения, добиться хороших результатов мне позволяют различные информационные технологии.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться, поэтому использование ИКТ позволяют создать среду обучения более яркой, интерактивной, динамичной, с видео- и звукорядом.

Информационные технологии, которые я применяю в своей работе, разнообразны как по содержанию предлагаемого материала: презентация, электронный учебник, компьютерное тестирование, так и по форме проведения: при изучении нового материала, при закреплении знаний, при отработке умений и навыков; использую при опросе учащихся, в процессе повторения пройденного.

Так как, физика — наука экспериментальная и её изучение трудно представить без лабораторных работ, а оснащение кабинета физики не всегда позволяет провести лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер.

С помощью ПК школьник может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать за их изменениями; анализировать увиденное явление и делать соответствующие выводы.

С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, рентгеновское излучение, ядерные превращения в 9 классе; атомы и молекулы в 7 классе, движение электронов в магнитном поле в 9 классе.

Благодаря использованию информационных технологий на уроках физики можно показывать графики («Плавление и отвердевание кристаллических тел»), работу технических устройств («Двигатель внутреннего сгорания»), изучаемые формулы, фрагменты видеофильмов («Использование энергии Солнца на Земле»), редкие фотографии (чёрная дыра), анимацию изучаемых процессов и явлений («Радиоактивность»), экспериментальные установки («Камера Вильсона», «Счётчик Гейгера»).

Не менее практичным на уроках оказалось использование фотографии плакатов («Солнечное и лунное затмение», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Лампа накаливания»).

Использование информационных технологий на уроках информатики позволяет мне не только максимально раскрыть творческие способности учащихся, но и привлечь их к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого. К наиболее эффективным и инновационным формам представления учебного материала по информатике следует отнести мультимедийные презентации, кроссворды, тесты. Они способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемых тем («Двоичное кодирование», «Формирование изображения на экране монитора», «Системы счисления»), экономят время на уроке, насыщают его информацией.

Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательская деятельность. Именно исследовательский подход в обучении повышает познавательную активность, развивает воображение, раскрывает и расширяет собственные возможности учащихся.

В настоящее время учебный материал сопровождается большим объёмом информации. Порой учитель не в силах переработать и передать весь материал учащимся. Именно поэтому школьник должен уметь проводить самоанализ, ставить цели, планировать свою деятельность, организовывать и контролировать ее. В таком случае, учитель перестает быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности учащихся.

В этой связи целесообразно применение практических работ по информатике. Но не на стадии закрепления пройденного материала, а в процессе усвоения новой темы. В этом случае учащийся сам изучает новый материал для самостоятельного исследования. Примером может быть практическая работа по использованию системы управления базами данных Microsoft Access, текстовый редактор Word, технология мультимедиа, язык программирования Visual Basic 2005.

Таким образом, задача практических работ сводится не только к тому, чтобы дать возможность учащимся приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере, но и закрепить уже полученные.

Самым важным при выполнении исследовательской деятельности, я считаю, является способность учащегося видеть проблему, анализировать известное и неизвестное и на основе анализа выдвигать гипотезу по решению проблемы, обосновывать ее.

Так, в седьмом, восьмом классах у школьников по физике есть ряд тем, по которым учащиеся высказывают свои гипотезы, а затем оценивают их на основе изученного материала, проверяют экспериментально. В качестве примера является обсуждение с учащимися 7-го класса вопроса о строении вещества: «Как можно заглянуть внутрь вещества?» Для этого мы с учащимися рассматриваем свойство тел при нагревании — увеличение в объеме. В 8 классе обучение планированию исследования можно осуществить по теме: «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар».

В 9 классе исследовательская деятельность по некоторым темам выполняется самостоятельно. Например, выяснение характера движения тела по наклонной плоскости, вводится новая характеристика движения — ускорение.

Следует заметить, что при изучении многих важных тем, как по физике, так и по информатике, есть уроки, на которых проведение практической части отсутствует. В этот момент можно заметить, что ребята без удовольствия отвечают на вопросы, настроение у них падает. Поддержать интерес учащихся на таких уроках мне помогает проектная деятельность.

Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, сотрудничеству. Конечно, на всех этапах работы над проектом необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности.

Для учащихся 7 классов проекты могут быть небольшими (1–2 урока). Например, изучая тему «Устройство компьютера», учащиеся создают мини-проект «Как самостоятельно выбрать компьютер»; при изучении темы «Информация и информационные процессы» учащимся может быть предложено создание кроссворда по этой теме; закрепить тему «Технология обработки графической и мультимедийной информации» поможет проект по созданию плаката «Спорт в моей жизни», фотоколлажа «Мой край родной», мультимедийного продукта (фильм, презентация) «Города — герои».

Такие проекты в 7 классе помогают развить не только воображение, но и творчество.

Для учащихся 8- 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы: проект «Наш домашний бюджет», включающий мониторинг подсчёта денежных средств в течение недели, проведение расчётов в электронных таблицах и визуализация обработанных данных с помощью диаграмм и графиков. Интернет-проект «Мой сайт», включающий разные виды информации созданный с помощью языка HTML.

На уроках физики проектная деятельность имеет широкое поле применения, начиная уже с 7 класса. Конечно, проекты, которые могут выполнить семиклассники, нельзя сравнить с продуктом деятельности учеников старших классов. И это правильно. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам; о работе, сопутствующей поиску интересной информации и творчеству.

Из собственного опыта работы могу сказать, что большой интерес у школьников 7 класса вызывает поиск пословиц, загадок, народных примет, связанных с физикой; составление кроссвордов и сочинение стихов на физические темы: «Зачем нужно изучать физику», «Если бы не было трения», «Физика в походе».

В 8–9 классах учащиеся решают более серьёзные проблемы, используя метод проектов. Они учатся классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Ребята в поисках информации учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Примерами таких работ являются «Развитие космонавтики», «Наблюдение Вселенной», «Есть ли жизнь на Марсе».

В целом, задача учителя сводится к тому, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазирование, понимание закономерностей, решение сложных проблемных ситуаций.

Литература:

  1. «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики в гуманитарной гимназии. Сайт http://открытыйурок.рф/статьи/503239/
  2. Орлов В. А. Творческие экспериментальные задания.//Физика в школе — № 4, № 5, 1994.
  3. Электронное издание. Учебное проектирование (компакт — диск) — издательство «Учитель», 2010.
  4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. Центр «Академия», 2010. — 368 с.
  5. Соловьёва С. М. «Как развивать творческие способности учеников». Сайт http://ist.na5bal.ru/kultura/25533/index.html
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, класс, исследовательская деятельность, проект, работа, урок, Физик, исследовательский подход, персональный компьютер, проблемная ситуация.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие творческих способностей учащихся системы среднего профессионального образования средствами компьютерной графики

Развитие творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплины «Математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении общественно-научных предметов

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие творческих способностей учащихся системы среднего профессионального образования средствами компьютерной графики

Развитие творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплины «Математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении общественно-научных предметов

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Задать вопрос